Из опыта изучения регионального компонента истории

Разделы: История и обществознание


Изучение истории в старшей школе направлено на воспитание у учащихся чувства национальной идентичности, демократизма и толерантности, уважение к историческому пути своего и других народов. Человек воспитывается в определенной сложившейся на протяжении веков социокультурной среде. Поэтому особое значение в этом процессе приобретает изучение региональной истории. История Амурской области рассматривается как интегрированная часть истории России, на ее изучение отводится 10% учебного времени.

Решая с учащимися учебные задачи в рамках курса отечественной истории, обязательно обращаю внимание на специфику процессов, протекавших в Приамурье. Так, при изучении аграрной реформы П.А. Столыпина одной из учебных задач является вопрос о путях решения аграрного вопроса. Однако природные и исторические условия Дальнего Востока коренным образом отличались от условий Центральной России. Здесь было большое количество удобных для земледелия площадей, существовала свобода торговли с зарубежными странами, осуществлялись значительные поставки иностранной сельскохозяйственной техники – все это открывало широкие возможности для развития крестьянских хозяйств. Но после поражения революции 1905-1907 гг. и русско-японской войны положение существенно изменилось. Россия была вытеснена с Ляодунского полуострова, были потеряны Порт-Артур и торговый порт Дальний. Япония отторгла у России Южный Сахалин, укрепилась в Корее и Южной Маньчжурии. Обострилась проблема безопасности дальневосточных территорий России. К тому же в пределы российского Дальнего Востока в начале XX века значительно усилился приток иммигрантов из Китая, Кореи, Японии. При быстром росте численности населения Маньчжурии Дальний Восток России оставался малонаселенным. В таких условиях правительство понимало необходимость принятия решительных мер для обеспечения безопасности Дальнего Востока и ускорения его заселения и хозяйственного развития.

Задача преподавателя выявить специфику Приамурского края в данном отношении, сформулировав соответствующую учебную задачу (как столыпинская реформа повлияла на социально-экономическое развитие Приамурья в начале XX века?) и дать необходимый материал для ее решения (приложение 1).

Изучая социально-экономическое развитие России в конце XX – начале XXI веков вновь возвращаемся к проблемам экономики Амурской области. Учащиеся получают следующие задания: на основе анализа статистического материала составить аналитическую записку о состоянии экономики области; опираясь на опыт изучения прошлого Амурской области и знания, полученные при изучении отечественной истории объяснить причины кризисного положения; составить проект преобразований, направленных на ускорение социального и экономического развития области.

Данная работа способствует формированию умений учащихся отбирать подходящие для исторических аналогий события и на основе этих аналогий делать правильные выводы при решении современных проблем.