Цель: привлечь внимание к предмету геометрия через рассказ об авторе книг по Алису, математике Чарльзе Лютвидже Доджсоне.
Оборудование: мультимедиапроектор; компьютер с ПО Microsoft Office PowerPoint; презентация <Приложение1>.
Действующие лица: Алиса - школьница, ученица 6-7 класса; бабушка - бывшая учительница математики; ведущий - немного волшебник; две девочки.
Ход мероприятия
Входит ведущий в руках у него у него книга Льюиса Кэрролл "Алиса в стране чудес"
Ведущий: Здравствуйте, давайте знакомиться. Я, Немного волшебник, я много лет живу в этих стенах, я много повидал. Мне нравиться встречать вас совсем маленькими и наивными и провожать в жизнь уже мудрыми. На этом пути вас подстерегает много трудностей и преград. Скажите, вы всегда верите тому, что видите? Знаете, я хочу рассказать вам одну историю об обыкновенной девочке Алисе. Слушайте:
Дом пожилой учительницы математики, она ждет в гости свою внучку Алису она только что закончила 6 класс и приехала к бабушке погостит.
(Бабушка сидя в кресле, вяжет. На стене (презентация <Приложение1>) портреты Евклида и Лобачевского.
Звонок в дверь. Приезжает Алиса. Радость, беседы, расспросы. Бабушка и внучка разговаривают и уходят.
Ведущий: Бабушка и внучка давно не виделись, давайте их ненадолго оставим одних, пусть поговорят и посплетничают. То о чем они будут говорить сейчас, нам не интересно. Я вас сразу перенесу к разговору, который будет интересен и полезен для нас.
Бабушка сидит в кресле и вяжет. Алиса садиться возле бабушки, обнимает ее. Рассматривает комнату. Обращает внимание на портреты.
Алиса: Бабушка, кто это?
Бабушка: Это великие учёные Евклид и Лобачевский. Древнегреческий ученый Евклид жил в III в до нашей эры. Об этом поразительном человеке история сохранила настолько мало сведений, что некоторые сомневаются в его существовании.
Алиса: Что же всё таки до нас дошло о нём?
Бабушка: Евклид жив в III в до н. э. Он старше Архимеда. Он преподавал в Александрии. В то время Александрия уже начала превращаться в один из центров научной жизни.
Евклид был последователем древнегреческого философа Платона. В своей школе Евклид преподавал четыре науки: арифметику, геометрию, теорию гармонии и астрономию.
Славу Евклиду создали его "Начала". "Начала" состояли из 13 книг. Позже греческие математики включили в "Начала" еще 2 книги.
Оригинальная рукопись "Начал" долгое время хранилась в Александрийском музее, но в средневековую эпоху интерес к математике был утрачен, некоторые книги пропали. Со временем все они были с трудом восстановлены, по латинским и арабским переводам. Естественно к тому времени тексты "обросли улучшениями".
"Начала" Евклида были переведены на десятки языков, изданы и переизданы в различных странах мира много раз.
На русском языке "Начала" были изданы три раза в XVIII в. и четыре раза в XIX в.
Алиса: А что это за книга "Начала"?
Бабушка: В этой книге Евклид подытожил накопленные к тому времени геометрические знания и попытался дать законченное аксиоматическое изложение геометрии. Написана она была настолько хорошо, что в течение 2000 лет всюду преподавание геометрии велось по переводам, либо по незначительным переработкам книги Евклида.
Алиса (радостно): Бабушка, нам уже раздали учебники по которым мы будем заниматься на следующий год и там есть учебник геометрии. Я его пролистала в учебнике какие - то рисунки, много фигур. Есть какие-то непонятные слова аксиомы, теоремы, доказательство:
Бабуличка, ты ведь все это знаешь, ну расскажи мне пожалуйста об этом, ну чуть-чуть:
Бабушка: Ну, слушай:
Геометрия - это очень древняя наука. Её название имеет древнегреческое происхождение. Оно составлено из двух древнегреческих слов ge - "Земля", и metreo - "измеряю".
Все свои геометрические знания люди получили из своей практической деятельности. Знаешь название многих геометрических фигур также связано с деятельностью человека. Например термин "линия" возник от латинского linum - "лён, льняная нить", а название фигуры трапеция происходит от греческого слова trapezion - "столик", от которого произошло так же слово "трапеза" и другие родственные слова.
Многие начальные геометрические знания были добыты опытным путем. Но получить некоторые новые геометрические факты, можно было при помощи рассуждений, это и называется доказательством.
Аксиомы - это первоначальные факты геометрии, которые принимаются без доказательства.
Теоремы - это утверждения, которые выводятся (доказываются) из аксиом.
Алиса (восторженно): Как это всё интересно:
Бабушка: А на втором портрете великий русский ученый Николай Иванович Лобачевский (1792-1856г). Он занимался просветительский, общественной, педагогической и административной деятельностью. Много нового внес он в разные области математики, физики и астрономии. Мировую славу Лобачевскому принесли его работы в области геометрии. Он создал новую геометрическую систему.
Геометрия Лобачевского не была признана современниками, она была встречена с полным равнодушием или даже с иронией.
Алиса: Бабушка, а чем отличаются геометрия Евклид и геометрия Лобачевского?
Бабушка: В геометрии Евклида есть пятая аксиома о том, что существуют прямые, которые никогда не пересекутся, и эти прямые он назвал параллельными. А Лобачевский создал теорию, в которой на очень большом расстоянии эти прямые всё же пересекаются.
Алиса (вопросительно): Как же так? Как это может быть?
Бабушка: А посмотри. На рисунке две стороны дороги параллельны, но когда мы смотрим, то нам кажется, что у горизонта они пересекаются.
