Элективный курс для профильной подготовки учащихся 10–11-х классов "Основы политической деятельности"

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка

В современной российской школе во главу угла ставится гражданское образование, готовящее человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства, был способен многое сделать для своей страны. Это подразумевает многогранное осмысление учащимися социально-политических дисциплин и формирование высокой политической грамотности. Поскольку любой учебник имеет жесткие рамки, следовательно, авторы излагают материал сжато и отказываются от многих интересных проблем.

Разработка данного курса велась на основе педагогической практики и потребностей реальной жизни, требующих от учителей социально-политических дисциплин в условиях формирования гражданского общества не только более полной политической информации, но и практического освоения в собственном социальном опыте старшеклассников политических норм, обретения опыта политической деятельности через ролевые игры, проблемные ситуации и т.д.

Настоящий курс предназначен для учащихся 10-11-х классов общеобразовательной школы. Он позволит педагогу активно вовлечь учащихся в процесс познания, создать политологическую лабораторию, в которой учащиеся получают новые знания, приобретают умения осуществления самостоятельной политической деятельности, формируют собственную точку зрения по важнейшим вопросам жизни современного общества.

Целью курса является формирование социально-коммуникативной компетентности, направленное на становление активной гражданской позиции и приобретение опыта политической деятельности.

Задачи курса:

  • расширить знания учащихся по обществознанию и политологии;
  • развить способности осмысливать явления действительности на основе политического анализа, теоретически практически применять полученные знания;
  • освоить разнообразные методы поиска и анализа информации, навыки свободной ориентации в современном информационном пространстве;
  • развить коммуникативную культуру, воспитать толерантность, способность к пониманию и признанию других мнений и точек зрения;
  • формировать систему жизненных ценностей, социальных норм, способов деятельности, которые необходимы любому гражданину в его отношениях с другими людьми, институтами гражданского общества, государством;
  • обеспечить практическое освоение в собственном социальном опыте старшеклассников политических норм, обретение опыта политической деятельности.

Содержание курса включает в себя 4 раздела. В первом разделе “Мир политического как предмет изучения” раскрываются вводные вопросы науки политологии, основные понятия и методы исследования, связь политологии с другими науками. Второй раздел “Политические институты и политическая деятельность” раскрывает проблемы политического лидерства, поведения, конфликтов, пропаганды и т.д. В третьем разделе “Политическая культура” анализируются особенности политической символики, политической коммуникации, социально-политической переписки. Заключительный четвертый раздел посвящен проблемам современного гражданского общества.

Методы проведения занятий:

В основе организации занятий интерактивные или диалоговые  методы обучения, в которых социальные взаимодействия рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяющий значительно повысить развивающий потенциал обучения, углубить и расширить осваиваемое содержание   образования. Поскольку к интерактивным методам, могут быть отнесены те методы обучения, которые организуют процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников возникает некое “новое” знание, родившееся непосредственно в ходе этого процесса либо явившееся из его результатов [14], то наряду с дискуссией, ролевыми играми, проективным моделированием, занятия могут быть организованы в форме лекции, дискурс-лекции, беседы, проблемно-лабораторного занятия, мини-исследования и т.п.

Ожидаемый результат: работа в ходе курса ориентирована на развитие социально-коммуникативной компетентности, а именно формирование таких умений как:

  • находить, систематизировать и анализировать политическую информацию;
  • рассматривать политические события с точки зрения их политологической природы;
  • ориентироваться в современной политической действительности;
  • определять, представлять, обосновывать собственное отношение к политическим процессам в современном мире, быть толерантным.

Форма оценивания деятельности учащихся по итогам курса: зачетная работа в виде исследовательского реферата, защиты проекта, презентации.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Раздел 1. Мир политического как предмет изучения (10 час.)

Тема 1. Наука политология.

Мир политического. Предмет политологии. Основные понятия политологии. Методы исследования политологии. Связи политологии с другими науками.

Форма работы: лекция с элементами беседы.

Тема 2. Политология и политика.

Политология и политика. Политика как “искусство возможного” в ее моральном измерении. Политика как искусство.

