ЦЕЛЬ: понять принцип работы гласных букв А-Я через звуковой анализ слов.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь: Учебник для 1-го класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). В 2-х частях. Часть 1. 2006.
- рисунки сквозных героев Букваря.
- Рисунки матрешки, мышки, мишки, машины, мелков, мячика.
- таблицы, схемы по теме урока (см. Букварь, с.58).
ХОД УРОКА
ПРИВЕТСТВИЕ ГОСТЕЙ.
- Ребята! Сегодня на нашем уроке гости. Они приехали из разных уголков нашей страны. Давайте посмотрим на них, поздороваемся, улыбнемся и начнем работать.
АКТУАЛИЗАЦИЯ СТАРОГО СПОСОБА.
- У наших героев – близнецов Маши и Алеши День рождения Им принесли много подарков. Хотите узнать, что им подарили? Тогда отгадайте загадки.
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку,
А всего одна игрушка.
(матрешка)
- Маша принимает только те подарки, которые начинаются с твердого согласного звука, а Алеша – подарки, которые начинаются с мягкого согласного звука. Кому подарим матрешку? Почему?
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке.
Потому что дотемна
В норке прячется она.
(мышка)Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
(медведь)Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(машина)В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?
(мел)Не имея ножек,
Не боясь подножек,
По дороге вскачь
Резво мчится … (мяч)
- Что мы знаем про твердый [м] и мягкий [м’]? (Твердый [м] и мягкий [м’] можно обозначить буквой М- схема на доске) <Рисунок 1>.
<Рисунок 1>
- Ко Дню рождения обычно тщательно готовятся.
Мама и Маша пекут пирог. Алеша мал. Он только мял тесто.
- Найдите два слова, которые различаются только одним звуком.
- Можем записать звуковую схему слова МАЛ? …слова МЯЛ?
- Сравните звуки в этих словах. (Работа у доски и в тетради.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Вновь у нас физкультминутка.
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже,
Так давайте ей поможем.
Вправо, влево, раз и два-
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.
- Мы записали звуковые схемы слов МАЛ, МЯЛ. Теперь обозначим эти звуки буквами. (Работа у доски и в тетради.)
- Прочитайте. (МАЛ-МАЛ)
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.
- Что не так? (Слова разные, а записаны одинаково).
- Что мы не знаем? (Как записать слово МЯЛ).
- Почему нам трудно записать слово МЯЛ? (Не знаем, как показать мягкость согласного звука [м’]).
АНАЛИЗ, МОДЕЛИРОВАНИЕ.
- Как бы вы записали слово МЯЛ? …Еще варианты будут? (На доске: МЬАЛ, М-Л, МЯЛ, МЯЬЛ)
- Посмотрите! Авосик предложил нарисовать подушечку для буквы М.
А Небойсик предлагает такой же вариант, как и вы: МЬАЛ.
(На доске)
- Давайте разберемся. Какие буквы вы написали без сомнения? (Л, М)
- На букве М не написано, какой звук она обозначает - твердый [м] или мягкий [м’]. Сама буква М справилась с этой задачей? Значит, ей нужен помощник, который будет указывать на твердость или мягкость согласного звука. (Модель на доске).
ВЫБОР ОДНОГО ВАРИАНТА, ВЫВОД.
- Давайте пригласим самого умного, самого мудрого героя Букваря – дедушку Уса. Как же надо было записать слово МЯЛ?
(По модели)
- Исправим ошибку. Оставим только правильный вариант. (Исправляем на доске слово МАЛ на МЯЛ)
- Умеем теперь записывать слово МЯЛ?
- Кто же помогает букве М обозначать мягкий согласный?
- Так какую работу выполняет буква Я? А еще? (Помогает букве М обозначатьмягкий согласный и обозначает звук [А])
- Покажем это стрелочками на схеме.
- Кто догадался, какая работа у буквы А? (У доски ученик объясняет и рисует стрелки.)
- Об этом же догадался дядюшка Ага.
- Откройте Букварь на странице 58. Найдите дедушку Уса и дядюшку Ага.
- Объясните, какие две работы выполняют буквы А - Я.
- Дома расскажите родителям о двух работах этих гласных букв.
КОНКРЕТИЗАЦИЯ ВВЕДЕННОГО СПОСОБА.
- Вернемся к нашим подаркам. Маше подарили цветы маки, а Алеша обрадовался мячу. Они решили записать слова мак и мяч, но смогли составить только звуковые схемы.
- К какому слову относится каждая схема?
- Давайте научим Машу и Алешу записывать слова буквами, используя новые знания…
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ.
- Чему научились на этом уроке? О чем расскажете дома? Кому скажем спасибо?
- Сегодня мы побывали на Дне рождения у Маши и Алеши. Хорошо поработали, открыли новые знания. Молодцы! После урока вас ожидает приятный сюрприз.
- А теперь приготовьте свои подарки нашим гостям. Пусть им будет приятно!