Задачи учителя на уроке.
- Помочь учащимся проанализировать информацию и знания о людях и событиях, оставивших яркий след в Истории нашей страны.
- Организовать работу учащихся по составлению сообщений, презентаций, кроссвордов.
- Привлечь внимание и расширить кругозор учащихся.
Обоснование выбора типа урока.
Повышается мотивация учащихся, развивается познавательный интерес к изучаемому предмету, что тем самым будет способствовать лучшему усвоению школьной программы.
Работа каждого ученика будете оценена.
Какие особенности и возможности учащихся учтены.
Любознательность, совместная работа учащихся, единая цель способствуют успешности обучения, продвижению ученика к полному усвоению учебного материала, к овладению опытом поисковой и творческой деятельности.
Задачи учеников на уроке.
- Нацелить себя на выполнение предлагаемой работы.
- Обобщать полученные знания, информацию.
- Отбирать главное, существенное.
- Делать выводы и умозаключения.
- Работать с редактором презентаций MS Power Point.
Сочетание методов и приёмов обучения.
Комплекс методов обучения (проблемный и частично-поисковый) способствует прогнозированию хода урока, что ведет к достижению поставленной цели: от постановки проблемного вопроса к поиску информации, добывания знаний.
Использование возможностей учебного кабинета, средств обучения: ИКТ
Комплексное воздействие на учащихся зрительной информацией (презентация) и звуковой (пояснения учителя).
Технология проведения урока. (Приложение)
Цели:
- Обобщить знания учащихся о людях и событиях, оставивших яркий след в Истории нашей страны.
- Привлечь внимание и расширить кругозор учащихся, что тем самым будет способствовать лучшему усвоению школьной программы.
- Проверить знания учащихся по разделу: “Человек в разные исторические времена”.
1. Актуализация опорных знаний учащихся. Разминка.
Проблемный вопрос: Зачем необходимо изучать историю нашей страны?
Соотнесите время и название нашей страны.
Расставьте в хронологическом порядке. (Приложение)
2. Великие люди в истории России. (Сообщения и презентация подготовлены учащимися)
Древняя Русь
ВЛАДИМИР II Мономах (1053-1125), князь смоленский (с 1067), черниговский (с 1078), переяславский (с 1093), великий князь киевский (с 1113). Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха. Призван киевскими боярами во время восстания. Боролся против княжеских междоусобий. Разработал устав, ограничивавший произвол ростовщиков. В “Поучении” призывал сыновей укреплять единство Руси.
(Фото, “Обращение к детям”)
Московская Русь
ИВАН IV Грозный (1530-84), великий князь “всея Руси” (с 1533), первый русский царь (с 1547), сын Василия III. С кон. 40-х гг. правил с участием Избранной рады. При нем начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550. Проведены реформы управления и суда (Губная, Земская и другие реформы). В 1565 была введена опричнина. При Иване IV установились торговые связи с Англией (1553), создана первая типография в Москве. Покорены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства. В 1558-83 велась Ливонская война за выход к Балтийскому м., началось присоединение Сибири (1581). Внутренняя политика Ивана IV сопровождалась массовыми опалами и казнями, усилением закрепощения крестьян.
(Фото)
Россия, Российская империя
ПЕТР I ВЕЛИКИЙ 30 мая (9 июня) 1672, Москва - 28 января (8 февраля) 1725, Санкт-Петербург, российский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721), младший сын Алексея Михайловича от второго брака с Н. К. Нарышкиной.
Провел реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска; церковь подчинена государству; проведено деление страны на губернии, построена новая столица - Санкт-Петербург).
Использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры. Проводил политику меркантилизма (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов). Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии. Возглавлял армию в Азовских походах 1695-1696, Северной войне 1700-1721, Прутском походе 1711, Персидском походе 1722-1723; командовал войсками при взятии Нотебурга (1702), в сражениях при деревне Лесной (1708) и под Полтавой (1709).
Способствовал упрочению экономического и политического положения дворянства. По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука. Реформы Петра I проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил (подушная подать), что влекло за собой восстания (Стрелецкое 1698, Астраханское 1705-1706, Булавинское 1707-1709), беспощадно подавлявшиеся правительством. Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, добился признания за Россией авторитета великой державы.
(Фото)
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-1765), первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Родился 8(19) ноября в д. Денисовка (ныне с. Ломоносово) в семье помора.
В 19 лет ушел учиться (с 1731 в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-1741 в Германии). С 1742 адъюнкт, с 1745 академик Петербургской АН. В 1748 основал при АН первую в России химическую лабораторию. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755). Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. Сформулировал принцип сохранения материи и движения. Заложил основы физической химии. Исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири. Автор трудов по русской истории. Крупнейший русский поэт-просветитель 18 в., Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка. Возродил искусство мозаики, создал с учениками мозаичные картины. Член Академии художеств (1763). Похоронен в Санкт-Петербурге в Некрополе 18 в.
