Урок географии на тему "Климат твоей местности"

Разделы: География

Классы: 5, 6


Тип урока: комбинированный, обобщение и систематизация ЗУН.

Цели и задачи урока:

  1. Дать знания об особенностях климата своей местности и причинах, его обусловивших.
  2. Продолжить формирование представления о климате и климатообразующих факторах.
  3. Прививать навыки и умения анализировать причинно-следственные связи.
  4. Закрепление изученного материала (повторить термины, определения, понятия).
  5. Закрепить умения и навыки учащихся вести наблюдения за погодой.

Опорные знания и умения.

  • Понятие «климат», «погода».
  • Элементы, характеризующие климат.
  • Навыки ведения наблюдений за погодой.
  • Температура воздуха.
  • Умения определять географические координаты точек.

Методы и формы учебной деятельности:

  • Сообщения учащихся о временах года.
  • Рассказ учителя о причинах разнообразия климата.
  • Практическая работа по определению географических координат, географического положения, определение форм рельефа.
  • Словарная работа, выполнение тестовых заданий.

Результаты работы:

  • записи в тетрадях,
  • заполнение таблиц,
  • вычерчивание графиков и диаграмм.

Оборудование:

  • физическая карта России,
  • атласы,
  • календарь наблюдения за погодой,
  • тестовые вопросы и задания,
  • карточки-задания,
  • фотографии и рисунки,
  • дополнительный материал по родному краю.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение.

1. Словарная работа

Термины. По карточкам-заданиям дать определение понятий.

Климат, погода, ветер, флюгер, осадки, относительная влажность, абсолютная влажность, атмосферное давление, осадкомер, гигрометр, буря, град, дождь, туман, ураган, метель, гроза, роса, снегопад, иней, поземка, насыщенный воздух, ненасыщенный воздух, тропосфера, атмосфера, бриз, туман, облака, роса. (Учащиеся отвечают устно).

Второй вариант опроса. Можно провести в виде игры. Один ученик берет карточку и на доске, условными обозначениями показывает, что написано на карточке, остальные должны угадать данное определение и назвать его

2. Времена года.

Учащиеся дают описание времен года своей местности. Называют характерные признаки времен года. Приводят примеры из собственных наблюдений.

Рисунок 1. ЗИМА.

Рисунок 2. ЛЕТО.

Рисунок 3. ОСЕНЬ.

Рисунок 4. ВЕСНА

Учитель. Ребята как вы думаете, почему в нашей местности времена года так проявляются? Что влияет? Каким образом? Можно привести местные пословицы и поговорки, в которых отражены времена года и значение их для сельского хозяйства. Например: «Увидел грача – весну встречай», «Январь году начало, зиме - середина», «Снег земле-кормилице – теплый кожух».

Практическая работа. Заполните таблицу. (Приложение. Таблица №1)

Одной из главных и основных причин влияющих на климат является географическое положение местности. Нельзя забывать и о поясах освещенности. Угол падения солнечных лучей влияет на температуру воздуха.

III. Климат своей местности

Климат - многолетний режим погоды, характерный для данной местности, называется климатом этой местности.

Погодой называется состояние нижнего слоя атмосферы, тропосферы, в данном месте за определенный промежуток времени.

Учитель. Климат любой части поверхности Земли своеобразен, и главной причиной этого является географическое положение местности. Что самое важное в определении географического положения местности? Это - положение на поверхности Земли по градусной сетке и положение относительно других географических объектов.

Практическая работа: Учащиеся определяют географические координаты своей местности, записывают данные в тетрадях. Провести совместное обсуждение. Беседа по данным практической работы по определению географических координат.

Чтобы объяснить особенности климата своей местности, надо знать, что и как влияет на климат вообще, в частности на климат своей местности. (Учащиеся записывают общие причины, влияющие на климат, и после каждого пункта делают запись о том, как каждая из них проявляется в своей местности.)

1. Климат местности зависит от положения местности в поясе освещенности (от географической широты). В зависимости от этой причины климаты бывают: в тропическом поясе – жаркий, в умеренных – умеренный, в полярных – холодный. Ребята вспомните широту своей местности. Что она означает?

2. Климат местности зависит от ее высоты над уровнем океана и характера рельефа.

Определите по физической карте, на какой высоте расположена наша местность. Учащиеся по карте определяют, на какой высоте расположена наша местность. Учащиеся самостоятельно пытаются дать ответ, используя физическую карту России.

3. Климат местности зависит от ее положения относительно океанов и морей.

