Деятели культуры в истории Новороссийска: С.Д. Эрьзя

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Цель:

  1. Познакомить учащихся с основными этапами жизни выдающегося скульптора XX века С.Д. Нефёдова (Эрьзи), судьбой некоторых его работ;
  2. Определить жанровую доминанту творчества Мастера.

Задачи:

Обучающие:

  • дать краткую характеристику деятельности выдающихся мастеров русской культуры во время их пребывания в Новороссийске,
  • обозначить этапы биографии С.Д.Эрьзи,
  • определить жанровые приоритеты его творчества.

Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес к различным видам искусства, способность к эстетическому переживанию;
  • формировать культурологическую компетентность учащихся, их слушательскую и поведенческую культуру;
  • воспитывать чувство патриотизма, уважения к культурному достоянию родной страны.

Развивающая:

  • развивать психические процессы: память, мышление, речь, творческие способности.
  • расширять кругозор, образные ассоциации.

Методы и приёмы:

а) словесная группа методов:

  • рассказ,
  • пояснения;

б) наглядная группа методов:

  • слуховая,
  • зрительная;

в) специфическая группа методов:

  • метод создания композиции,
  • метод драматургического обобщения по спирали,
  • создание эффекта удивления, ситуации узнавания.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проекционная система,
  • презентация,
  • DVD-проигрыватель или фортепиано.

Ход урока

Учитель:

Дорогие друзья!

В истории Новороссийска ратной и трудовой события культурной жизни всегда были значимы. Во многом это связано с деятельностью тех талантливых людей, которые в разное время жили и творили в нашем городе. Давайте совершим прогулку по улицам Новороссийска и обратим внимание на их названия, мемориальные доски, памятники.

Звучит фрагмент романса Д.Шостаковича из к/ф «Овод»

Первый ведущий:

Наверное, кто-то из вас, бывая в районе автовокзала, видел табличку « Улица Ф. Гладкова». А знаете ли вы, что начало творческой карьеры писателя Ф. Гладкова связано с Новороссийском? Именно в нашем городе в 20-е годы прошлого века он работал над главной книгой своей жизни – романом « Цемент», повествующей о восстановлении после Гражданской войны цементного завода, о трудовом энтузиазме строителей социализма.

Слайд №1:

Второй ведущий:

В центральной части города на доме номер 10 по улице Мира есть мемориальная доска: «На этом месте стоял дом, в котором в 1920 году жил режиссёр народный артист РСФСР Всеволод Эмильевич Мейерхольд». Этого человека уже при жизни называли легендой. Яркий новатор, экспериментатор Мейерхольд создал театр нового типа, а его спектакли по произведениям Маяковского, например, « Мистерия- буфф», «Баня», по праву считают классикой XX века.

Слайд№2

Третий ведущий:

Перед вами фотография памятника великому композитору Д.Д.Шостаковичу. Монумент установлен перед зданием Новороссийского музыкального училища в марте 2008 года. Жизнь и творчество Мастера связаны с Санкт-Петербургом и Москвой, но и в историю нашего города он вписал яркую страницу, став автором гимна города-героя. Именно по инициативе Шостаковича в 1968 году было открыто Новороссийское музыкальное училище, которое ныне носит его имя и является одним из лучших учебных заведений юга России.

Слайд №3:

Четвёртый ведущий:

А на этой фотографии здание детской художественной школы, расположенной на улице Советов, которая, как известно, носит имя Степана Эрьзи. Что же мы знаем о жизни и творческой судьбе этого яркого, талантливого человека, с такой необычной фамилией?

Слайд№4:

Скульптор Степан Дмитриевич Нефёдов, мордвин по национальности, взял себе в качестве псевдонима название одной из этнических групп мордовского народа -эрьзя. Именно под этим именем он стал широко известен в России и за рубежом.

