Задачи:
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: экология.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Комплексно-методическое обеспечение урока:
- коллекции “Лишайники”;
- табл. “Шляпочные грибы. Строение”;
- табл. “Строение лишайников”;
- сообщения учащихся;
- мультимедийное сопровождение.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания (фронтальная беседа).
К какой группе по способу питания относятся грибы? (Гетеротрофам)
Из чего состоит вегетативное тело гриба? (Из тонких гиф, из них формируются грибница и мицелий)
Почему некоторые грибы могут жить только вблизи деревьев? (Симбиоз корней деревьев и нитей грибницы.)
Как размножаются грибы? (Спорами и частью мицелия)
Какую роль играют грибы в жизни человека? (Используются в пищу, для приготовления лекарств, паразитируют на растениях и животных)
III. Объяснение нового материала.
Слайд 2 “В гостях у Берендея”. Презентация
Учитель: Взгляните на толстые стволы берез и осин где-нибудь на опушке леса. Они обычно покрыты серовато-бирюзовым чешуйчатым налетом. А стволы осин чаще украшены яркими желто-оранжевыми “лепешками”. Это все - лишайники. Они очень напоминают коросту на стволе дерева или как говорят в народе “лишаи”. Отсюда и название этих низших растений.
Распространено мнение, будто лишайники, поселяясь на деревьях, губят их. Так думают, наверное, потому, что больше всего “коросты” мы видим всегда на чахлых, корявых деревьях. Лишайники принадлежат к так называемым эпифитам, т.е. к таким растительным организмам, которые используют дерево только как место для поселения, но отнюдь не как источник питания.
Лишайники имеют очень древнюю историю: они появились на Земле более 100 млн. лет назад.
Эти удивительные организмы – один из самых ярких примеров симбиоза.
Слайд 3. “Растения – симбионты” В теле лишайника сочетается два компонента: автотрофный - водоросль и гетеротрофный - гриб. Они образуют единый организм. Для каждого вида лишайников соответствует симбиоз определенного вида гриба с конкретной водорослью.
Учитель: Как вы думаете, какие функции выполняет гриб? А какую – водоросль?
Ученик: Гриб - выполняет функцию корней, а водоросль – листьев, т.к. в ней происходит фотосинтез.
Учитель: Тонкие переплетенные нити гриба создают основу таллом или слоевище (тело). Он может быть черным, зеленым, желтым зависимости от образующегося пигмента.
Учитель:
Слайд 4. Задание:
Рассмотрите коллекцию “Лишайников”. Чем они отличаются друг от друга?
Прочитайте в учебнике на стр. 32 и заполните таблицу: “Характеристика слоевищ лишайников”.
Табл.1
Формы слоевища | Особенности строения | Особенности жизнедеятельности |
Накипные | ||
Листовые | ||
Кустистые |
Вывод:
Слайд 5-7.
Различают 3 основных типа слоевищ:
Накипные (корковые).
Листовые.
Кустистые.
Зачитываем и проверяем таблицу. (Отвечают 3 ученика)
Слайд 8. Строение лишайников.
У большинства лишайников слоевище имеет верхний и нижний корковые слои из плотного сплетения грибных нитей, между которыми находится сердцевина — рыхлый слой грибных нитей с водорослями. Корковый слой грибов укрепляет слоевище и защищает водоросли от чрезмерного освещения. Основная функция сердцевинного слоя — проведение воздуха к клеткам водорослей, содержащим хлорофилл.
Таким образом, лишайники можно отнести к автогетеротрофным организмам. Лишайнику как целому организму присущи новые биологические качества, не свойственные его компонентам вне симбиоза.
Слайд 9. Лишайники - пионеры. Лишайники способны образовывать различные химические вещества, например которые окрашивают корковый слой слоевища и защищают водоросли от воздействия прямых солнечных лучей. Есть вещества, которые накапливаются на стенках специальных “воздушных гиф”, они не смачиваются водой, не набухают и таким образом обеспечивают поступление воздуха к водорослям. Вырабатываемые лишайниками вещества могут изменять горную породу, способствуют прикреплению слоевища.
Лишайник способны поглощать водяные пары, главным образом влагу дождей, росы и туманов, всей поверхностью слоевища. И это их главное преимущество перед другими растениями.
Все это позволяет им поселяться на голых, бесплодных скалах, на поверхности стекла, на крышах, в пустынях – везде, где есть свет.
Слайд 10. Сообщение ученика. Лишайники настолько выносливы, что растут даже там, где отсутствует другая растительность, например, в Арктике и Антарктике. Благодаря своей симбиотической природе они проникают в местообитания, непригодные для продолжительного независимого роста грибов и водорослей. Они первыми заселяют безжизненные субстраты, в частности камни, и начинают почвообразовательный процесс, необходимый для освоения этой среды растениями. Некоторые лишайники в сухих антарктических областях обнаружены даже внутри горных пород (криптоэндолитные формы).