Форма работы: беседа, проблемно-лабораторное занятие (работа с документами).

Тема 3. Политика и власть.

Возникновение и сущность политики. Политическая власть. Функции политики. Власть в информационном обществе. СМИ: между властью и обществом. Нетократия, современное общество и политика.

Форма работы: беседа, проблемно-лабораторное занятие (работа с Интернет-ресурсами).

Тема 4. Политические инструменты.

Политические инструменты: понятие, виды, сущность, предназначение.

Форма работы: проектное моделирование.

Тема 5. История политологии.

Платон и Аристотель. Никколо Макиавелли. Томас Гоббс. Шарль Луи Монтескье. Фридрих Ратцель. Позитивизм О. Конта. К. Маркс. Э. Дюркгейм. М. Вебер. Политические идеи первой половины XX века. Современная политология.

Форма работы: беседа, проблемно-лабораторное занятие (работа с Интернет-ресурсами).

Тема 6. Политическая система современного общества.

Политическая система современного общества: понятие, структура, предназначение. Политическая культура и ее значение.

Форма работы: беседа, проблемно-лабораторное занятие (работа с документами).

Раздел 2. Политические институты и политическая деятельность (17 час.)

Тема 1. Гражданское общество и правовое государство.

Гражданское общество, гражданин, гражданство. История понятия. Правовое государство. История понятия.

Форма работы: беседа, дискуссия.

Тема 2. Происхождение и функции государства.

Государство. Теории происхождения государства. Функции государства.

Форма работы: ролевая игра “Мы строим государство”.

Тема 3. Формы правления и политические режимы.

Форма государства. Форма правления. Монархия. Республика. Политические режимы. Тоталитаризм и демократия.

Форма работы: проблемно-лабораторное занятие (работа с документами).

Тема 4. Политические группы и общности.

Политические группы и общности. Лобби. Политическая элита.

Форма работы: дискурс-лекция.

Тема 5. Политические партии.

Политические партии: понятие, признаки, функции, классификации. Политические партии современной России.

Форма работы: ролевая игра “Создание политической партии”

Тема 6. Политическое лидерство.

Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типология политического лидерства.

Форма работы: лекция с элементами беседы.

Тема 7. Избирательная кампания.

Избирательная кампания как вид политической деятельности. Электорат. Этапы проведения избирательной кампании.

Форма работы: проектное моделирование, ролевая игра “Выборы президента”.

Тема 8. Политическое поведение.

Формы политического поведения. Регулирование политического поведения.

Форма работы: учебное мини-исследование (социологический опрос).

Тема 9. Политические конфликты.

Понятие, источники и значение конфликтов в политике. Способы решения политических конфликтов. Эскалация политического конфликта. Урегулирование политического конфликта.

Форма работы: проектная работа.

Тема 10. Политическая пропаганда.

Политическая пропаганда: понятие, предназначение и роль в политической жизни. Популизм как тип политики.

Форма работы: дискуссия, проблемно-лабораторное занятие (работа с документами).

Тема 11. Ролевая игра “Дебаты”.

Анализ политических выступлений. Анализ политической речи.

Раздел 3. Политическая культура (4 час.)

Тема 1. Политическая культура и ее модели.

Общая характеристика политической культуры. Модели политической культуры. Демократическая политическая культура. Особенности российской политической культуры. Элементы политической культуры.

Форма работы: лекция с элементами беседы.

Тема 2. Политическая символика.

Национально-государственные символы. Патриотические символы. Общественные символы.

Форма работы: дискуссия, проблемно-лабораторное занятие (работа с Интернет-ресурсами).

Тема 3. Политическая коммуникация.

Политические ритуалы. Политический имидж.

Форма работы: дискуссия, проблемно-лабораторное занятие (работа с Интернет-ресурсами).

Тема 4. Социально-политическая переписка.

Социальная и политическая переписка. Политическая культура в условиях информационного общества. Виртуальное общение в политике.

Форма работы: дискуссия, проектная работа.

Раздел 4. Современное гражданское общество (4 час.)

Тема 1. Политическая элита.

Политическая элита. Элитаризм.

