Урок математики в форме игры "Что? Где? Когда?"

Разделы: Начальная школа


Цель: Повторение и обобщение изученного материала.

Тип урока: урок-игра (в форме игры “Что? Где? Когда?”).

Форма организации деятельности учащихся: работа в группах.

Методы:

- исследовательский;
- наглядный;
- практический;
- информационный.

Оборудование:

- табло для ведения счета с названием команд учащихся;

- карточка с номером команды;

- задания для работы в группах (презентация в программе POWER POINT);

- мультимедийная установка (компьютер, проектор, интерактивная доска);

- раздаточный геометрический материал.

Задачи.

  1. Дать представление о великих ученых-математиках;
  2. Проверить сформированность вычислительных навыков и умение решать задачи;
  3. Познакомиться с иностранными мерами вместимости баррель и бушель;
  4. Развивать логическое мышление;
  5. Воспитывать любовь и интерес к предмету.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний и действий учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

- Сегодняшний урок будет необычным, на нем вам придется проявить себя как можно лучше, показать все свои знания. Занятие будет проходить в форме игры “Что? Где? Когда?”.

- Итак, вы разделились на команды, выбрали себе капитана. Вы должны ответить на вопросы и выполнить задания, предложенные вам. Эти вопросы перед вами на экране. Задания будем выполнять по порядку. Команда, которая выполнит задание первой, поднимает свою карточку, четко отвечает на вопрос. Остальные команды проверяют правильность ответа. Если допущена ошибка – результат не засчитывается и отвечает другая команда. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл. Итак, приготовились! Игра начинается!

2. Анализ задания, самостоятельное раскрытие способов решения творческих его элементов.

Конверт № 1. (cлайд № 3-5. Презентация)

ПАСКАЛЬ Блез - французский математик, сконструировал (1641 г., по другим сведениям – 1642 г.) суммирующую машину. Работу над суммирующей машиной начал в 19-летнем возрасте, наблюдая за расчетами отца – сборщика налогов. Суммирующая машина Паскаля представляла собой механическое устройство с многочисленными шестеренками. С ее помощью можно было складывать числа, вращая колесики с делениями от 0 до 9. Машина не могла выполнять никаких других арифметических действий, кроме сложения. Вычитать, умножать или делить на ней можно было лишь путем многократного сложения (вычитания).

Приучайтесь думать точно!
Все исследуйте до дна!
Вместо точек на листочке
Цифра верная нужна!
Я подсказывать не буду
Никаких ее примет.
Но ОДНА и ТА ЖЕ ВСЮДУ
Даст вам правильный ответ.

Конверт № 2. (слайд № 6 -7).

Посчитайте количество треугольников.

Конверт № 3. (слайд № 8-9.)

При транспортировке нефти в танкерах (морских судах) обычно используются такие единицы вместимости, как баррель (примерно 159 л) и бушель (примерно 36 л). Вычисли, сколько примерно литров нефти загрузили в танкер, если в нем 5 баррелей 3 бушеля нефти.

Конверт № 4. (слайд № 10-11.)

НЬЮТОН Исаак (1643-1727), английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики, член (1672) и президент (с 1703) Лондонского королевского общества. Построил зеркальный телескоп. Сформулировал основные законы классической механики. Был директором Монетного двора, наладил монетное дело в Англии.

Два отца и два сына разделили между собой поровну 300 рублей, причем каждый получил по 100 рублей. Как это могло случиться?

Ответ: Их было трое, дедушка, папа, внук.

Музыкальная пауза (физкультурная минутка).

(Слайд № 22). Учащиеся под музыку исполняют произвольные движения.

Конверт № 5. (слайд № 12-13).

Когда  идет дождь, Миша сидит в комнате у телевизора или идет в гости к другу. Когда Миша в комнате, его сестра Люба  сидит в детской и играет, а конфеты лежат в холодильнике. Если конфеты  на столе, а Миша – в гостях, то Люба в комнате. Сейчас идет дождь, конфеты на столе. Где  находятся Люба и Миша?

Ответ:  Люба в комнате, а Миша в гостях.

Конверт № 6. (слайд № 14-15).

Расшифруй предложение, в котором каждая буква заменена ее соответствующим порядковым номером в русском алфавите:

13 6 15 30 -

14 1 20 30

3 19 6 23

17 16 18 16 12 16 3

Ответ: Лень – мать всех пороков

Конверт № 7. (слайд № 16-20).

ПИФАГОР Самосский (VI в. до н. э.), древнегреческий философ, математик. Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций и др.

“Черный ящик”

В черном ящике лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе “ игральная кость”. Термин этот ввели пифагорейцы (его ученики), а используется этот предмет в играх маленькими детьми. Что в черном ящике?

Ответ: (Куб, кубик.)

Между какими двумя числами в натуральном ряду стоят следующие числа:

1050, 3700, 7007.

Назови эти числа.

Ответ:

1049, 1050, 1051

3699, 3700, 3701

7006, 7007, 7008

Задание для капитанов:

Блиц-вопрос:

Мать дала сыну 1 коп., 2 коп., 3 коп., а затем добавила еще 4 коп.. Он же обменял все полученные деньги на две одинаковые монеты. Какие?

Ответ: 2 монеты по 5 коп.

Первоклассник Дима  ложится спать в 9 часов вечера, а будильник заводит на 10 часов утра. Сколько будет спать первоклассник?

Ответ. Один час, потому, что на циферблате всего 12 часов – нет разделения на день и ночь.

Во дворе поровну желтых и красных скамеек. Желтых – 3. Сколько всего скамеек?

Ответ: 6 скамеек.

3. Подведение итогов урока.

- Итак, наша игра подошла к концу.

- Какое задание вам понравилось больше?

- Какое задание вызвало затруднение?

- Слово предоставляется жюри.

Награждение победителей осуществляется по номинациям:

  • Самый сообразительный и находчивый.
  • Самый активный.
  • Самый рассудительный.
  • Самый веселый.

Музыкальное приложение