Одной из ярких особенностей лишайников является их устойчивость к высоким и низким температурам. Морозоустойчивость лишайников проявляется в том, что они могут усваивать углекислый газ, а следовательно, фотосинтезировать, при очень низких температурах (даже отрицательных). Так, арктические лишайники восстанавливают фотосинтезирующие свойства даже после замораживания жидким азотом при температуре –196° С. Сухие талломы лишайников способны переносить нагрев до 100°С без разрушения фотосинтезирующего аппарата. Устойчивость влажного таллома к нагреванию намного меньше. Таким образом, лишайники способны выносить температурные пределы от –196 до +100° С. Температурные условия Земли практически не ограничивают развитие лишайников на планете. Об этот свидетельствует обнаружение в Антарктиде, южнее 80 град. представителей 23 видов лишайников.
Учитель. Рост лишайников. Лишайники – медленно растущие организмы. Но у различных видов годовой прирост неодинаков и зависит от географических условий. Самые медленно растущие лишайники – накипные, их прирост составляет чуть более 1 мм в год, а в условиях высокогорья – 0,25-0,5 мм в год. Листовые и кустистые лишайники растут быстрее. Рекордный прирост – 90 мм в год. В сухое время нельзя вытаптывать ломкие заросли лишайников (ягеля и кладонии) на восстановление которых потребуется десятки лет.
Медленный рост лишайников обуславливает большую продолжительность жизни. Так, талломы некоторых накипных лишайников могут жить до 4 000 лет. Талломы кустистых и листовых, в среднем, 50-100 лет.
Учитель: Как вы думаете, почему лишайники медленно растут?
Ученик: Короткий период фотосинтеза, т.к. они обитают в довольно суровых условиях.
Слайд 11. Лишайники и загрязнение воздуха. (Сообщение ученика)
Проблема загрязнения природной среды - одна из глобальных проблем современного мира. В связи с интенсивным развитием промышленности и транспорта в атмосферу, гидросферу, литосферу поступает все большее количество вредных выбросов. На земном шаре практически невозможно найти место, где бы ни присутствовали, в той или иной концентрации, загрязняющие вещества.
Среди веществ, загрязняющих воздух, наибольшее значение имеет сернистый газ, галогены и их соединения, оксид углерода, сероводород, аммиак, этилен. А также копоть, пепел, твердые частицы пыли (цемента, извести, кремния, каменного угля, металлов и их соединений). Давно известна способность лишайников, поглощать и накапливать минеральные соли. Вместе с водой лишайники впитывают всей поверхностью слоевища и растворенные в ней загрязняющие вещества, которые при кратковременном воздействии невредны, но при длительном поглощении способны накапливаться в талломах и пагубно сказываться на жизнеспособности лишайников.
Установлено, что при повышении степени загрязнения воздуха первыми исчезают кустистые, затем листовые и последними накипные (корковые) формы лишайников.
Благодаря уникальным свойствам лишайников их стали использовать для общей оценки степени загрязненности атмосферного воздуха. На этой основе стало развиваться особое направление индикационной экологии - лихеноиндикации.
Слайд 12. Размножение лишайников.
Лишайники размножаются в основном вегетативно – частями слоевища. Хрупкие в сухую погоду, они легко ломаются от прикосновения животных или людей; отдельные кусочки, попав в соответствующие условия, развиваются в новое слоевище. Однако они могут размножаться и спорами, которые образуются половым или бесполым путем.
Слайд 13. Значение лишайников в жизни человека.
1. Ягель, исландский мох служит традиционным кормом северным оленям.
2. Из лишайников можно получать красители, в частности лакмус. Его до сих пор широко применяют в химических лабораториях для быстрого и простого определения реакции среды: в кислой среде он краснеет, а в щелочной синеет. Другие лишайниковые красители в свое время использовали для окраски шерсти.
Слайд 14.
3. Лишайники находят применение в народной медицине, а выделяемые из них лишайниковые кислоты используются в качестве компонента лекарственных средств от некоторых кожных и других заболеваний. Чай из исландского мха эффективен при кашле (в том числе коклюше), желудочно-кишечных заболеваниях, при потере аппетита.
Слайды 15
4. Из некоторых лишайников (дубовый мох) получают душистые вещества, применяемые в парфюмерии, как фиксаторы запахов.
Слайд 16. “Лишайники есть повсюду — от морского побережья до горных вершин, где только вечные снега мешают их продвижению, но из-за медленного роста и долгой жизни на них, в отличие от высших растений, серьезно влияют химические или другие загрязняющие атмосферу вещества, их убивает дым больших городов. Только несколько видов и при том в обедненной форме может выжить внутри или около больших населенных пунктов или промышленных центров”. Анни Лорен Смит
IV. Закрепление.
Слайд 17 . Выберите правильные утверждения:
1. Лишайники – это организмы симбионты.
2. Вегетативное тело лишайников представлено слоевищем, или талломом.
3. Различают два основных типа слоевищ лишайников.
4. Наиболее простой тип лишайников – кустистый.
5. Автотрофный компонент лишайников – гриб.
6. Лишайники размножаются только половым путем.
7. Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха.
Слайд 18. “Проверь себя”.
Правильные ответы: 1,2,7.
Неверные ответы: 3,4,5,6.
V. Подведение итогов урока.
Слайды 19 . Домашнее задание: учебник В.Б. Захаров, Н.И. Сонин “Биология. Многообразие живых организмов”, стр. 28–31, ответить на вопросы стр. 32.