Из опыта работы учителя математики

Разделы: Математика


Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:

  • как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
  • какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
  • какие методы и средства обучения выбрать;
  • как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
  • как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Мне хочется рассказать о деятельностном подходе в обучении математике.

Современный урок - это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их исследования, различная творческая работа.

В нашей стране, в нашем обществе жизнь ставит задачу "обучения через всю жизнь". Поэтому умение учащихся добывать знания самостоятельно, совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая новые навыки, порой важнее прочности приобретенных знаний, т.к. добыванием и совершенствованием знаний им придется заниматься всю сознательную жизнь.

ДОМАШНИЕ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.

Индивидуальные творческие задания - необходимое условие самосовершенствования личности.

Раскрытие творческого потенциала и обеспечение развития детей с различными индивидуальными способностями, создание условий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей учащихся исходя из принципов индивидуализации и дифференциации, диктуют необходимость развития информационно-методологической компетентности у учащихся. Средство достижения этой задачи - это технология, основанная на индивидуальной самостоятельной работе. В ходе самостоятельной научной работы воспитывается интегративное мышление. Оно является важной ступенькой к формированию глобального мышления и самосовершенствованию личности.

Отдельно хочу остановиться на проблеме домашних заданий. Необходима чёткая, планомерная работа учителя в этом направлении. У меня существует два вида таких заданий: краткосрочное домашнее задание и домашнее задание на длительный срок. Краткосрочные домашние задания задаются мною раз в неделю (как правило в один и тот же день) и принимаются в тот же день недели через неделю. Например, со вторника до вторника. В задание включаются задания, которые мы разбираем в течение всей недели на уроках. Домашние задания на длительный срок: это задания целого раздела, на выполнение которых даётся примерно месяц.

Таким образом, я учу ребят не только математике, но и умению планировать своё время, умению выбирать из списка задач те, которые он может решить на данном этапе. То есть я учу ребят учиться.

СОЗДАНИЕ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ ПРИ ОПРОСЕ УЧАЩИХСЯ.

Всем нам ясно, что мы хорошо работаем только в том случае, если чувствуем себя эмоционально-комфортно. Всегда ли наши дети, входя в класс, чувствуют себя также? Что сделать для того, чтобы в классе царила атмосфера эмоционального комфорта?

Учение - целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных способностей учащихся.

Основное направление школы - это поворот обучения к ученику, его психологическим особенностям. Математика многим дается нелегко. Учеба должна быть в радость, ученику должно быть интересно, понятно, комфортно. У всех детей разные способности, интересы, возможности. Учителю, в рамках урока, нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал, то есть поставить и достичь своих учебных целей, пройти свою траекторию.

Многим учащимся тяжело даётся работа у доски: спросят - не спросят, пронесёт - не пронесёт. С таким настроением часто идут дети на урок. Я к доске не вызываю, ученики идут решать задание на доске по своему желанию. Основное правило: "К доске надо идти не тогда, когда знаешь, а когда не знаешь". И ещё. Оценки за работу у доски я не ставлю. Если ученик "всё знает", он идёт к доске покрасоваться и не стоит развивать в нём чувство собственной важности, а слабый ученик идти к доске боится: "опять получу двойку." Поэтому, у доски должны быть все равны, Ответ у доски нужен ребёнку для того, чтобы учитель мог помочь ему и другим. А оценки - это не главное

Контрольная работа - это тоже стресс для ученика. Есть дети, которые хорошо отвечают у доски, выполняют все домашние работы, а как контрольная. то срыв , плохая оценка. Конечно, без контрольных работ не обойтись, но можно попытаться помочь учащимся, настроить их. Например, все задания в контрольной работе оценены в баллах, а в конце работы даётся критерий оценки. Ученик может выбрать. В какой последовательности решать задания. Сначала более простые или более сложные. А в конце урока может подсчитать на какую оценку он может рассчитывать. Причём, заданий в контрольной работе предлагается больше, чем необходими, чтобы получить оценку "пять". Это для того, чтобы у ученика был выбор.

Зачёты сдают ребята по материалу целого раздела. Я разбиваю этот материал на блоки и постепенно, по мере прохождения материала предлагаю эти блоки ребятам на уроках. Кто-то может решить задания сразу после объяснения материала. А кому-то требуется время. К зачёту у некоторых ребят сданы уже все блоки и на зачётном уроке они выполняют дополнительную часть зачёта по теме на "4" и "5".У остальных сданы только часть блоков и они доздают то, что не сдали заранее. Такая организация работы тоже ведёт к снятию напряжения и стрессов.