(Фото)
Советская Россия
ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич 10 (22) апреля 1870, Симбирск - 21 января 1924, Горки, Московская губерния, российский политический и государственный деятель; основатель коммунистической партии и советского государства; один из лидеров международного коммунистического движения.
На 2-м съезде РСДРП (1903) Ленин возглавил партию большевиков. С 1905 в Санкт-Петербурге; с декабря 1907 в эмиграции. В апреле 1917, приехав в Петроград, Ленин выдвинул курс на победу социалистической революции. Возглавил руководство Октябрьским восстанием в Петрограде. Сыграл решающую роль в заключение Брестского мира.
В 1922 Ленин тяжело заболел и с декабря не участвовал в политической деятельности.
Ленин считал, что Россия должна начать мировую социалистическую революцию.
(Фото)
Российская Советская Федеративная
Социалистическая Республика (РСФСР) в составе
СССР
ТЕРЕШКОВА Валентина Владимировна (р. 1937), российский космонавт. Летчик-космонавт СССР (1963), первая в мире женщина-космонавт, кандидат технических наук, полковник (1970), общественный деятель, Герой Советского Союза (1963). Полет на “Востоке-6” (июнь 1963). Председатель Комитета советских женщин (1968-87), вице-президент Международной демократической федерации женщин с 1969. С 1987-92 председатель Президиума Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами. С 1994 руководитель Российского центра международного научного и культурного сотрудничества.
(Фото)
Россия, Российская Федерация
ЕЛЬЦИН Борис Николаевич (р. 1 февраля 1931, село Бутка Талицкого района Свердловской области – 23 апреля 2007 г., г. Москва), российский государственный деятель, председатель Верховного Совета РСФСР (1990-1991), первый президент Российской Федерации (1991-1999), лидер демократического движения кон. 1980-х - начала 1990-х гг, лидер сопротивления во время Августовского путча (1991), один из инициаторов Беловежских соглашений (1991) о ликвидации СССР и создании СНГ, принятия Конституции РФ (1993).
(Фото)
ПУГАЧЕВА Алла Борисовна (р. 1949), российская эстрадная певица, народная артистка СССР (1991).
Окончила дирижерско-хоровое отделение Московского музыкального училища им. Ипполитова-Иванова и режиссерский факультет ГИТИСа им. Луначарского (ныне РАТИ) (1981).
Еще школьницей спела на радио песню “Робот, стань человеком”. В 1972-73 выступала в оркестре под управлением О. Лундстрема. В 1974-75 работала в ансамбле “Веселые ребята”. В 1975 стала обладательницей Гран-при фестиваля “Золотой Орфей” (Болгария) с песней “Арлекино”, после которой певица стала по-настоящему популярной. Исполнение этой песни покорило слушателей не только красотой сильного голоса, но и сценической интерпретацией — певице удалось передать тончайшие психологические переживания героя, от имени которого она пела. Затем началось триумфальное восхождение певицы на эстрадный Олимп. В 1978 в Сопоте (Польша) Пугачева также завоевала Гран-при, исполнив ставшую ее визитной карточкой песню “Все могут короли”.
В конце 1970-х годов Пугачева начала сотрудничать с замечательным латышским композитором Р. Паулсом, результатом их творческого союза стала концертная программа “У нас в гостях Маэстро” (1981). Особенно популярны в исполнении певицы стали его песни “Миллион алых роз”, “Еще идут старинные часы”, “Маэстро” и некоторые др.
В 1979 на экраны страны вышел художественный фильм “Женщина, которая поет”, где Пугачева исполнила главную роль.
Певицей были подготовлены яркие эмоционально насыщенные концертные программы: “Монологи певицы”, “Пришла и говорю”, “Рождественские встречи”. Ею создан целый ряд песен на слова известных поэтов (Ахматовой, Мандельштама). 1988 год ознаменовался созданием “Театра песни”, давней мечты Пугачевой, ставшей художественным руководителем театра-студии.
Пугачева объездила весь мир со своими сольными программами. В 1992 получила приз “Овация” в номинации “Лучшая певица года”, в 1994 — в номинации “Живая легенда”, в 1995 — в номинации “Лучший режиссер-постановщик”.
В 1999 награждена орденом “За заслуги перед Отечеством” II степени.
(Фото)
Раздели данные фамилии на группы, поясни.
(Фамилии поэтов, писателей, художников, царей и др.)
Паустовский Г., Гагарин Ю., Маршак С., Кустодиев Б., Пушкин А., Васнецов А., Ульянов В., Ельцин Б., Петр I, Пугачева А., Циолковский К., Некрасов Н., Тютчев Ф., Путин В., Чайковский П., Можайский А., Терешкова В., Чехов А., Суриков И., Суриков В., Ломоносов М., Медведев Д.
4. Составление кроссвордов (По выбору. Можно воспользоваться Большим энциклопедическим словарем. Вспомнить алгоритм составления кроссворда)
5. Итог урока: Для чего это надо знать?
Разгадывание кроссвордов. За выполненную работу учащиеся получают зачет (отметки в журнал).
6. Домашнее задание (продолжить составлять кроссворд).