Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:
- Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного города, его памятниках и архитектуре;
- Дать представления о размерах нашей области и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;
- Познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, дать представление о защитниках Отечества;
- Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном городе. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного города, но и с его историей, промышленностью.
Знакомство с родным городом продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).
Хорошо бы в группе оформить патриотический уголок с российской символикой. Наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном крае.
В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной город, край.
Перспективный план работы по краеведению с дошкольниками 5-6 лет
№ п/п |
Время проведения | Тема | Форма проведения |
1. | Сентябрь | Рассказ о родном городе, показ иллюстраций города. | занятие |
2. | Сентябрь | Знакомство с районом города, в котором мы живём, с его особенностями и достопримечательностями. | беседа |
3. | Октябрь | Наш город – город труженик. | занятие |
4. | Ноябрь | Закрепить представления детей об особенностях расположения города (рассматривание карты города). | беседа |
5. | Ноябрь | Улицы родного города. | занятие |
6. | Декабрь | Дать знания о том, чем славится родной город (рассказать о местной промышленности, уточнить в каких районах города она расположена). | беседа, ширма- раскладушка |
7. | Январь | Памятники родного города. | занятие |
8. | Февраль | Они защищали Родину. Познакомить с памятниками воинам. Рассказ о тех, кто защищал родной край. | занятие |
9. | Март | Беседа о родном городе, его достопримечательностях. Различать функциональную принадлежность зданий (жилые дома, детские сады, школы, магазины, предприятия, заводы). | беседа |
10. | Март | Дом, в котором я живу. | рисунок |
11. | Апрель | Природа родного края. | занятие |
12. | Апрель | Воспитывать в детях бережное отношение к природе родного города. | наблюдение |
13. | Май | Закрепить навыки поведения на улицах города. | занятие |
14. | Май | Знакомство с местами отдыха горожан. Летний отдых. | беседа, рисунок |
Перспективный план работы по краеведению с дошкольниками 6-7 лет
№ п/п |
Время проведения | Тема | Форма проведения |
1 |
Сентябрь | Правила перехода через улицу. “История возникновения родного города”. Кузнецкий район. Названия улиц родного города. |
Целевая прогулка Занятие Беседа Беседа |
2 |
Октябрь | “Кемерово – столица Кузбасса”. О названиях улиц родного города. Рассматривание плана своего микрорайона. Безопасный путь к детскому саду. Памятники родного города; люди, прославившие город. |
Занятие Беседа Работа с картой и схемой Беседа |
3 |
Ноябрь | Наш микрорайон. “Кузнецкая крепость – историко-архитектурный музей”. Закрепление знаний о памятниках родного города – рассказ о сквере героев революции (Кузнецкий район). “Путешествие по родному городу”. |
Целевая прогулка Посещение музея Занятие Игра |
4 |
Декабрь | Закрепление названий улиц.
Составление рассказов об истории города по
названиям улиц. Знакомство с дорожными знаками. Безопасность в городе. Бульваре героев, о сквере имени Жукова. Площади Побед. |
Практическое занятие Экскурсия Рассказ воспитателя Экскурсия |
5 |
Январь | Знакомство с памятниками
родного города – памятник В.В. Маяковского. “Узнай где я нахожусь” – закрепление знаний о достопримечательностях родного города. “Наши музеи?” Промышленность города. |
Заочное путешествие Дидактическая игра Занятие Игра-путешествие |
6 |
Февраль | Памятники защитникам Отечества. Рассматривание иллюстраций (фото) “Фонтаны родного города”, рассказ об их возникновении. Парки и скверы города. Зеленые зоны района. |
Беседа Рассказ Беседа Целевая прогулка |
7 |
Март | “Встреча с прекрасным” –
художественные музеи родного города. Закрепление знаний о музеях родного города. Работа со схемой микрорайона – упражнение в ориентировке. |
Занятие/ Игра-путешествие |
8 |
Апрель | Рассматривание монумента
(иллюстрации) “Дружбы народов Рассматривание иллюстраций, открыток с видами родного города. “Архитектура родного города” |
Рассказ
Занятие |
9 |
Май | “Природа Кузбасса” – знакомство с книгой “Приключения зеленого кузнечика Кузи” А. Куприянов, Ю. Манаков. | Беседа |
Игры по краеведению
Герб города (игра).
Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.
Материалы: шаблон – образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; “мозаика” герба города в разобранном варианте.
Ход игры: детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из мозаики герб города.
Исторические места и здания города (игра).
Цель: закрепить знания детей об архитектуре города.
Материалы: фотографии исторических мест и зданий города; “мозаика” этих же фотографий.
Ход игры: аналогичен игре “Герб города”.
Заколдованный город (игра).
Задачи: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.
Цель: “расколдовать” город.
Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.
Ход игры: Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини – беседу: о названии города, улиц, памятниках и т. д. Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. По ходу игровых действий “восстановления заколдованного города” воспитатель проводит заочную мини – экскурсию по этим местам.
Наш город (игра).
Цель: дать информацию детям о родном городе: кто в нём живёт, трудится, какой транспорт в нём ходит.
Материал: картинки с изображением города, людей, транспорта.
Ход игры: воспитатель заранее подбирает разные картинки: на одной изображены жители города; на другой – труд людей; транспорт; здания города.
Картинки раскладываются в разных местах групповой комнаты. Дети делятся на четыре группы. Каждой группе даётся задание: одной – посмотреть, кто живёт в городе и собрать картинки с изображением людей; другой – на чём люди ездят, собрать картинки с изображением транспорта; третьей – картинки, на которых воспроизведён труд людей; четвёртой – отобрать картинки с рисунками на которых изображены здания города и их декоративные украшения. По сигналу водящего путешественники идут по комнате и отбирают нужные им картинки. Возвратившись на свои места путешественники рассказывают, почему они взяли именно эти картинки, что на них изображено.