Форма работы: лекция с элементами беседы.

Тема 2. Политики мира и России.

Форма работы: учебное мини-исследование

Тема 3. Глобализация в политике.

Глобализация. Политический контекст глобализации. РФ в современном глобальном мире. Проблемы безопасности. Классификация угроз и опасностей.

Форма работы: дискуссия.

Тема 4. Первый шаг в политическую жизнь.

Готовимся к политической жизни. Обсуждение политических лидеров. Качества, необходимые политического лидеру. Составление рейтингов политиков.

Форма работы: проектная работа “как стать успешным политиком?”

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 35 час.

НАЗВАНИЯ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Всего часов

Теория

Практика

Проект

Раздел 1. Мир политического как предмет изучения (10 час.)

Тема 1. Наука политология. 1 1 - -
Тема 2. Политология и политика. 2 1 1 -
Тема 3. Политика и власть. 2 1 1 -
Тема 4. Политические инструменты. 1 - - 1
Тема 5. История политологии. 2 1 1 -
Тема 6. Политическая система современного общества. 2 1 1 -

Раздел 2. Политические институты и политическая деятельность (17 час.)

Тема 1. Гражданское общество и правовое государство. 2 1 1 -
Тема 2. Происхождение и функции государства. 2 - 2 -
Тема 3. Формы правления и политические режимы. 2 - 2 -
Тема 4. Политические группы и общности. 1 1 - -
Тема 5. Политические партии. 2 - - 2
Тема 6. Политическое лидерство. 1 1 - -
Тема 7. Избирательная кампания. 1 - - 1
Тема 8. Политическое поведение. 2 - 2 -
Тема 9. Политические конфликты. 1 - 1 -
Тема 10. Политическая пропаганда. 1 - 1 -
Тема 11. Ролевая игра “Дебаты” 2 - 2 -

Раздел 3. Политическая культура (4 час.)

Тема 1. Политическая культура и ее модели. 1 1 - -
Тема 2. Политическая символика. 1 - 1 -
Тема 3. Политическая коммуникация. 1 - 1 -
Тема 4. Социально-политическая переписка. 1 - - 1

Раздел 4. Современное гражданское общество (4 час.)

Тема 1. Политическая элита. 1 1 - -
Тема 2. Политики мира и России. 1 - 1 -
Тема 3. Глобализация в политике. 1 1 - -
Тема 4. Первый шаг в политическую жизнь. 1 - - 1
Всего 35 час. 12 17 6

