Форма проведения: повторительно-обобщающий урок с игровыми моментами.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Цели и задачи.
Образовательные.
- Обобщить и систематизировать знания об основных классах алифатических углеводородов, на основе сформированных ранее теоретических и практических навыков.
- Сформировать у учащихся представление об алканах, алкенах, алкинах и установить связь между строением атома углерода и химическими свойствами классов.
- Обучить переносу знаний в новую ситуацию.
- Добиться от учащихся самостоятельного решения поставленных задач с использованием на практике полученных знаний.
Развивающие.
- Формировать навыки познавательного логического мышления с опорой на усиление мыслительной деятельности учащихся.
- Развивать познавательные процессы (внимание, воображение, память, восприятие).
- Формировать умения и навыки учебного труда (умение самостоятельно работать с компьютером).
Воспитательные.
- Формировать умение работать в группе , оказывать помощь товарищам в учении.
- Формировать добросовестное отношение к выполняемому заданию.
- Воспитывать привычки своевременного выполнения определенного задания.
- Воспитывать ответственность за свои действия и поступки.
- Развивать культуру речи, организацию своего рабочего места.
Дидактический материал.
- Диски с презентациями “Алкены”, “Алканы”, “Алкины”.
- Диск с лотами, выставленными на продажу.
- Дискеты с тестами.
- Компьютеры.
- Конверты с названиями веществ для этапа “Конструктор молекул”.
- Шаблоны для тестов.
- Ключ к тестам.
- СD “Виртуальная лаборатория 8-11”.
- Молоток для аукциона.
- Сигнальные карточки.
- Мультимедийный проектор.
Содержание урока.
На продажу выставляется лот. Цена лота - знания учащихся. Называется первоначальная цена, покупатель эту цену повышает. Можно купить МЕТАН, ЭТИЛЕН, АЦЕТИЛЕН. После того, как команда купила лот, учащиеся разбиваются на пары и продолжают работать на компьютерах в “Виртуальной лаборатории”. В конце урока учитель дает тесты и подводит итог урока.
Структура повторительнльно - обобщающего урока.
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученных тем, сообщает цель и план урока.
- Выполнение учащимися индивидуального и коллективного различного рода письменных и устных заданий обобщающего и систематического характера.
- Проверка выполнения работ.
- Формулирование выводов по изученному материалу.
- Подведение итогов
- Задание на дом ( не всегда).
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие. Фиксирование отсутствующих учащихся в журнале.
Учитель.
Тема урока “ Алифатические углеводороды”. На предыдущих уроках мы изучали алифатические углеводороды: алканы, алкены и алкины. Рассматривали строение молекул отдельных представителей, способы получения, физические, химические свойства и применение веществ этих классов.
Сегодня на уроке вы свои теоретические знания будете применять на практике. Урок сегодня необычный. Это урок – аукцион знаний с использованием компьютеров.
1 этап.
Аукцион знаний.
Учитель.
На продажу выставлены 3 лота, которые вы должны купить. Цена лота – ваши знания.
Внимание на экран! (Приложение 1). На продажу выставляется лот №1, класс предельные углеводороды, представитель МЕТАН. Первоначальная цена - формула метана СН4.
Действия учеников. Учащиеся поочередно дают ответы.
Далее продают этилен и ацетилен.
Методы. Метод видеоиллюстраций (на экране компьютера демонстрируются слайды с лотами), метод фронтальной работы.
После аукциона комментарии учителя.
2 этап.
Презентация.
Учитель.
Сейчас я предлагаю вам разделиться на пары и сесть за компьютеры. На столах диски с презентацией алканов (Приложение 2), алкенов (Приложение 3) и алкинов (Приложение 4). Просматривая слайды, вы еще раз должны повторить теоретические основы, комментируя их друг другу.
Действия учеников.
Учащиеся просматривают слайды, комментируя их.
Методы.
Презентация - это изложение материала, иллюстрируемого рисунками, простыми схемами, объединенными вместе при помощи программы PowerPoint. В ходе урока презентация демонстрируется на отдельных компьютерах.
Наглядный метод, видеоиллюстрация с комментариями учащихся.
После этапа комментарии учителя.
3 этап.
Виртуальная лаборатория.
Учитель. Следующий этап вашей работы – это “ Виртуальная лаборатория”. В ней вы должны будете практически получить купленный лот, изучить его свойства, тем самым еще раз повторить и закрепить свои теоретические знания на практике.
Учитель контролирует и помогает учащимся по необходимости.
Действия учеников. Выполняют практические работы, согласно купленным лотам.
Методы. Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (лабораторные занятия). Видеометод лабораторная работа с помощью “ электронного учителя”. Электронная лабораторная работа. Эта форма урока предполагает работу в парах по организации эмпирических наблюдений, научному анализу результатов и оформлению их в лабораторном журнале.
Комментарии учителя.
4 этап.
Конструкторское бюро.
Учитель. Сейчас нам предстоит интересная работа в конструкторском бюро. Предлагаю вам конструировать молекулы веществ, которые находятся у вас в конвертах.
Контроль и помощь по необходимости.
Действия учеников. Ученики индивидуально конструируют молекулы на компьютере.
Методы. Метод учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков. Видеометод. Выполнение упр. С помощью “ Конструктора молекул”. Ученики, работая с диском, моделируют молекулы. Работа происходит в индивидуальном режиме.
Комментарии учителя.
5 этап.
Тесты.
Учитель.
И как заключительный этап нашей работы предлагаю вам выполнить тесты, которые находятся на дискете. На столах находятся бланки, которые вы будете заполнять. Четные номера выполняют четные задания, нечетные – нечетные.
Мы закончили работу, вы должны оценить свой труд, проверив тесты с помощью ключа.
Действия учеников. Ученики выполняют тесты, проверяют с помощью ключа и сдают учителю.
Методы. Контроль знаний, тестирование.
6 этап.
Подведение итогов.
Действие учителя. Учащиеся сдают тесты учителю, он оценивает их. В процессе проверки звучит музыка.
Комментарии по уроку, комментарии по отдельным ученикам, выставление оценок.