(Век живи - век учись)
Английский язык, 8-10-е классы
Пояснительная записка
Научно-исследовательская деятельность как форма внеклассной работы может стать одним из средств повышения эффективности изучения иностранного языка на современном этапе. Это то направление, в котором могут быть реализованы почти все современные подходы, концепции и методы языкового образования: личностно-ориентированный подход, концепция автономии, коммуникативно-когнитивный метод, социокультурный подход, проектный метод, интерактивные методы, информационно-компьютерные технологии.
Предлагаемая программа предназначена для учащихся старших классов (9-11 классы), а также может быть применена в 8 классе среднего звена. Программа рассчитана на 1 год, при этом может рассматриваться как перспективная и иметь дальнейшее развитие. В основе программы лежит проектный метод.
Целью данной программы является создание условий для активного и творческого развития личности, и стимулировать интерес учащихся к изучению английского языка.
Задачи:
- способствовать формированию навыков самообразования и саморазвития;
- развивать когнитивные возможности учащихся;
- включать учащихся в диалог культур, приобщая к культуре стран изучаемого языка и через неё способствуя лучшему осознанию родной культуры;
- мотивировать учащихся на поиск, творчество, активность.
Содержание:
1. Подготовительный этап (Сентябрь)
Постановка цели. Планирование. Определение темы исследования.
2. Теория (Октябрь – 1-я половина ноября)
Работа с теоретическим материалом. Изучение специальной литературы. Использование Интернет-ресурсов. Семинары по проблемным вопросам.
Выезд в районную/республиканскую библиотеку.
Работа с понятийным материалом. Актуальность темы. Объект и предмет исследования. Гипотеза. Цели и задачи. Определение методов.
3. Эксперимент (2-я половина ноября)
Анализ текстов. Опрос. Статистика. Классификация материала и т. д.
4. Техническое оформление (декабрь)
Набор электронного текста. Корректировка. Слайды.
5. Резервно-подготовительный этап (1-я половина января)
Выезд в районную/республиканскую библиотеку. Дополнительная работа по необходимости.
6. Публичная защита докладов (2-я половина января - март)
Школьная научно-практическая конференция “Шаг в будущее”. Районная научно-практическая конференция “Шаг в будущее”. Республиканская научно-практическая конференция “Шаг в будущее”. Республиканская научно-практическая конференция “Сибирская весна”.
7. Участие в заочных конференциях (2-я половина января – апрель)
Всероссийская научно-практическая конференция “ЮНК-Научный потенциал”.
Всероссийская научно-практическая конференция “ЮНК-Первый шаг в науку”.
Всероссийский фестиваль научно-практических и исследовательских работ “Портфолио”.
8. Итоги (май)
Круглый стол. Обмен опытом. Выезд в школы района.
Следует отметить, что сроки реализации некоторых этапов, как публичная защита докладов и участие в заочных конференциях, может варьироваться в зависимости от графика проведения конференций.
Данная программа даёт учащемуся старших классов возможность развиваться как активному субъекту учебной деятельности, помогает подготовить его к непрерывному процессу образования и саморазвития.
Литература
1. Белогрудова В. П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода//ИЯШ-2005. № 8 – С. 6-11.
2. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы//ИЯШ. -2002. №2-С. 11-15.
3. Коряковцева Н. Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению ИЯ как образовательная цель//ИЯШ-2001. № 1. - С. 9-14.
4. Миролюбов А. А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам. //ИЯШ-2001. № 5-С. 11-14.
5. Сысоев П. В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования//ИЯШ-2004. №4-С. 14-20.
6. Щепилова А. В., Когнитивный принцип в обучении второму иностранному языку:к вопросу о теоретическом образовании// ИЯШ-2003. №2-С. 4-11.