Ребята со временем привыкают к этим формам работы на уроке и уже так не волнуются, когда идут на урок.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.

Одним из основных направлений деятельности учителя математики является приобщение учащихся к исследовательской работе. Именно исследовательская работа дает возможность расширить образовательное пространство, "выйти" за пределы учебного заведения.

Наши дети могут значительно больше, если грамотно организовать их самостоятельную, познавательную и творческую деятельность.

Целью активизации интереса учащихся является повышение престижа научных знаний, создание условий для реализации творческих способностей учащихся.

В школьной исследовательской деятельности зачастую собственно открытия не происходит. Но это не означает, что ученик не открывает ничего нового. Исследование школьников должно быть значимо для самого исследователя: он не только открывает для себя принципиальную решаемость задач, но и убеждается в познаваемости мира и в своих собственных возможностях. Конечный результат - собственная интерпретация материала. Учащиеся зачастую решают проблемы, уже решенные наукой и новые только для школьников. Следовательно, задачи учителя - выбрать для ученика путь восхождения, через частное открыть общее, найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать свое слово.

В основу "технологии проектов" положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Конечным результатом является сформированность умений и навыков мышления, то есть способность к самообучению.

В связи с изложенным, перед учителем в современной школе стоят задачи поиска современных педагогических технологий. Одним из них является метод проектов. Его преимущества заключаются в следующем:

  • учащиеся берут на себя большую ответственность за свое образование, чем во время обычных занятий
  • у учащихся растет уверенность в своих знаниях, развиваются способности к обучению
  • появляется возможность развития разносторонних навыков: новый тип мышления, нахождение ответов на поставленные вопросы, работа в коллективе, общение.

В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательной системы.

Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, полученного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.

Я расскажу о проектах - обобщениях и систематизации учебного материала, которые я предлагаю учащимся 9-10 классов.

В девятом классе заканчивается изучение "планиметрии". Поэтому в начале года я предлагаю учащимся класса объединиться в группы: первая группа будет в течении года собирать, систематизировать и представлять материал о треугольниках, вторая группа - о четырёхугольниках, третья - о окружности и круге. Предлагается проявить творчество и смекалку. Работу можно выполнять индивидуально, в парах или большей группой (примерно одна треть класса). Периодически учитель должен контролировать ход этой работы, беседовать с учащимися, просматривать их работы. Результат (конечный продукт) может быть представлен в любом виде: в виде доклада, схемы, компьютерной презентации. Но обязательно, в конце года, каждый отчитывается о проделанной работе. Работы, конечно, бывают очень разные и по содержанию, и по оформлению. Перед презентацией учитель обязательно собирает работы и, познакомившись с их содержанием, даёт учащимся необходимые рекомендации.

В десятом классе начинается изучение "основ стереометрии". Учащимся предлагается собрать материал о взаимном расположении прямых и плоскостей в пространстве. Рассмотреть всевозможные случаи и для каждого случая дать определение и сформулировать все признаки. Данная работа рассчитана на первое полугодие. Отчёты ребята представляют в любом удобном для них виде.

Кроме того, можно попросить предоставить учащихся предоставить обобщённый материал по темам "расстояния и углы в пространстве".

"Гимнастика мозга" - ключ к развитию способностей ребёнка.

В современной системе человекознания есть, особое холистическое психолого-педагогическое направление, изучающее движение. Это Образовательная Кинесиология. Она представляет собой учение о развитии ребенка и взрослого человека через естественные физические движения. Это направление предлагает специально организованные движения, оптимизирующие деятельность мозга и тела для развития гармоничного опыта учения и творческой самореализации личности.

Слово "кинесиология" происходит от греческого "кинесис" - движение, то есть изучение движения. Вся наша жизнь - движение от ее начала и до конца. Ребенок учится двигаться по жизни в прямом смысле - ползать, вставать, ходить. Наши мышцы движутся, кровь и лимфа протекают в нашем теле. Человек проходит по жизненному пути, и во время этого движения, то есть на протяжении всей жизни, переживает множество проблем.

Практическая психология долгие годы искала способ помочь людям, находящимся в экстремальных ситуациях и испытывающим нервно-мышечные перегрузки. И сравнительно недавно психологам удалось разработать такое гуманистическое направление - образовательную кинесиологию.