Пятый ведущий:

Степан Дмитриевич Нефёдов (Эрьзя) родился в 1876 году в бедной крестьянской семье в селе Баеве Симбирской губернии. Отец его был на селе единственный грамотей-самоучка. Видя интерес сына к творческому труду, а мальчик с детства лепил из речного ила скульптуры, вырезал из сучьев и корневищ причудливые фигуры, рисовал углём на стенах портреты родных и знакомых, отец отдал его учиться сначала в церковно-приходскую школу, а затем иконописную мастерскую города Казани. Настоящим потрясением для начинающего художника стало посещение им российской выставки в Нижнем Новгороде, на которой он увидел картину Врубеля. Именно тогда юноша решает ехать учиться в Москву.

Шестой ведущий:

О тех трудностях, которые пришлось преодолеть, Эрьзя рассказывать не любил, но талант, целеустремлённость и огромное трудолюбие помогли ему поступить в 1902 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были крупнейшие художники Валентин Серов и Константин Коровин.

Сначала Эрьзя учился как живописец; сохранилось несколько живописных работ мастера, например, «Автопортрет» (масло).

Слайд№5:

Первый ведущий:

Один из учеников Эрьзи впоследствии так описывал своего учителя: « Лицо - тонкий лик русского святого с большими, порой озорными голубыми глазами, сиявшими добротой и мудрой одухотворённостью; крепкая фигура крестьянина, привыкшего к тяжёлому труду, огромная физическая сила, которую он приобрёл, работая с гранитом и мрамором. Одежда на нём была необычна: Эрьзя носил длинные шерстяные блузы оригинального покроя с широченными рукавами, наверное, он кроил их сам, шаровары, на ногах - грубые солдатские ботинки с обмотками. Всё это гармонично сочеталось в нём, делало его своеобразно красивым». Позже Степан Дмитриевич перешёл на скульптурное отделение в класс С. М. Волнухина.

Второй ведущий:

В 1906 году Эрьзя отправился в Италию для пополнения художественного образования. Нищета, лишения, незнание языка не смущали его. Чужбина не сломала, а закалила и без того сильный характер. Здесь скульптор познакомился с писателем Максимом Горьким, певцом Фёдором Шаляпиным, а инспектор музеев Ломбардии Уго Неббиа, потрясённый работами Эрьзи, помог их выставить в Милане, после чего к мастеру пришла известность, раскрыв перед ним двери выставочных залов Италии и Франции. К сожалению, многие работы этого периода разошлись по частным коллекциям. В России хранятся лишь некоторые из них, например, «Автопортрет» (бронза), «Марта» (цемент тонированный).

Слайд№6

Слайд №7:

Третий ведущий:

В 1914 году Эрьзя возвращается на родину. На многочисленные вопросы журналистов: «…зачем он приехал в Россию, ведь ему хорошо жилось во Франции, Италии», - скульптор просто отвечал: «Я истосковался».

Октябрьская революция 1917 года вдохновила Эрьзю на создание произведений, прославляющих свободу, справедливость, подвиг народа. Они украсили улицы и площади Екатеринбурга, где в 1918-1920 годах жил мастер. К сожалению, многие из них задумывались как временные, выполнялись из недолговечного материала и поэтому не сохранились.

Четвёртый ведущий:

Тем ценнее работа этих лет, стоящая несколько особняком, имеющая косвенное отношение к Новороссийску - это статуя «Ева», созданная из белого крупнозернистого уральского мрамора с большой голубовато-серой прожилкой. Светлая часть камня послужила для изображения тела, тёмная – одновременно и дерево, и волосы, и змея. В пропорциях «Евы» есть нечто языческое, она и богиня плодородия, и прародительница, давшая жизнь всему роду человеческому.

Слайд №8:

Пятый ведущий:

А вот скульптура «Малая Ева» - главное украшение детской художественной школы им. Эрьзя г. Новороссийска. Вокруг неё до сих пор не утихают жаркие споры. Известно, что Эрьзя жил и работал в нашем городе в 1925 году, куда по железной дороге он привёз целый вагон материала, в основном мрамора, и своих произведений. В Новороссийске, как и в Екатеринбурге, Батуми, Баку, Эрьзя преподавал, хотел создать скульптурную мастерскую, работал над проектом памятника «Павшим борцам революции». Приютил его местный скульптор Федотов, живший в районе Центрального рынка; в сарае его дома Эрьзя оставил часть своих работ, ныне, к сожалению, утраченных.

