Цели:
1) познакомить родителей с понятием внимания и его основными свойствами;
2) изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания.
Участники: родители учащихся 1-го класса, школьный психолог.
Подготовка.
I. Приглашение родителей на собрание.
II. Проведение анкетирования родителей.
Анкета для родителей “Выбор пути”
1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных ответов)?
- Да;
- трудно сказать (и да, и нет);
- нет.
2. Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным (подчеркните один из ответов)?
- Да;
- трудно сказать (и да, и нет);
- нет.
3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалось внимание?
III. Анализ результатов анкетирования родителей.
IV. Подготовка выставки книг, статей из журналов и газет о внимании и других познавательных процессах.
V. Подготовка для игровых групп листов с описанием игр.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) выставка литературы о внимании, о психологии, познавательных процессов личности ребенка;
б) оборудованные игровые места для трех родительских групп (стол с прикрепленным к нему альбомным листом синего, красного или зеленого цвета, стулья, бумага, ручки, карандаши);
в) листы с описанием игр;
г) реквизит для игр: мячи, кубики, повязки для глаз, различные мелкие предметы;
д) в центре классной доски - название темы родительского собрания.
Ход проведения
I. Звучит музыка. Родители, занимают места за синим, красным или зеленым столом, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.
II. Педагог-психолог открывает собрание, называет его тему и причины, побудившие провести такое собрание.
III. Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: “Внимательный ребенок - это...” (Время для выполнения задания - 3 минуты)
IV. Представитель каждой группы читает вслух коллективно продолженную фразу.
V. Выступает школьный психолог.
Успехи нашего ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть внимательным.
Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки
- Оказалось, это брюки...
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки...
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится еще труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Что же такое внимание? Внимание - это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент важную для принятия правильных решений, совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение.
Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слаборазвито это свойство, бывает рассеянным, несобранным. Объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объем внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.
Устойчивость внимания - это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа.
Распределение внимания - это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т.п. Легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.
Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.
Внимание - это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребенку могут стать его папа и мама.
К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них мы предлагаем познакомиться на нашем родительском собрании.
VII. Группам родителей раздаются листы с описанием трех игр или игровых упражнений для развития внимания. В течение 15–20 минут члены каждой микрогруппы знакомятся с их содержанием и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми. Одну из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует. В ней могут принимать участие члены данной группы или все участники родительского собрания.
Для ознакомления и демонстрации предлагаются игры и игровые упражнения, описание которых представлено в книгах “Занимательное азбуковедение”, “Игры-шутки, игры-минутки”, “От игры к самовоспитанию”, “От игры к знаниям”.
Игровое упражнение “Кто внимательный?”
Необходимо внимательно прослушать сказку “Лисенок и лягушонок” Г. Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком “л”.
В лесу в большой луже, жил маленький пягушонок, который очень любил лепить из глины
Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит.Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал, лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого - льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился.
- Зеленее всех зеленок - лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос
Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал'
- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось.
Ничего! - сказал лягушонок. - Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы,
Игра “Сколько чего?”
Детям предлагается осмотреть комнату в квартире и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся на букву “к” или “т”, или “с”. Можно называть не только целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить “засечь вниманием” круглые или полукруглые предметы, затем - квадратные и прямоугольные. Далее деревянные, потом - металлические, затем - предметы из стекла. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов: черные, серые, синие, зеленые и т.п.
Игра “Повтори быстро”
Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово “повторите”. Далее идет быстрый диалог-“перестрелка”'
- Ну, начали! Повторите - “стол”. Играющие говорят: “Стол”.
- Повторите - “окно”. Играющие говорят: “Окно”.
- Скажите - “улица”. Быстро - “кошка” и т.д.
Игра “Построй в темноте” (можно играть всем членам семьи)
На столе лежат 10-12 кубиков или столько же спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. У кого получился столбик выше - тот и победитель. На большом столе могут строить одновременно двое или трое.
Игра “Кто быстрее соберет”
Ведущий раскладывает 5 различных предметов на столе, подоконнике, стульях, полках. Водящему завязывают глаза, и он должен быстро (не дольше, чем за одну минуту) собрать все эти предметы в том порядке, который укажет ему ведущий. Собравший, правильно и быстрее всех считается победителем. Игра “Все скороговорки не переговорить, не перевыскороговорить”
Можно провести соревнование на звание чемпиона семьи, используя русские скороговорки. Из соревнования выбывает, кто ошибся, к примеру, три раза. Скороговорки можно написать на отдельных листочках - экзаменационных билет!
Участники тянут билет, читают скороговорку, запоминают ее и повторяют вслух.
На дворе трава - на траве дрова
Архип осип, Осип охрип.
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Наш Полкан попал в капкан.
Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпа-ковать.
Мокрая погода размокропогодилось.
Ткач ткет ткани на шапку Тане.
Бобр добр до бобрят.
Ушел косой козел с козой.
Курьера курьер обгоняет в карьер.
Хорошо, если во время игры будут разъяснены значения слов, непонятных детям, таких, например, как колпак, курьер и т.п.
Игра “Не собьюсь”
По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Самый внимательный игрок тот, кто не произнесет запрещенное число и вовремя подпрыгнет. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящиеся на 5. Вместо их названия надо говорить слово “гоп” и т.п.
Игра “Полслова за вами”
Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон и т.п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро
Игра “Выполни уговор строго”
Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда он будет кланяться, дети должны отворачиваться; когда он будет простирать к ним руки, они будут скрещивать руки на груди, когда он будет грозить им пальцем, они будут ему кланяться; когда он топнет ногой, они в ответ тоже топнут. Перед началом игры можно провести “репетицию”. Внимательный тот, кто долго не собьется в игре и строго выполнит уговор.
VIII. После завершения демонстрации игр каждая микрогруппа берет на выставке литературы 5-7 книг и получает задание: подготовить в течение 10 минут краткую аннотацию этих публикаций.
IX. Представители трех групп родителей кратко рассказывают о содержании аннотированных книг, обязательно включая в свой рассказ информацию о названии, авторе, месте и времени издания книги.
X. Заключительный этап.
1. В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям:
- помогите вашим детям стать внимательными;
- приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;
- играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания;
- научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют “школой внимания”;
- не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления;
- учите детей быть наблюдательными - умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное - в обычном, незнакомое - в знакомом.
2. Оценка. Представители каждой рабочей группы по очереди продолжают фразу: “Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание...”
3. Минута благодарности. Педагог-психолог благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в воспитании детей.
Список использованной литературы
1. Береславский Л.Я. Интеллектуальная мастерская. М., 2000.
2. Занимательное азбуковедение / Сост. В.В Волина М., 1991.
3. Минским Е.М От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. М., 1982.
4. Пекелис В.Д. Как найти себя. М., 1989.
5. Познавательные процессы личности и методика их развития/Под ред. Е.Н Степанова. Псков, 1994.
6. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. М., 1993.
7. Шмаков С. А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1997.