Цели урока:
- Закрепить умение дифференцировать умение определять и различать твёрдые и мягкие согласные.
- Закрепить умение выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда; закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, артикуляционную моторику.
- Развивать фонематический слух, речевое дыхание, добиваться понимания грамматических правил.
- Воспитывать внимание, интерес к занятию.
Оборудование:
Изображение главных героев Дина и Дона, карточки с заданием, свисток, цифровой ряд, тетради, цветные ручки.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Логопед: Прежде, чем начать наше занятие, нам необходимо разбудить наши пальчики, наши глазки и нашу головку. Как обычно мы это с вами делаем?
Ученики: Растираем до горяча ладошки, щипаем до красна ушки, несколько раз зажмуриваем глаза и производим массаж шести основных точек (1. область третьего глаза, 2. ямка между подбородком и губой, З.снаружи от крыльев носа, 4.0бласть нижнечелюстного сустава – ближе к уху)
Логопед: Голова и руки у нас проснулись, а вот про язык мы совсем забыли. Что нужно сделать?
Ученики: Зарядку для языка.
“Птенчики”, “Лопаточка”, “Иголочка”, “Чашечка”, “Трубочка”, “Лошадка”, “Катушки”, “Маляр”, “Почистим зубки”, “Покусаем язычок”
2. Сообщение темы.
Логопед: Сегодня мы в гостях у двух знакомых нам гномов: ДИНа и ДОНа. Гномы любят играть вместе – составлять слова. Вчера они очень хорошо поиграли. А сегодня не могут разобраться, какие игрушки и вещи ДИНа, а какие ДОНа и по-этому сердятся друг на друга. Давайте поможем им навести порядок и помирим гномов! (Рисунок 1,2)
3. Повторение.
Логопед: Давайте вспомним с какими звуками Любят играть наши гном
Ученики: ДИН – любит играть с мягкими звуками: Мь , Нь и др. ДОН– играет только с твёрдыми звуками: Р, П, С и т.д.
Логопед: Вспомните пожалуйста и назовите гласные, которые пишутся после твёрдых согласных.
Ученики: – Это гласные первого ряда: А, О, У, Э, Ы .
Логопед: Назовите гласные, которые пишутся после мягких согласных.
Ученики: Это гласные второго ряда: Я, Е, Ё, Ю, И
Логопед: Как они образовались?
Ученики: Й присоединилась к гласным 1 ряда.
Логопед: Какие ещё знаки могут смягчить или сделать твёрдой согласную букву? Ученики:– Мягкий и твёрдый знаки.
4. Работа по теме (закрепление пройденного материала).
Дин и Дон вчера играли
Разбросали всё кругом:
Книги, ручки, покрывало –
Дом сегодня весь – вверх дном.
Чтоб на место все сложить:
Мячик, чашки и цветы,
Нам придётся быстро вспомнить:
Первый звук – “Какой же ты”
Логопед: Назовите предметы из стихотворения, которые разбросали гномы. Давайте начнём с этих слов и отдадим каждому гному свои. Те предметы первый звук в названии которых – твёрдый, отдадим ДОНу, те в которых – мягкий, отдадим ДИНу.
Ученики: книги, покрывало, ручки, цветы – ДОНу, а мячик и чашки – ДИНу.
1. Игра: “Твёрдый-Мягкий”
Логопед:– У вас здорово получается, давайте и с другими предметами попробуем. (Раздаются по одной карточке каждому.) Будьте внимательны от этого зависит порядок в комнатах ДИНа и ДОНа. (Рисунок 2-8)
Дыхательная гимнастика.
Логопед:– Часть вещей мы разобрали. Теперь немного отдохнём. Выходите из-за парт. Чтобы мы могли продолжить помогать гномам, нам нужно вспомнить все гласные. Сейчас я буду беззвучно произносить гласные, а вы попробуйте угадать, что я говорю по губам и положению языка.( О, Ю, У, Ё,Э, Ы, Я, А,Е, И). Как только угадаете– пропойте этот звук.
2. Игра с “Подарите гномам гласные звуки”.