Образовательная кинесиология как раз и занимается связями "интеллект-тело". Почему образовательная? Потому, что в процессе тренировки по этой системе мы получаем образование - знание о самих себе, знание о собственных проблемах, о том, что нам делать дальше, как компенсировать последствия перенесенного стресса. Организм как бы проходит переобучение. С помощью определенных упражнений он балансирует все процессы в теле, координирует работу обоих полушарий мозга, включает совместное интегрированное взаимодействие интеллекта и тела.

Мозг человека представляет собой "содружество" функционально ассиметричных полушарий -левого и правого, каждое из которых - не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение. Для того чтобы творчески осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом. Именно правое полушарие, благодаря своей важнейшей функции - интуиции, помогает разобраться в ситуации и сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную.

Левое полушарие отвечает за логическое- аналитическое мышление, анализирует факты, обрабатывает информацию последовательно по этапам (последовательное мышление), обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза), обрабатывает вербальную информацию: отвечает за языковые способности: контролирует речь, а также способности к чтению и письму, запоминает стихотворные строки, факты, имена, даты и их написание, способно понимать только буквальный смысл слов того, что слышим или читаем, планирует будущее, контролирует движения правой половины тела, отвечает за музыкальное образование, понимание смысла музыкальных произведений, различение ритма музыки, отвечает за математические способности, работу с числами, формулами, таблицами, отвечает за планирование.

Правое полушарие отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию, позволяет ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки, отвечает за интуицию и интуитивную оценку, может одновременно обрабатывать много разнообразной информации, способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа (параллельная обработка информации), реализует процессы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза, а затем анализа), обрабатывает невербальную информацию, специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах, запоминает образы, лица, картины, позы, голоса, способно воспринимать совокупность черт как единое целое, способно понимать метафоры и результаты работы чужого воображения, чувство юмора, воспринимает эмоциональную окраску речи, тембр голоса, интонацию, ориентируется в настоящем, контролирует движения левой половины тела, отвечает за музыкальные способности, различение мелодий, темпа и гармонии в музыке, отвечает за воображение, фантазии и мечты, художественное творчество и способности к изобразительному искусству, за спонтанные, эмоциональные реакции.

Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.

Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?
При помощи комплекса специальных "кинезиологических упражнений", которые были разработаны и апробированы американским доктором философии Полом Деннисон, основателем учения "образовательная кинезиология" (от греческого "кинесис" - движение, "логос" - наука). Пол и его жена Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Их открытия легли в основу программы под названием "Гимнастика мозга". Эта программа представляет собой комплекс упражнений, которые способствуют развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.

Каждое из упражнений Гимнастики Мозга, направлено непосредственно на возбуждение определенного участка мозга и механизмов интеграции мысли и движения, благодаря чему новое учение оказывается более естественным, быстрым, спонтанным и одновременно лучше запоминаемым. Знания естественно включаются в живое действие, формируя потребность в личностной самореализации, т. к. уже при формировании начальных знаний подключается механизм "интеграции мысли и движения".

Упражнения Гимнастики Мозга направлены также на развитие различных систем координации движений и психофизических функций. В качестве примера можно привести координацию "глаза-руки", которая участвует в зрительной работе, в работе мелкой и крупной моторики рук при письме, рисовании, в общении и пр.

"Гимнастика мозга" напоминает обычную зарядку и проста в исполнении.

Приведу несколько упражнений из комплекса:

Массаж ушных раковин.

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

Колечко.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Кулак-ребо-ладонь.

Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 - 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами ("кулак - ребро - ладонь"), произносимыми вслух или про себя.

Лезгинка.

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Ухо - нос.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

Змейка.

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Зеркальное рисование.

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально - симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

"Ленивые восьмёрки".

На листе бумаги правой рукой начертите знак бесконечности (ленивую восьмёрку), затем то же самое левой рукой. А затем правой и левой одновременно.

Рисуйте "ленивые восьмёрки" в воздухе, поочерёдно каждой рукой и обеими одновременно.

Эти упражнения можно выполнять с учащимися во время физкультминуток на уроках.

Если вы решили применять упражнения "Гимнастики мозга" в работе с детьми, то вам необходимо систематически применять их для тренинга определенных функций. Попробуйте - результаты не заставят себя долго ждать! Так, применение данных упражнений улучшает память, внимание, речь, пространственные представления, снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Эффективность процесса обучения определяется многими факторами, но главная роль принадлежит учителю. Его задача, прежде всего, воспитать активно мыслящую личность. От мастерства учителя, его умения управлять процессом формирования знаний учащихся, развитием их мышления во многом зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу.