Урок-обобщение для учащихся 7-го класса по теме "Одноклеточные"

Разделы: Биология


Задачи урока:

  • расширить знания учащихся о подцарстве Одноклеточных;
  • повторить основные типы и классы Простейших;
  • ознакомить учащихся с видовым многообразием Простейших;
  • стимулировать проявление инициативы и самостоятельности учащихся;
  • создавать для учащегося ситуации выбора учебных заданий и форм их выполнения;
  • способствовать формированию учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенций учащихся;
  • продолжить формирование у учащихся умения работать в группах, выступать публично, слушать других, делать выводы.

Оборудование: интерактивное оборудование, презентации учащихся, препараты животных, магнитные карточки систематики, творческие стендовые доклады команд.

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

Мы познакомились с первыми представителями Царства животные – Одноклеточные или Простейшие. Изучением этих животных занимается наука – протозоология. Впервые описал простейшие микроорганизмы в 1668 г. А.Левенгук.

В молодые годы голландец Левенгук увлекся необычным делом - шлифовкой стекол. Он упражнялся в этом с таким энтузиазмом, что вскоре достиг потрясающих результатов. Созданные им линзочки, величиной не больше крупной горошины, обладали способностью увеличивать предметы в несколько сотен раз. После его смерти в рабочем кабинете, который он называл музеем, обнаружили целую коллекцию: 172 линзы и 273 микроскопа.

Ученый-самоучка в 1680 году был избран действительным членом Лондонского королевского общества. Позднее его приняли и во Французскую академию наук. Открытия Левенгука стали настоящей сенсацией. Коронованные особы склоняли свои венценосные головы над волшебными линзами, желая получше рассмотреть госпожу инфузорию-туфельку. В 1698 году состоялась памятная встреча Левенгука с Петром I. Посещал Левенгука и известный английский писатель Джонатан Свифт: знакомство с микроорганизмами вдохновило его на создание "Путешествий Гулливера". И не так просты эти необычные одноклеточные животные. Вы узнали о них много нового. Сегодня мы играем “Счастливый случай”, для закрепления полученных знаний. Вопросы разного уровня сложности: одни простые, другие требуют смекалки и наблюдательности, умения логически мыслить. В игре 5 геймов, наше жюри – авторитетные старшеклассники, зрители – ваши друзья-одноклассники. Жетоны выдаются за каждый правильный ответ.

2. Приветствие команд. Название команды, девиз, капитан представляет команду.

3. Игра.

4. Подведение итогов.

Игра “Счастливый случай”

Гейм 1. “Ты – мне, я – тебе”

Команды обмениваются заготовленными кроссвордами из 10 слов. Каждое угаданное слово 1 балл. (Кроссворды на интерактивной доске, используется эффект шторка)

Количество баллов выставляют команды друг другу.

Результаты геймов на доске.

Пока команды отгадывают кроссворды, группа поддержки выступают с защитой творчески оформленных стендовых докладов “Интересное об одноклеточных” или презентаций (оценка жюри 2-5 баллов).

Гейм 2. “Заморочки из бочки”. (Используется подготовленная презентация)

Участники по очереди вытаскивают кубики с номерами заморочек, кубик с нарисованной подковой означает “счастливый случай”: команда получает дополнительный балл и имеет право на еще одну заморочку. Для обсуждения ответов командам дается 30с, засчитывается первый ответ, данный командой. При неправильном ответе свой ответ может дать другая команда и заработать дополнительный балл.

1. При заболевании малярией в крови человека наблюдается резкое снижение количества красных кровяных клеток – эритроцитов. Болезнь сопровождается приступами лихорадки с высокой температурой и ознобом. Этот паразит, вызывает тяжелое заболевание человека – малярию. Объясните причины этой болезни. (Питаясь и размножаясь малярийный плазмодий разрушает эритроциты крови, выделяет в кровь человека ядовитые вещества). От больных людей к здоровым болезнь переносят малярийные комары. Ежегодно заражается 200млн человек, и только в Африке более 1 млн. умирает от этой болезни.

2. В кишечнике человека паразитирует крупная инфузория – балантидий. В отличие от туфельки у нее нет клеточного рта, глотки и пищеварительных вакуолей. Объясните почему? (Паразиты утрачивают органы, системы органов)

3. Что такое биолюминисценция? Какие простейшие ей обладают? (Способность некоторых животных испускать свет. Такое свечение связано с хим. реакциями, протекающими в капельках жира внутри цитоплазмы клеток. Вспышки света на волнах возникают в ответ на действие механических раздражителей, например ветра. Ночесветка обитает в Черном море)

4. Эти простейшие животные могут образовывать горную породу – трепел. Из нее состоят некоторые горы и даже целые острова, например остров Барбадос в Карибском море. (Лучевики, радиолярии - корненожки). Если измельченный кусочек мела рассмотреть под микроскопом, вы увидите скелеты радиолярий и фораминифер.

5. В желудке жвачных млекопитающих – коров, овец, оленей, питающихся грубой растительной пищей, живут особые инфузории. Общая их масса в желудке коровы, например, 3 кг. Какова роль этих инфузорий в жизни жвачных животных? (Переваривают клетчатку).

