"Через красивое к человечному-
такова закономерность воспитания"
В.А.Сухомлинский
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе:. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, в дальнейшем они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Одной из форм проявления патриотических чувств является развитие интереса у детей дошкольного возраста к своей национальной культуре, искусству. О роли и значении народного искусства в патриотическом воспитании детей писали многие учёные (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский,Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Истоки дизайна уходят в прошлое человечества. Мастера - ремесленники со свойственным им природным художественным вкусом создавали образцы народного искусства, сочетая в изделиях быта и орудиях труда единство красоты и целесообразности.
В комплексной программе "Детство" под редакцией Логиновой В.И., Бабаевой Т.И. определены основные задачи и содержание работы по нравственно-патриотическому воспитанию:
Формирование социально-активной личности дошкольника через воспитание чувств национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Развивать устойчивый интерес, эмоционально - эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения, общечеловеческие, эмоционально-нравственные ориентации на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера;
Формировать представления о разнообразных произведениях архитектуры, живописи, скульптуры, народного декоративно-прикладного искусства и искусства разных народов;
Развивать интерес к дизайн-творчеству и использованию его результатов в быту, игре, декоре помещений в детском саду и дома.
Во время работы по данной теме очень важно, чтобы педагог пробуждал в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что очень важно творить добро и красоту, приносить людям радость. А детский дизайн поможет развить чувство любви к родному краю, к родной природе, народному творчеству.
Считаю в работе по данной теме необходимо придерживаться следующих дидактических принципов:
Принцип активности и самостоятельности - это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.
Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результата.
Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, которая вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.
Принцип индивидуально - личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования - ребёнок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.
Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.
Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступные по форме и содержанию.
Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация.
Занимаясь темой детского дизайна, считаю, что фундаментом в данной работе служит ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством. Именно оно обогащает, развивает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности.
Ценным качеством народного творчества является чистота восприятия мира и общность эстетического отношения к жизни народного умельца и ребёнка. В яркой фантазийности и декоративности заложено творческое ядро и детского дизайна. Поэтому ребенку - дошкольнику более доступно декоративно-прикладное искусство, дизайн-рукоделие с различными материалами, более органичными ребёнку. Данный нам природой механизм восприятия "красиво - некрасиво" является тем ключом, пользуясь которым дизайнер создает красивый предмет и делает предметно-пространственную среду гармоничной.
На базе доступного освоения детьми азов прекрасного в продуктивном творчестве, приобщаю детей старшего дошкольного возраста к полезной и увлекательной деятельности создания "целесообразной красоты".
Новое в этой деятельности - её содержание, типы занятий, формы общения детей с педагогом, использование новых технологий и материалов, ориентация детского изделия на непосредственное полезное использование в жизни ребёнка, детского сада и семьи.
Тщательно изучила консультативные материалы, касающиеся истории развития различных народных промыслов, дизайна; уточнила используемые методы и приемы в данных областях.
Одной из важнейших задач работы по данной теме вижу создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя. В "центре искусства" подобрала дидактические и развивающие игры; папки с силуэтами моделирования, таблицы с элементами народных росписей. В группе имеются условия для самостоятельной деятельности детей: доступный традиционный (пластин, краски, карандаши и т.д.) и нетрадиционный изобразительный материал для творчества, наличие его разных видов (перья, проволока, фантики и т.д.). Доступен детям различный иллюстрированный материал по темам "Гжель", "Дымка", "Керамика", "Каменная крошка" и т.д. Для игровых и сюрпризных ситуаций, для мотивации детской деятельности и создания творческой активности изготовила кукол - королева Кисточка, Карандаш, Незнайка, девочка Неумелочка.
Работу с детьми строю по перспективному плану, используя такие формы как:
- беседы;
- интегрированные тематические занятия;
- рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- выставки изделий русского декоративно-прикладного искусства;
- выставки детских работ;
- просмотры видеофильмов, слайд-шоу, СD-диски;
- экскурсии;
- дидактические игры;
- моделирование;
- экспериментирование с различными художественными материалами;
- развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
- художественное слово;
- сочинение сказок, рассказов, историй о своих роботах;
- проектная деятельность;
- создание рукописных книг по декоративно-прикладному искусству, детскому дизайну.
Но основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические и интегрированные занятия, в которых фрагментарное введение познавательного материала идёт в логике с темой занятия. Тематика таких занятий направлена на воспитание чувства любви к родному краю, Родине, чувства гордости за свою страну, интерес к декоративно-прикладному искусству. Так, например проведены такие занятия "Северная страна", "Карельская береза", "Русский сарафан", "Город мастеров" и другие.