Определите расстояние до ближайшего моря, океана. Чему оно равно? Каким был бы климат нашей местности, если бы Северо-Атлантическое течение было бы не теплым, а холодным? Рассмотреть вопрос о влиянии Северного Ледовитого океана на климат нашей местности.

4. Климат местности зависит от ее положения относительно горных хребтов и обширных равнин. При рассматривании этой причины выявляется влияние рельефа на перемещение воздушных масс: способствует свободному их перемещению или препятствует? По физической карте определить положение нашей местности относительно крупных форм рельефа.

5. Изменение климата во времени. Как вы думаете, климат может измениться?

При изучении истории древнего мира вы знакомились с природными условиями, в которых жил первобытный человек, узнали о древнем оледенении Европы. Факты свидетельствуют о том, что климат может изменяться, но очень медленно, в течение десятков и миллионов лет

Однако человек изменяет поверхность Земли: уничтожает леса, строит большие города, дороги, создает водохранилища. Все это влияет на приземную часть тропосферы; изменяются условия нагревания и температура воздуха, его чистота, влажность. В населенных пунктах средние температуры воздуха выше, чем в окружающей его местности; относительная влажность ниже; чаще бывают кучевые облака, больше выпадают осадков, больше запыленность воздуха и загрязнение примесями различных газов. Климат населенного пункта отличается от его окрестностей худшими условиями для жизни человека. Такое можно наблюдать особенно в пределах крупных населенных пунктов. Поэтому необходим особый контроль человека за состоянием атмосферы в пределах населенного пункта, и принимать необходимые меры за сохранение ее чистоты.

Обзор геологического прошлого показывает, что климат на территории Республики Башкортостан не оставался постоянным. Природа определенных отрезков истории характеризовалась то жарким, влажным климатом (каменноугольный период), то жарким и сухим (нижнепермское время), то холодным (времена плейстоценовых оледенений). Изменяется климат и в настоящее время. Так, за последнее столетие температура воздуха на территории республики повысилась примерно на один градус. Несмотря на такие возможные колебания, средние климатические характеристики на протяжении ряда лет остаются по существу постоянными, что и позволило определить климат как многолетний режим погоды, характерный для той или иной территории.

IV. Закрепление изученного материала. Вывод.

А. Опишите климат своей местности по плану:

  1. Пояс освещенности;
  2. Влияние морей и океанов;
  3. Влияние рельефа (на какой высоте над уровнем моря находится местность, какие формы рельефа находятся к северу, югу, западу, востоку и какое влияние они оказывают на климат местности). Как изменился бы климат нашей местности, если бы ее высота над морем резко увеличилась?
  4. Тип климата;
  5. Средняя многолетняя температура января и июля;
  6. Самая высокая и самая низкая температура за все время наблюдений;
  7. Средняя годовая амплитуда температуры;
  8. Среднее годовое количество осадков и режим их выпадения;

Какие виды осадков выпадают в нашей местности:

а) в теплое время года;
б) в холодное время года?

(Приложение. Таблица №2. Определение относительной влажности воздуха в (%)).

Рисунок 5. ТУМАН.

Рисунок 6. РОСА.

Рисунок 7. СНЕГ.

Рисунок 8. ДОЖДЬ)

9. Преобладающие ветры; (Приложение. Таблица №3 Ветер).

Практическая работа. Заполните таблицу. (Приложение. Таблица № 4). Учащиеся вносят данные в таблицу по своим календарям наблюдений за погодой. Потом вычерчивают розу ветров

10. Продолжительность времен года.

Задание по вариантам. Каждый вариант выбирает только те признаки, которые относятся к данному слою атмосферы. Задание выполняется письменно.

Укажите характеристики стратосферы (1-й вариант) и тропосферы (2-й вариант).

  1. Толщина на экваторе – 20 км.
  2. Верхняя граница – 50-55 км.
  3. Наличие влаги и пыли.
  4. Полное отсутствие влаги и пыли.
  5. Толщина над полюсами – 8-9 км.
  6. Высокая плотность воздуха.
  7. Высокая разреженность воздуха.

Вывод: изменения в погоде и других природных явлениях связаны с изменением высоты Солнца над горизонтом и продолжительностью дня и ночи в течение года, главная причина которых – годовое движение вокруг Солнца при неизменном направлении земной оси.

V. Итог урока. Домашнее задание. Повторить учебный материал по учебнику. Вести наблюдения за погодой, собрать признаки ясной и пасмурной погоды.