Ход урока
Сегодня на уроке мы научимся решать квадратные неравенства вида ax2 + bx + c > 0.
Рассмотрим первый пример: x2 + 4x - 5 > 0.
1. Решаем квадратное уравнение вида: x2 + 4x - 5 = 0.
Получаем: х1 = 1;
х2 = - 5.
2) Создаем функцию: у = x2 + 4x – 5 (Слайд №2)
График функции – парабола, ветви которой направлены вверх.
3) Возвращаемся к неравенству
x2 + 4x – 5 > 0 (Слайд №3) ответ: (- ; - 5) (1; + )
А теперь рассмотрим неравенство
x2 + 4x – 5 >= 0 (Слайд №4) ответ: (- ; - 5] [ 1; + )
А теперь рассмотрим неравенство
x2 + 4x – 5 <= 0 (Слайд №5) ответ: [ - 5; + 1]
А теперь рассмотрим неравенство
x2 + 4x – 5 < 0 (Слайд №6) ответ: (- 5; + 1)
Рассмотрим второй пример: x2 + 4x + 4 > 0.
1)Решаем квадратное уравнение вида: x2 + 4x + 4 = 0.
Получаем: х1, 2 = - 2
2) Создаем функцию: у = x2 + 4x + 4 (Слайд №7)
График функции – парабола, ветви которой направлены вверх.
3) Возвращаемся к неравенству
x2 + 4x + 4 > 0 (Слайд №8) ответ: (- ; - 2) (- 2; + )
А теперь рассмотрим неравенство
x2 + 4x + 4 >= 0 (Слайд №9) ответ: х R
А теперь рассмотрим неравенство
x2 + 4x + 4 <= 0 (Слайд №10) ответ: х = - 2
А теперь рассмотрим неравенство
x2 + 4x + 4 < 0 (Слайд №11) ответ:
Рассмотрим третий пример: x2 + 4x + 5 > 0.
1)Решаем квадратное уравнение вида: x2 + 4x + 5 = 0.
Получаем: нет корней уравнения
2) Создаем функцию: у = x2 + 4x + 5 (Слайд №12)
График функции – парабола, ветви которой направлены вверх.
3) Возвращаемся к неравенству
x2 + 4x + 5 > 0 (Слайд №13) ответ: хR
А теперь рассмотрим неравенство
x2 + 4x + 5 0 ответ: хR
А теперь рассмотрим неравенство
x2 + 4x + 5 0 (Слайд №14) ответ:
А теперь рассмотрим неравенство
x2 + 4x + 5 < 0 ответ:
Рассматривая три примера, в которых, в первом случае, дискриминант был больше нуля, во втором – равен нулю, а в третьем – меньше нуля, мы рассмотрели все возможные случаи расположения параболы, ветви которой направлены вверх.
Создадим алгоритм решения квадратных неравенств (Слайд №14):
1. Представить квадратное уравнение в виде аналогичного неравенства и решить его.
2. Создать аналогичную квадратичную функцию.
3. Нанести корни уравнения на ось абсцисс.
4. Нарисовать параболу, ветви которой направлены вверх.
5. Если неравенство имеет вид: ax2 + bx + c > 0, то штрихуем ту часть оси абсцисс, где ветви параболы выше нее.
Если неравенство имеет вид: ax2 + bx + c < 0, то штрихуем ту часть оси абсцисс, где ветви параболы ниже нее.
Подведем итоги урока (отвечают ученики):
- какую проблему мы сегодня решали?
- чему научились?
- что было самым трудным?
- как вы оцениваете свою работу?