В работе активно использую различные методы и приемы:
- игровой метод;
- одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности):
- метод обследования;
- наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов, таблиц);
- словесный (беседа, использование художественного слова, указание, пояснения);
- практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов);
- эвристический (развитие находчивости и активности);
- проблемно - поисковый (стимулирует активность детей за счёт включения проблемной ситуации в ход занятия);
- метод "подмастерья" (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
- сотворчество;
- мотивационный (убеждение, поощрения);
- жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем находит такой же или одинаковой формы, по цвету, элементу).
Формы проведения занятий выбираю разные, наиболее популярны у дошколят: путешествия, экскурсии, превращения.
Метод проектов считаю очень эффективным и для патриотического воспитания старших дошкольников. Познавательно-игровой проект "Традиции и обычаи русского народа", помог развить интерес у детей к источникам традиционной культуры России. Проект длительный рассчитан на 5 месяцев. В проекте используются элементы музейной педагогики. С помощью мультимедийного оборудования для детей устраиваются видео-экскурсии в музеи "Русского быта", "Русского костюма", "Московский Кремль". В проект входят познавательный блок: занятия, дидактические игры, народные и хороводные игры, танцы, чтение русских народных сказок и т.д. и продуктивная творческая деятельность детей, детский дизайн. Так, например, увлекательно прошла для дошкольников тема "Кукла- барышня", дети не только узнали о куклах разных народов, откуда кукла появилась, но и мастерили свои куклы. В детском саду появилась целая коллекция кукол: резиновые, пластмассовые, фарфоровые, деревянные, тряпичные и другие.
Дизайнерская работа дошкольников тесно связана с познавательной деятельностью. Дети знакомятся с изделиями народного декоративно - прикладного искусства, с предметами, связанными с темами "Родной край", "Россия". Обращаю внимание на материал, фактуру поверхности, форму, орнамент и узор, который используется для украшения, рассказываю, как работают художники - дизайнеры. Навыки и умения, полученные детьми на занятиях по изобразительной деятельности, могут стать основой для творческой деятельности.
Дизайнерская деятельность развивает умение работать с чертежами, схемами, таблицами. Например, в ходе подготовки к развлечению "на ярмарке" предлагаю детям украсить центральную стену музыкального зала изображением предметом русского народного творчества: рассматривая таблицы дети выбирают тот или иной предмет, исходную форму листа для вырезания, необходимые изобразительные материалы, последовательность работы.
Работая по данной теме, воспитывает у детей дошкольного возраста умение объединятся для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласовано, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобится помочь другому.
Итогом деятельности детей служат выставки детского творчества, создание рукописных книг, участие в развлечениях, досугах, праздниках, участие в городской выставках, ярмарках. Очень важно, что продукция детского дизайна используется практически и повсеместно в жизни ребенка - в игре, быту, на праздниках и развлечениях. Приобщение детей к социополезной и творческой деятельности способствует развитию у детей ощущения жизненной значимости своих усилий.
Большинство наших воспитанников активно интересуются историей и культурой нашего народа, края, Отечества, имеют представления о разных народных промыслах, владеют практическими умениями по работе с различными изобразительными материалами; выражают эмоции, впечатления, отношения через свое творчество.
Стараюсь вовлекать родителей в проведение совместных мероприятий, результат которых радует детей, вызывает у них чувство гордости. Приятно услышать из уст ребенка: "Это мои мама и папа сделали!" или "Это мы вместе смастерили!". Ведь воспитание любви к Отечеству выстраивается от любви к своим родным, дому, детскому саду, улице, городу до любви к родной стране. Информацию по данной теме родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях, информационных уголках. На родительском собрании "Русское народное творчество и развитие творческих способностей детей" познакомила родителей с тем, чему учим детей в детском саду, объясняю значение детского дизайна в воспитании патриотических чувств дошкольников. Организуем видео экскурсии для родителей. Провели круглый стол на тему "Художники о родном крае", консультации по темам: "Учить понимать прекрасное", "Знакомство с различными техниками изображения", "Любить свое прошлое". Оформила папки - ширмы: "Золотая хохлома", "Русские глиняные игрушки", "Русский праздничный костюм". С привлечением родителей создаются мини-музеи разной тематики, организуются выставки семейных коллекций, проводятся совместные праздники. Дети совместно с родителями и воспитателями участвуют в различных творческих конкурсах и выставках. Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие - залог успеха всей такой трудной, но такой необходимой работы.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что мы смогли привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, родной страны, а также гордиться тем, что они живут на русской земле.