Урок обучения грамоте по теме "Обозначение твердости–мягкости согласных с помощью букв А, Я"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ: понять принцип работы гласных букв А-Я через звуковой анализ слов.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь: Учебник для 1-го класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). В 2-х частях. Часть 1. 2006.
  • рисунки сквозных героев Букваря.
  • Рисунки матрешки, мышки, мишки, машины, мелков, мячика.
  • таблицы, схемы по теме урока (см. Букварь, с.58).

ХОД УРОКА

ПРИВЕТСТВИЕ ГОСТЕЙ.

- Ребята! Сегодня на нашем уроке гости. Они приехали из разных уголков нашей страны. Давайте посмотрим на них, поздороваемся, улыбнемся и начнем работать.

АКТУАЛИЗАЦИЯ СТАРОГО СПОСОБА.

- У наших героев – близнецов Маши и Алеши День рождения Им принесли много подарков. Хотите узнать, что им подарили? Тогда отгадайте загадки.

Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку,
А всего одна игрушка.
(матрешка)

- Маша принимает только те подарки, которые начинаются с твердого согласного звука, а Алеша – подарки, которые начинаются с мягкого согласного звука. Кому подарим матрешку? Почему?

Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке.
Потому что дотемна
В норке прячется она.
(мышка)

Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
(медведь)

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(машина)

В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?
(мел)

Не имея ножек,
Не боясь подножек,
По дороге вскачь
Резво мчится … (мяч)

- Что мы знаем про твердый [м] и мягкий [м’]? (Твердый [м] и мягкий [м’] можно обозначить буквой М- схема на доске) <Рисунок 1>.

<Рисунок 1>

- Ко Дню рождения обычно тщательно готовятся.

Мама и Маша пекут пирог. Алеша мал. Он только мял тесто.

- Найдите два слова, которые различаются только одним звуком.

- Можем записать звуковую схему слова МАЛ? …слова МЯЛ?

- Сравните звуки в этих словах. (Работа у доски и в тетради.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Вновь у нас физкультминутка.
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже,
Так давайте ей поможем.
Вправо, влево, раз и два-
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

- Мы записали звуковые схемы слов МАЛ, МЯЛ. Теперь обозначим эти звуки буквами. (Работа у доски и в тетради.)

- Прочитайте. (МАЛ-МАЛ)

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

- Что не так? (Слова разные, а записаны одинаково).

- Что мы не знаем? (Как записать слово МЯЛ).

- Почему нам трудно записать слово МЯЛ? (Не знаем, как показать мягкость согласного звука [м’]).

АНАЛИЗ, МОДЕЛИРОВАНИЕ.

- Как бы вы записали слово МЯЛ? …Еще варианты будут? (На доске: МЬАЛ, М-Л, МЯЛ, МЯЬЛ)

- Посмотрите! Авосик предложил нарисовать подушечку для буквы М.

А Небойсик предлагает такой же вариант, как и вы: МЬАЛ.

(На доске)

- Давайте разберемся. Какие буквы вы написали без сомнения? (Л, М)

- На букве М не написано, какой звук она обозначает - твердый [м] или мягкий [м’]. Сама буква М справилась с этой задачей? Значит, ей нужен помощник, который будет указывать на твердость или мягкость согласного звука. (Модель на доске).

ВЫБОР ОДНОГО ВАРИАНТА, ВЫВОД.

- Давайте пригласим самого умного, самого мудрого героя Букваря – дедушку Уса. Как же надо было записать слово МЯЛ?

(По модели)

- Исправим ошибку. Оставим только правильный вариант. (Исправляем на доске слово МАЛ на МЯЛ)

- Умеем теперь записывать слово МЯЛ?

- Кто же помогает букве М обозначать мягкий согласный?

- Так какую работу выполняет буква Я? А еще? (Помогает букве М обозначатьмягкий согласный и обозначает звук [А])

- Покажем это стрелочками на схеме.

- Кто догадался, какая работа у буквы А? (У доски ученик объясняет и рисует стрелки.)

- Об этом же догадался дядюшка Ага.

- Откройте Букварь на странице 58. Найдите дедушку Уса и дядюшку Ага.

- Объясните, какие две работы выполняют буквы А - Я.

- Дома расскажите родителям о двух работах этих гласных букв.

КОНКРЕТИЗАЦИЯ ВВЕДЕННОГО СПОСОБА.

- Вернемся к нашим подаркам. Маше подарили цветы маки, а Алеша обрадовался мячу. Они решили записать слова мак и мяч, но смогли составить только звуковые схемы.

- К какому слову относится каждая схема?

- Давайте научим Машу и Алешу записывать слова буквами, используя новые знания…

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ.

- Чему научились на этом уроке? О чем расскажете дома? Кому скажем спасибо?

- Сегодня мы побывали на Дне рождения у Маши и Алеши. Хорошо поработали, открыли новые знания. Молодцы! После урока вас ожидает приятный сюрприз.

- А теперь приготовьте свои подарки нашим гостям. Пусть им будет приятно!