6. Во время кавказской войны в 19 веке в крепости Адлер, окруженной болотами, за 5 лет вымер весь гарнизон русских солдат, численностью в 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели солдат иная. Как вы думаете, какая? (В (В воде дизентерийная амеба, причина гибели солдат – дизентерия)

7. В цитоплазме морских амеб лучевиков, радиолярий живут одноклеточные зеленые водоросли – зоохлореллы. Какое значение для простейших и водорослей имеет такая форма сожительства? (Симбиоз)

8. Эти простейшие получили свое название из-за легкости их разведения в различных настоях растительных остатков: сена, листьях салата, банановой кожуры. О ком идет речь? (Инфузории “инфузум” по латыни настой)

Гейм 3. “Гонка за лидером”

После подведения предварительных итогов каждая команда имеет возможность догнать лидера. Командам предлагается одинаковое количество вопросов. Болельщики считают хором число правильных ответов.

Вопросы для первой команды

  1. Амеба обыкновенная имеет многокамерную раковину.
  2. Все простейшие содержат хлоропласты.
  3. Основная форма размножения простейших – бесполое размножение путем митоза.
  4. Споровики исключительно паразитические организмы.
  5. Простейшие имеют органоиды специального назначения.
  6. Простейшие относятся к прокариотам.
  7. Инфузории наиболее высокоорганизованные простейшие.
  8. Некоторые жгутиковые могут питаться как настоящие растения.
  9. Простейшие, обитающие в воде, дышат растворенным в воде кислородом.
  10. Сократительные вакуоли необходимы для удаления избытка воды с растворенными вредными веществами.

Вопросы для второй команды

  1. Общее число видов простейших превышает 40 тыс.
  2. Все простейшие имеют постоянную форму тела.
  3. Ложноножки служат только для передвижения.
  4. Только морские простейшие имеют сократительную вакуоль.
  5. Раковины фораминифер используют для полировки и шлифовки металлов.
  6. Лучевики имеют внутренний скелет.
  7. Среди жгутиковых, широко распространена колониальность, например, у вольвокса.
  8. Среди простейших имеются животные-паразиты, например,  дизентерийная амеба, малярийный плазмодий и другие.
  9. Клетка простейшего выполняет все функции живого организма.
  10. Одноклеточные животные размножаются только бесполым способом.

Гейм 4. “Темная лошадка”

Знаете миф о нити Ариадны?

Когда-то на берегу острова Крит стоял огромный мрачный дворец – лабиринт. Тот кто входил а него никогда не мог выбраться – запутанные переходы, бесчисленные залы приводили к центру дворца, где жил людоед Минотавр – чудовище с головой быка. Критский царь требовал от афинян каждые 9 лет семь прекрасных юношей и семь прекрасных девушек приносить в жертву чудовищу. Афинский царь – молодой Тесей отправился освободить свой народ от страшной дани. Его мужество, красота и отвага пленили дочь царя Крита Ариадну, и она и она дала Тисею клубок нитей “нить Ариадны”. Отмечая свой путь, он дошел до Минотавра, убил его и вывел своих воинов из лабиринта.

Чтобы разобраться в разнообразии насекомых нам тоже нужна “нить Ариадны”, ею станет систематика. (Используется подготовленная презентация)

Вызывается по два человека от каждой команды. Вопросы задаются по очереди.

Еще два человека от каждой команды определяют по микропрепаратам простейших.

Определите к какому типу, классу относятся животные? (Лабораторная работа с микроскопами)

Вопросы для первой команды

Амеба обыкновенная Саркожгутиконосцы, Корненожки

Инфузория трубач Ресничные,

Трипаносома Саркожгутиконосцы, паразитические Жгутковые

Фораминифры Саркожгутиконосцы,Корненожки

Вольвокс Саркожгутиконосцы, Жгутковые

Сувойка Ресничные,

Ночесветка Саркожгутиконосцы, Жгутковые

Кокцидии Споровики.

Вопросы для второй команды

Дизентерийная амеба Саркожгутиконосцы, паразитические Корненожки

Радиолярии Саркожгутиконосцы, Корненожки

Эвглена зеленая Саркожгутиконосцы, Жгутковые

Инфузория туфелька Ресничные,

Солнечники Саркожгутиконосцы, Корненожки

Трихомонада Саркожгутиконосцы, паразитические Жгутковые

Малярийный плазмодий Споровики,

Лямблии Саркожгутиконосцы, паразитические Жгутковые

Гейм 5. “Гейм эрудитов”. (Термины на интерактивной доске, используется эффект шторка)

Вызывается по одному человеку от каждой команды. Вопросы задаются по очереди.

Объяснить термины. (1-4) Какие процессы жизнедеятельности осуществляет организм простейших? (5-10)

  1. Прокариоты. Эукариоты.
  2. Одноклеточные. Многоклеточные.
  3. Симбиоз. Паразитизм.
  4. Циста. Колония.
  5. Фагоцитоз и пиноцитоз.
  6. Псевдоподии, жгутики, реснички.
  7. Сократительная вакуоль, порошица.
  8. Автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы.
  9. Ядро. Макронуклеус, микронуклеус.
  10. Псевдоподии. Клеточная воронка, клеточный рот, глотка.

Подведение итогов. Выставление оценок.