Цель:
- Познакомить учеников с творчеством Н.Носова, работать над развитием речи, умением анализировать прочитанное произведение;
- Вызвать у учащихся желание читать произведения Н.Носова; через драматизацию отдельных эпизодов донести до читателей “литературный смех” Н.Носова; способствовать активизации творческой деятельности учащихся.
- Прививать такие качества, как умение доводить начатое дело до конца, старание, трудолюбие, чуткость и доброту.
Оборудование: зеркальце, письмо от сороконожки, мелодии песни “В траве сидел кузнечик” (муз. В. Шаинского), мультимедия.
Ход урока
I. Организационный момент.
Второй урок, уж начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не скучать,
А работать и читать.
II. Повторение изученного.
1. Артикуляционная разминка.
– Урок начнём с артикуляционной разминки. Приготовьте зеркальца. Слайд 1.
а).– Итак, упражнение 1. “Бегемотики”. (Дети широко открывают рот перед зеркальцем и задерживают данную позу на счёт от 1 до 5.).
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.
Упражнение 2 “Слон”. (Дети вытягивают губы в трубочку, как хобот. Выполняют упражнение несколько раз). Слайд 2.
Буду подражать слону!
Губы “хоботом” тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Упражнение 3 “Лягушка и слоник”. (Дети, чередуя, тянут губы в стороны в улыбке, изображая лягушку и вытягивают губы в трубочку, как слон). Слайд 3.
Раз – лягушка с толстым брюшком,
Два – большой и добрый слон.
Ежедневно на опушке,
Посадив её в кадушку,
Как под душем, ту лягушку
Поливал из шланга он.
Упражнение 4 “Змея”. (Дети высовывают язык резким движением как можно дальше и быстро прячут его во рту). Слайд 4.
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
Упражнение 5 “Лошадка”. (Дети очень чётко щёлкают языком). Слайд 5.
Я – весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко –
Стук копыт услышишь громкий.
б).Скороговорки.
– Ребята, Л. Н. Толстой говорил, что главное достоинство речи – это ясность. Слайд 6.
Сорока-тараторка решила нам помочь выработать чёткую правильную речь и принесла в своей корзинке скороговорки. Здесь, ребята, есть письмо. Послушайте:
“Сороконожка мёрзнет без сапог. Тот, кто сможет проговорить скороговорку быстро и без ошибок – сможет одеть сапог сороконожке”.(Дети читают скороговорки).
– Теперь наша сороконожка обута и останется у нас в гостях до конца урока. (К доске прикрепляется сороконожка, обутая в сапожки).
III. Актуализация знаний.
1. – Буквы – большие проказники. Иногда они убегают из слов. Прочтите слова и скажите, какие буквы убежали. Слайд 7.
__ арод, к __ рова, ко__ тёр, с__ бака, здра__ ствуй.
– Составьте слово из вставленных букв.
– Какое слово получилось? (Носов).
– Кто такой Н. Носов? ( Портет писателя). Слайд 8.
– Что вы знаете об эт ом писателе?
– С какими произведениями этого автора вы знакомы?
– Сегодня мы с вами прочитаем отрывок из его книги “Приключения Незнайки и его друзей”.
– Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Как вы думаете, чем занимается Незнайка? (Сочиняет стихи).
– Легко ли даётся ему это занятие? (Отставил ногу, поднял глаза, руку с пером отвёл в сторону… Мучительный процесс!)
2. Чтение учениками первой части.
– Ребята, кем хотел стать Незнайка?
– Как вы думаете, получится ли у него стать поэтом? (Предположения детей).
3. Инсценировка отрывка.
– Посмотрите инсценировку продолжения этой истории. (Подготовленные ученики инсценируют отрывок, где Незнайка читает друзьям свои стихи).
Сценка.
Под мелодию песни В. Шаинского “В траве сидел кузнечик” выбегает Незнайка.
Незнайка: – Послушайте, братцы, какие я стихи сочинил.
Все: – Ну-ка, ну-ка, про что же эти стихи?
Незнайка: – Это я про вас сочинил. Вот сначала стихи про Знайку:
Знайка шёл гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
Знайка: – Что? Когда это я прыгал через овечку?
Незнайка: – Ну это только в стихах так говорится, для рифмы?
Знайка: – Так ты из-за рифмы будешь на меня всякую неправду сочинять?
Незнайка: – Конечно. Зачем же мне правду сочинять? Правду и сочинять нечего, она и так есть. А теперь послушайте про Торопыжку:
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
Торопыжка: – Братцы! Что он про меня сочиняет? Никакого холодного утюга я не глотал!
Незнайка: – Да ты не кричи. Это я для рифмы сказал, что утюг холодный. Вот послушайте стихи про Авоську:
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.
Авоська: – Враки! Никакой ватрушки тут не лежит.
Незнайка: – Ты ничего не понимаешь в поэзии. Это только для рифмы говорится, что лежит, а на самом деле не лежит. Вот я ещё про Пилюлькина сочинил.
Все: – Довольно! Мы не хотим больше слушать! Это не стихи, а какие-то дразнилки.
Незнайка: – Ну раз вы не хотите, то я пойду почитаю соседям.
Все: – Что? Ты ещё пойдёшь перед соседями нас срамить? Попробуй только! Можешь тогда и домой не возвращаться.
Незнайка: – Ну ладно, братцы, не буду. Только вы уж не сердитесь на меня.
(Друзья обнимаются и улыбаются друг другу. Ученики аплодируют артистам).
3. – Вам понравились стихи Незнайки? Почему?
– Каким он вам представился?
– Прочитайте задание 3 в тетради на печатной основе.(Дети выбирают наиболее точное заглавие к отрывку).
Физкультминутка
Наш Незнайка потянулся
Руки в боки и нагнулся.
Встал, присел и снова встал.
На носочки встал легонько
И за парту сел тихонько.
– Прочитайте пословицы. Как вы думаете, какие из них больше подходят к данному произведению? Слайд 9.
-
Суди о человеке по его труду.
- Не всяким трудом гордиться можно.
- Каков мастер, таково и дело.
- Всякая работа концом хороша.
– Что главное для поэта, по мнению Цветика? (Способности).
– А что такое способности? (Предположения детей)
– Давайте прочитаем определение способностей из толкового словаря. Слайд 10.
– А как вы думаете, есть ли у Незнайки способности? (Наверное, да)
– Правильно ли сделал Незнайка, что бросил сочинять стихи?
– Как нужно было поступить друзьям , чтобы у Незнайки не пропало желание сочинять стихи?
– А как бы вы поступили, если бы у вас был такой друг, как Незнайка?
– Ребята, а что такое рифма?
– Прочитайте определение из словаря. Слайд 11.
4. – Ребята, давайте мы тоже попробуем свои силы в поэзии. Я предлагаю вам рифмы. Сочините небольшое четверостишие – красивое и содержательное. Слайд 12.
___________ галка,
___________ жалко.
___________ хотела,
___________ улетела.
– Значит, способности есть у всех. Только нужно их развивать.
– Ребята, что бы вы пожелали человеку, который решил серьёзно взяться за какое –то дело?
– Дома по желанию нарисуйте иллюстрацию к прочитанному произведению или попробуйте сочинить небольшой стишок о его героях.
IV. Итог урока.
– Что вы думаете о нашем уроке?
– Какие хорошие мысли вы унесёте с сегодняшнего урока?