Урок-аукцион знаний по теме "Алифатические углеводороды"

Разделы: Химия


Форма проведения: повторительно-обобщающий урок с игровыми моментами.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Цели и задачи.

Образовательные.

  • Обобщить и систематизировать знания об основных классах алифатических углеводородов, на основе сформированных ранее теоретических и практических навыков.
  • Сформировать у учащихся представление об алканах, алкенах, алкинах и установить связь между строением атома углерода и химическими свойствами классов.
  • Обучить переносу знаний в новую ситуацию.
  • Добиться от учащихся самостоятельного решения поставленных задач с использованием на практике полученных знаний.

Развивающие.

  • Формировать навыки познавательного логического мышления с опорой на усиление мыслительной деятельности учащихся.
  • Развивать познавательные процессы (внимание, воображение, память, восприятие).
  • Формировать умения и навыки учебного труда (умение самостоятельно работать с компьютером).

Воспитательные.

  • Формировать умение работать в группе , оказывать помощь товарищам в учении.
  • Формировать добросовестное отношение к выполняемому заданию.
  • Воспитывать привычки своевременного выполнения определенного задания.
  • Воспитывать ответственность за свои действия и поступки.
  • Развивать культуру речи, организацию своего рабочего места.

Дидактический материал.

  • Диски с презентациями “Алкены”, “Алканы”, “Алкины”.
  • Диск с лотами, выставленными на продажу.
  • Дискеты с тестами.
  • Компьютеры.
  • Конверты с названиями веществ для этапа “Конструктор молекул”.
  • Шаблоны для тестов.
  • Ключ к тестам.
  • СD “Виртуальная лаборатория 8-11”.
  • Молоток для аукциона.
  • Сигнальные карточки.
  • Мультимедийный проектор.

Содержание урока.

На продажу выставляется лот. Цена лота - знания учащихся. Называется первоначальная цена, покупатель эту цену повышает. Можно купить МЕТАН, ЭТИЛЕН, АЦЕТИЛЕН. После того, как команда купила лот, учащиеся разбиваются на пары и продолжают работать на компьютерах в “Виртуальной лаборатории”. В конце урока учитель дает тесты и подводит итог урока.

Структура повторительнльно - обобщающего урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученных тем, сообщает цель и план урока.
  3. Выполнение учащимися индивидуального и коллективного различного рода письменных и устных заданий обобщающего и систематического характера.
  4. Проверка выполнения работ.
  5. Формулирование выводов по изученному материалу.
  6. Подведение итогов
  7. Задание на дом ( не всегда).

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие. Фиксирование отсутствующих учащихся в журнале.

Учитель.

Тема урока “ Алифатические углеводороды”. На предыдущих уроках мы изучали алифатические углеводороды: алканы, алкены и алкины. Рассматривали строение молекул отдельных представителей, способы получения, физические, химические свойства и применение веществ этих классов.

Сегодня на уроке вы свои теоретические знания будете применять на практике. Урок сегодня необычный. Это урок – аукцион знаний с использованием компьютеров.

1 этап.

Аукцион знаний.

Учитель.

На продажу выставлены 3 лота, которые вы должны купить. Цена лота – ваши знания.

Внимание на экран! (Приложение 1). На продажу выставляется лот №1, класс предельные углеводороды, представитель МЕТАН. Первоначальная цена - формула метана СН4.

Действия учеников. Учащиеся поочередно дают ответы.

Далее продают этилен и ацетилен.

Методы. Метод видеоиллюстраций (на экране компьютера демонстрируются слайды с лотами), метод фронтальной работы.

После аукциона комментарии учителя.

2 этап.

Презентация.

Учитель.

Сейчас я предлагаю вам разделиться на пары и сесть за компьютеры. На столах диски с презентацией алканов (Приложение 2), алкенов (Приложение 3) и алкинов (Приложение 4). Просматривая слайды, вы еще раз должны повторить теоретические основы, комментируя их друг другу.

Действия учеников.

Учащиеся просматривают слайды, комментируя их.

Методы.

Презентация - это изложение материала, иллюстрируемого рисунками, простыми схемами, объединенными вместе при помощи программы PowerPoint. В ходе урока презентация демонстрируется на отдельных компьютерах.

Наглядный метод, видеоиллюстрация с комментариями учащихся.

После этапа комментарии учителя.

3 этап.

Виртуальная лаборатория.

Учитель. Следующий этап вашей работы – это “ Виртуальная лаборатория”. В ней вы должны будете практически получить купленный лот, изучить его свойства, тем самым еще раз повторить и закрепить свои теоретические знания на практике.

Учитель контролирует и помогает учащимся по необходимости.

Действия учеников. Выполняют практические работы, согласно купленным лотам.

Методы. Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (лабораторные занятия). Видеометод лабораторная работа с помощью “ электронного учителя”. Электронная лабораторная работа. Эта форма урока предполагает работу в парах по организации эмпирических наблюдений, научному анализу результатов и оформлению их в лабораторном журнале.

Комментарии учителя.

4 этап.

Конструкторское бюро.

Учитель. Сейчас нам предстоит интересная работа в конструкторском бюро. Предлагаю вам конструировать молекулы веществ, которые находятся у вас в конвертах.

Контроль и помощь по необходимости.

Действия учеников. Ученики индивидуально конструируют молекулы на компьютере.

Методы. Метод учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков. Видеометод. Выполнение упр. С помощью “ Конструктора молекул”. Ученики, работая с диском, моделируют молекулы. Работа происходит в индивидуальном режиме.

Комментарии учителя.

5 этап.

Тесты.

Учитель.

И как заключительный этап нашей работы предлагаю вам выполнить тесты, которые находятся на дискете. На столах находятся бланки, которые вы будете заполнять. Четные номера выполняют четные задания, нечетные – нечетные.

Мы закончили работу, вы должны оценить свой труд, проверив тесты с помощью ключа.

Действия учеников. Ученики выполняют тесты, проверяют с помощью ключа и сдают учителю.

Методы. Контроль знаний, тестирование.

6 этап.

Подведение итогов.

Действие учителя. Учащиеся сдают тесты учителю, он оценивает их. В процессе проверки звучит музыка.

Комментарии по уроку, комментарии по отдельным ученикам, выставление оценок.

Презентация 1

Презентация 2

Презентация 3

Презентация 4