Шестой ведущий:

Известно, что при проведении строительных работ в центральной части города находили фрагменты скульптур, и лишь одна из них – «Малая Ева» - сохранилась в первозданном виде. Считают, что она выполнена из куска, отколовшегося от мраморной глыбы, из которой изваяна «Ева». В ней тот же образ, но в миниатюре. Однако до сих пор не утихают споры об авторстве этой работы, Действительно ли её создал Эрьзя или кто-то из его учеников?

Слайд №9:

Пятый ведущий:

Практически сразу после отъезда Эрьзи из Новороссийска заканчивается первый, очень значительный и такой разнообразный период его творчества. Второй начинается в 1926 году, когда 50-летний скульптор уезжает во Францию, а затем в Аргентину для участия в международных выставках.

Четвёртый ведущий:

В Аргентине Эрьзя открывает для себя новый материал - особые породы субтропических деревьев (кебрачо, альгарробо), которые до этого, из-за своей прочности, шли лишь на изготовление шпал. Скульптор силой своего гения создал из них подлинные жемчужины изобразительного искусства. Это были в основном портреты. Один из них перед вами.

Слайд№10:

Третий ведущий:

Вы, конечно, узнали великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена; помните его удивительную музыку: лирическую пьесу для фортепиано «К Элизе», философское повествование первой части «Лунной сонаты», трагический мотив судьбы из пятой симфонии? Вы без труда перечислите факты драматической биографии великого музыканта. В данном портрете Эрьзе удалось рассказать о мужестве Бетховена, о его воле и собранности, а ещё – об одиночестве и огромной печали.

Второй ведущий:

И всё-таки любимый жанр Эрьзи - женский портрет. Его героини - динамичные, обрамлённые большой массой волос, с резко очерченными красивыми губами, миндалевидными глазами - стали визитной карточкой стиля Мастера.

Слайд№11:

Слайд №12:

Первый ведущий:

В 1950 году Эрьзя вернулся на родину, а в 1954 в Москве с большим успехом прошла выставка его произведений, последняя прижизненная.

Сейчас работы Эрьзя находятся во многих музеях: на родине скульптора в городе Саранске, в Русском музее Санкт-Петербурга, в музеях Франции, Италии, Аргентины, в частных коллекциях. Искусствоведы сходятся во мнении, что творчество Эрьзи изучено недостаточно и ждёт серьёзного, фундаментального исследования.

Учитель:

А сейчас, ребята, вы услышите, произведение, фрагмент которого открыл нашу встречу, Это романс Дмитрия Шостаковича из кинофильма «Овод». Он был написан в то время, когда большая часть работ Эрьзи уже была создана и, на мой взгляд, удивительно созвучен творчеству выдающегося скульптора. Музыку будет сопровождать показ уже известных вам слайдов. Всмотритесь в них, запомните работы Мастера, одного из самых ярких, талантливых романтиков XX века.

Звучит музыка Д. Шостаковича, идёт просмотр слайдов, причём, на финальные такты высвечивается слайд №5 – «Автопортрет» (масло).

Список использованных материалов на печатной основе:

  1. Баранова М. Эрьзя. Альбом (второе издание). Саранск, 1989
  2. Скульптор Эрьзя. Биографические заметки и воспоминания. Саранск, 1995
  3. Осянина Н. « Десять путешествий скульптора Эрьзи».Саранск, 2008

Интернет-ресурсы:

  • http://www.argentina,mid.ru/RUS/SobreArgentina/4.html
  • http://www.erzya.info/
  • http://www.erzia-muzeum.ru
  • http://www.megabook.ru/
  • http://www.piplz.ru/page-id-1059