Логопед: Перед вами лежат 4 кубика. Давайте их внимательно рассмотрим. На кубиках написаны гласные. Что вы можете о них сказать?
Ученики: На 2 кубиках написаны гласные первого ряда, на двух других гласные второго ряда
Логопед: Как нам определить какие кубика лежали у ДОНа, а какие у ДИНа?
Ученики: Те кубики на которых гласные второго ряда мы отдадим ДИНу, так как они дружат с мягкими согласными, а те на которых гласные первого ряда– ДОНу.
Логопед: Правильно! Давайте проверим, подружив гласные кубиков с буквой (Д)
Ученики: ДИ, ДЁ, ДЯ, ДЕ, ДЮ– ДИНу; ДУ, ДО, ДА, ДЭ, ДЫ– ДОНу.
3. Обведи согласные своим цветом
Логопед: А сможем ли мы в словах найти буквы для наших героев.(раздаются листочки со словами) Внимательно прочитайте слова. Красным карандашом подчеркните гласные, они вам помогут увидеть твёрдые и мягкие согласные. Синим кружочком обведите, твёрдые согласные, а зелёным мягкие.
Репа, рядом, сила, ветка, кино, шляпа, крыша, грибы
4. Разложи любимые игрушки гномов.
Логопед: Почти всё разложили по комнатам ДИНа и ДОНа, кроме самых главных вещей из которых гномы и составляли вчера слова. Как вы думаете, что это? (выставляется коробка с “кубиками Зайцева”).
Ученики: Слоговые кубики.
Логопед: Что бы безошибочно разложить кубики. Посмотрите на те, которые уже у них имеются (кубики с гласными) Они вам помогут и подскажут.
Ученики: Слоги с мягкими согласными – ДИНу, с твёрдыми – ДОНу.
5. Выписать слова парами.
Логопед: Порядок мы навели, теперь осталось только помирить гномов. ДИН и ДОН мне обещали, что как только мы выполним их задания на карточке правильно, они сразу же помирятся. Попробуем ребята помирить гномов!
Ученики: Попробуем!
Логопед: Откройте тетради запишите число. Посмотрите на карточку. Вам нужно выписать слова парами. Так что бы одно слово понравилось ДИНу, а другое ДОНу. (Показывается пример: РАД-РЯД)
Задание на карточке.
Слова: Рад, мал, ряд, мял, лук, люк, были, ров, вел, рев, били, вол.
Логопед: Объясните, по какому принципу выписывали слова? Какими гласными они отличаются?
Вставьте по смыслу их в предложения (Предложения записываются на плакате, а дети по очереди выбегают и дописывают нужное слово маркером.)
Коля еще очень ....
Ученик ... хорошей оценке.
Вова ... кусок глины.
Зеленый ... очень полезен.
Выкопали глубокий ....
... – домашнее животное.
Дети ...в театре.
6. Работа со стихотворением.
Записать под диктовку:
Лес. Поляна. Поздний час. Вот уже костер погас. Плещет черная река, На реке – ни огонька.
Логопед: Оранжевым подчеркните непарные согласные, которые всегда мягкие. Зелёным непарные согласные, которые всегда твёрдые.
7. Фонетический разбор слова.
Логопед: Задания мы все выполнили, гномы наши помирились. И предлагают нам посмотреть как они играют составляя слова. Например, слово:
Логопед: На одном дереве 5 братьев живут. (Пальцы)
Ученики: Пальцы
П – согласный, твёрдый, глухой.
А – гласный
Л' – согласный, мягкий, звонкий.
Ц – согласный, твёрдый, глухой.
Ы – гласный.
5. Итог занятия.
Обобщаю, какие задания выполняли, для чего, чему научились.
Оцениваю и поощряю работу детей. Дружно вспоминаем стихотворение.
Есть мягкие звуки и твердые звуки -
Их можно легко смешать
Но, чтобы не вышло подобной штуки
Научились их различать:
Мягкие звуки звучат повыше,
Звучанье у них нежней.
А твердые – словно грубей и ниже,
Как будто твердые злей.