Книги, спасибо за то, что вы есть!
Цели: убедить учащихся в том, что чтение должно стать для них не “трудовой повинностью” и обязанностью, а средством удовлетворения своих духовных, интеллектуальных и эстетических запросов.
Задачи:
– помочь разобраться уч-ся в смысле общения
человека с книгой;
– убедить, что книга – это не только средство
“убить время”, а нечто большее и серьезное;
– пробудить в учащихся желание к постижению
неизведанного, формировать осознанный интерес к
чтению.
Оформление: на доске – высказывание Д.Свифта: “Книги – дети разума”; выставка книг, детских сочинений, памятки “Правила общения с книгой”, кроссворд, книги для антивыставки, приложение со слайдами.
Ход мероприятия (1 слайд)
Ученики:
Что такое книга? Это чудо!
Чудо, открываемое нами
Стать читателем для нас совсем не трудно
Открывайте чудо вместе с нами!
Много книг у нас чудесных,
Книжек умных, интересных
Увлекательных, веселых
В городах, станицах, селах..
Учитель задает вопросы детям. Они отвечают, затем он обобщает их ответы. Для чего предназначена книга?
Книга предназначена для того, чтобы передавать знания, накопленный опыт, ценную информацию, образное представления о мире.
Чем является книга для человека?
Книга важнейшее средство образования и воспитания. Благодаря книге мы можем, переносится в разные времена и эпохи, во все концы земного шара, чтобы наблюдать, изучать, понимать все живое и неживое. (Слайд 2)
Хорошая книга, мой спутник, мой друг!
Проводим отлично мы время вдвоем,
И наш разговор потихоньку ведем.
Я слышу тебя и иду за тобой,
Я к морю спускаюсь и вижу прибой,
С тобою дорога моя далека,
В любую страну и в любые века!
Учитель:
Знаете ли вы, какой была прабабушка книги? Тогда послушайте. Книжки живут уже несколько сотен лет, но тогда они были не такими, какими мы привыкли их видеть. (Слайд 4,5,6,7,8). Слайды читают дети.
Учитель:
И вот десять веков назад в европейских странах. В том числе и у нас, стали изготовлять бумагу. Сейчас книги печатаются очень быстро. В каждую секунду появляется 45 книг, из них 7-8 детских.
2. Чтение – это что такое?
Работа со словарем. (С.И.Ожегов)
1. То, что читают, читаемое произведение, сочинение.
2. Собрание, на котором читают вслух)
Восприятия информации заключенной в книге. Неотъемленая часть творчества.
Выступление родителей.
Как рано начал читать мой ребенок?
Как рано начал читать ты? Расскажите.
3. Для чего пишет писатель?
Создавая свое произведение автор самовыражается: он хочет рассказать другим о том, что у него накопилось в процессе жизненного опыта, поделиться своими чувствами, эмоциями.
Ребята мы с вами и не писатели, но тоже создали свои первые произведения: книжки – малышки, азбуку в картинках (показ детских работ).
4. Какие ты читаешь книги? (слайд 9,10,11,12,13)
Выступление детей.
Затем проводится учителем диагностика анкеты.
Данные проведенной анкеты записаны на доске.
Полученные знания из книг помогают детям отгадать кроссворд.
Кроссворд “Герои моих любимых книг”. Дети работают в парах
По горизонтали:
1.Героиня русской народной сказки, горюющая о своем младшем брате. (Аленушка).
3.Подруга Семи гномов. (Белоснежка).
4.Маленькая девочка, перехитрившая медведя. (Маша).
5. Сказочный персонаж, чья жизнь находилась в игле, спрятанной в яйце (Кощей).
6.Верный друг Вини-Пуха (Пятачок)
7. Отважный мальчик из сказочной Огордно – фруктовой стране (Чиполино)
8.Благородный синьор, доктор кукольных наук, владелец кукольного театра (Карабас)
10. Очень грустный ослик, потерявший свой хвост (ИА)
11. Девочка с необыкновенными голубыми волосами (Мальвина)
12. Волшебный сосуд Алладина (Лампа)
По вертикали:
2. Царевна день ото дня заливающаяся слезами (Несмеяна)
9. Древняя и очень мудрая обитательница одного пруда, у которого был ключ к одной тайне. (Тортила)
6. Для чего ты читаешь?
Мы читаем для эстетического наслаждения, но не только. Книга дает громадные возможности для постижения человеческого опыта в самых разных ее проявлениях: в области чувств и желаний, в области мыслей и наблюдений. Свой маленький и индивидуальный опыт мы расширяем и проверяем опытом других людей. Выдающихся и талантливых. Это нас обогащает и облагораживает.
7. Как нужно относиться к книге?
Да, книга – это ценность. И относиться к ней надо бережно, а не так, как один из учеников в этой басне М.Ильина “Две книжки”, которую нам расскажут ребята. (Инсценировка)
Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
– Ну. Как твои делишки?
Одна спросила у другой.
– Ох, милая, мне стыдно перед классом:
Хозяин мой
Обложки вырвал с мясом!
Да что обложки вырваны листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей
Боюсь, лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
– Твои мне не знакомы муки.
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки:
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу –
О них и говорить-то не прилично
Зато и я учу
Не как-нибудь, а только на отлично
– Ну, мой на тройки едет еле– еле
И даже двойку получил на той неделе
В басне нет загадки:
Расскажут напрямик
И книги, и тетрадки,
Какой ты ученик!
Работа с “Антивыставкой”.
Чтение правил работы с книгой.
Рефлексия (письмо книге пишут на цветных прямоугольниках) Ответы детей выкладываем лесенкой. Получается красивая, высокая лесенка
Читая новые книги будем подниматься по ступенькам лесенки, говоря слова благодарности нашим книгам, чем выше поднимемся, тем больше получим новых, интересных знаний.
Итог: (слайд № 14)
Идет по стране наша книжка,
В сердцах оставляя свой след.
Читают девчонки, читают мальчишки
Со школы до старости лет
Мы книжкой умней и богаче
Нам с книжкой расти и дружить
Она задает нам задачи,
И учит, как думать и жить,
До новых и радостных встреч.