Контрольные вопросы к элективному курсу

  1. В чем заключается роль политики в общественной жизни?
  2. Как соотносятся политика и власть?
  3. Каковы особенности развития политических партий в современной России?
  4. Докажите или опровергните утверждение: “В современной России сложилась многопартийная система”.
  5. Каково предназначение политической системы общества?
  6. Какие тенденции в развитии современной партийной системы России Вы могли бы выделить?
  7. Докажите или опровергните утверждение: “В современной России существует гражданское общество”?
  8. Какие способы манипулирования общественным сознанием вам известны? Приведите примеры.
  9. Как, с вашей точки зрения, должны функционировать СМИ в условиях глобализации?
  10. Могут ли несовершеннолетние граждане быть участниками политических партий и общественных объединений?
  11. Какие качества человека помогут ему стать политическим лидером?
  12. Какие качества необходимы для политического лидера современной России?
  13. Существуют ли различия между лидером и политиком?
  14. Какие виды участия в политической жизни Вы знаете? Приведите примеры.
  15. Чем опасен абсентеизм?
  16. Насколько важен голос одного человека на выборах?
  17. Существуют ли в реальной политической жизни действительно свободные выборы? Каким характеристикам они должны соответствовать?
  18. В чем состоит опасность популизма? Приведите примеры популистской политики.
  19. Какие факторы влияют на решение человека при голосовании за определенного кандидата?
  20. Какие формы гражданских инициатив Вы знаете? Приведите примеры из жизни района, города, края, страны.
  21. Как связаны между собой понятия “гражданин”, “гражданство”, “гражданское общество”?
  22. Противоречат ли друг другу понятия “гражданин страны” и “гражданин мира”?
  23. Что Вы понимаете под политической речью? Приведите примеры из реальной политической жизни.
  24. Чему посвящаются политические выступления? Приведите примеры из реальной политической жизни.
  25. Какую роль умение или неумение публично выступать играет в судьбе политических лидеров? Приведите примеры из реальной политической жизни.
  26. Каким образом обычный гражданин может повлиять на принимаемые властями политические решения? Какие из предложенных Вами способов являются законными, а какие – нет?
  27. Какие способы влияния граждан на принимаемые властями политические решения оказываются наиболее эффективными? Приведите примеры из реальной политической жизни.
  28. Что такое политическая пропаганда? В чем ее значение?
  29. Каковы наиболее распространенные примеры политической пропаганды? Приведите примеры из реальной политической жизни.
  30. Где мы сталкиваемся с политической пропагандой? Как она воздействует на людей?
  31. Каковы основные функции политического лидерства?
  32. Что такое избирательная кампания? Какие события являются ее началом, а какие – окончанием?
  33. Какие этапы являются обязательными при проведении избирательной кампании?
  34. Что такое политическое поведение? По каким признакам различают формы политического поведения?
  35. Чем определяются возможности регулирования политического поведения?
  36. Каковы основные мотивы политического поведения?
  37. В чем причины политических конфликтов?
  38. Каковы причины предотвращения и разрешения политических конфликтов?
  39. Назовите пассивные формы политического поведения. Приведите примеры.
  40. Каковы мотивы активного политического поведения? Приведите примеры.
  41. Чем опасно экстремистское поведение? Приведите примеры.
  42. Каковы возможности политического поведения?
  43. Докажите или опровергните утверждение: “В современной России существует демократический политический режим”.
  44. В чем опасность тоталитаризма?
  45. Возможна ли демократия в условиях монархической формы правления?
  46. Какая форма правления существует в современной России?
  47. Как изменились функции государства в условиях информационного общества?
  48. Какова история понятия “правовое государство”?
  49. Как формируется современная политическая элита?
  50. Как осуществляется лоббирование интересов? Приведите примеры из реальной политической жизни.

Примерные темы рефератов

  1. Мыслители прошлого о политике и ее роли в жизни людей.
  2. Политика – наука, искусство, профессия.
  3. Свободные выборы – утопия или реальность?
  4. Интернет и традиционные средства массовой информации.
  5. Политические лидеры современной России.
  6. Лидер – кто он?
  7. Роль молодежи в современной политике.
  8. Политическая культура современной России.
  9. Роль политических партий в политической системе страны.
  10. Политическая символика.
  11. Формы участие в политической жизни.
  12. Политический лидер: идеал и реальность.
  13. Элита в политике.
  14. Народ и политика.
  15. Политические группы и общности.

Литература

  1. Бегенчева Т.Т. и др. Азбука гражданского образования. Ашгабат, 1996.
  2. Выборы в демократическом обществе. М., 1996.
  3. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995.
  4. Гражданское образование. Содержание и активные методы обучения / под ред. Воскресенской Н., Шехтера С., М., 2005.
  5. Карагезов К. Лидеры 21 века. М., 1996.
  6. Карагезов К. Символы и ритуалы. М., 1982.
  7. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. Учебное пособие для ССУЗОВ. М., 2002.
  8. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию 10-11 класс. М., 2000.
  9. Никитин А.Ф., Суворова Н.Г., Тюляева Т.И. Право и политика: метод. пособие. М., 1996.
  10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Полат Е.С. М.,2000.
  11. Политология / под ред. Мухаева Р.Г., М., Дрофа, 1997.
  12. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. М., 1995.
  13. Пугачев Б.М. Политическое развитие современной России. М., 1994.
  14. Чепель, Т.Л., Яковенко, Т.Д. Интерактивные методы в высшем педагогическом образовании как условие его интенсификации [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://concord.websib.ru/page.php?article=88&item=2
  15. Элективные курсы по обществознанию для предпрофильной подготовки профильного обучения. 9-11-й класс. Методическое пособие. М., “Глобус”, 2006.