Алиса: И правда:
Бабушка: Геометрия Лобачевского используется сейчас в физике, астрономии. На этой теории построена теория относительности знаменитого физика Эйнштейна.
Алиса (хлопая в ладоши): Как это всё интересно:
Бабушка: Ну, ладно внученька, уже поздно, пойду я к себе:
Уходит за дверь.
Ведущий: Бабушка ушла. Алиса взяла свою любимую книгу Льюиса Кэрролл "Алиса в зазеркалье", села в кресло, задумалась и незаметно уснула. И приснился Алисе чудный сон:
Сидят две старшеклассницы болтают.
1 девочка: Когда мы были маленькими, мы ходили в школу в море. Учителем был Змей Морской. В душе - Удав! Между собой его мы называли Питоном.
2 девочка: А почему же вы его так называли, раз он был удав, а не Питон?
1девочка: Он был Питон! Ведь мы - его питонцы!
Да, посещала я морскую школу. Хоть, кажется, ты этому не веришь:
2 девочка: Я не говорила "Не верю!".
1 девочка: А вот и сказала:
Уж у нас школа была - первый сорт! Вы, можете, этому не поверить, но даю честное слово: у нас занятия были каждый день!
2 девочка: Каждый день?
Алиса: Я, если хотите знать, тоже ходила в школу, каждый день. Чего тут особенного? Нечего так уж хвалиться!
2 девочка: Да-а, интересно, на каком же уровне твоя школа?
Алиса: Прости, я не понимаю.
2 девочка: На каком уровне она стоит! Ну, от поверхности моря?
Алиса: Там нет моря. Она стоит в городе. Но я думаю, все - таки выше моря, конечно, над водой.
1 девочка: Выше? Над водой? Ты серьёзно?
Алиса: Да.
1 девочка: Ну, тогда это не серьёзно! Какое же тогда может быть сравнение с нашей школой? Это : это верхоглядство, а не образование. Да уж, воображаю, какие вы там получаете поверхностные знания! У нас малышей и тех учат гораздо глубже! А уж кто хочет по-настоящему углупиться в науку, тот должен добраться до самого дна! Вот это и называется Законченное Низшее Образование! Ну конечно, это не каждому дано:
2 девочка: Мне вот так и не удалось по-настоящему углупиться! Не хватило меня на это. Так я и осталась при высшем образовании.
Алиса: А что же вы учили?
1 девочка: Кучу всяких наук! Ну, первым делом, конечно, учились Чихать и Пихать. Потом арифметика, вся насквозь: Почитание, Уважение, Давление и Искажение:
Алиса: Почитание - понимаю, Уважение - понимаю, Давление - понимаю, а вот Искажение? Что это такое?
2 девочка: Не знаешь искажения? И чему вас там только учат?!
Алиса: А какие у вас еще были предметы?
1 девочка: Ну, конечно, Истерия. Истерия древняя и новейшая. Еще была Биография. Потом: раз в неделю приходила старая Мурена. Считалось, что она учит нас Рисковать Угрём и прочей муре - ну, там, Лживописи, Натюр- Морды, Верчение Тушею:
2 девочка: Да было время, было время!
Алиса: А геометрия у вас была?
2 девочка: Конечно была!
Алиса: А что вы на этом уроке изучали? Где это все пригодится?
1 девочка: Очень часто наши глаза и уши нас обманывают. Мы видим и слышим совсем не то, что есть на самом деле.
2 девочка: Мир, вокруг нас полон иллюзий. Давай её покажем?
1 девочка: Давай!
Слайды с иллюзиями. Комментарии девочек. Работа со всеми в аудитории.
1 девочка: Чтобы не жить в мире иллюзий надо уметь рассуждать и доказывать.
2 девочка: А этому и учит геометрия. Ой, мы же опаздываем на урок танца.
Пока:
Девочки убегают..
Алиса: Как интересно путешествовать в незнакомое:
Ведущий: Что ж давайте скажем спасибо этим юным особам за интересный и поучительный рассказ. Надеюсь, вам сейчас будет уже не так легко доверять своим глазам. Вы заметили, что нашу героиню зовут Алиса, какое замечательное имя. Вы знаете, что по законам жанра если в начале спектакля на сцене появилось ружье, то в конце оно обязательно выстрелит. У нас роль "ружья" исполнила книг "Алиса в стране Чудес". Я надеюсь, что вам уже захотелось узнать, как появилась на свет такая необыкновенная сказка, и кто ее сочинил.
Конечно, сочинить такую сказку мог только необыкновенный человек. Да и то неизвестно, сочинил бы он ее или нет, если бы не одна маленькая девочка, которую звали : угадайте как!... Правильно, Алисой!
Да, именно Алиса потребовала во время лодочной прогулки от своего знакомого, мистера Доджсона, чтобы он рассказал ей и ее сестрам интересную сказку. И чтобы в этой сказке было побольше веселой чепухи. И видно, эта Алиса была такой девочкой, которой очень трудно было отказать, потому что мистер Доджсон, хотя и был профессором математики и к тому же в этот день уже сильно устал, - послушался. Он начал рассказывать сказку о приключениях одной девочки, которую тоже почему-то звали Алисой!
Надо отдать должное маленькой Алисе (я имею ввиду живую Алису, полностью ее звали Алиса Плезенс Лиддел) - она хорошо знала, кого попросить рассказать сказку!
Взрослые, особенно те, которые всегда ничего не понимают, считали мистера Доджсона скучным человеком, сухим математиком, и увы, даже студенты не особенно любили его лекции.
Но маленькая Алиса - как и все дети в Англии, которым посчастливилось встретиться с мистером Чарльзом Лютвиджем Доджсоном - прекрасно знала, что он вовсе не такой и все это неправда!
Разве можно считать скучным человека, который умел делать из носового платка мышь - и эта мышь бегала как живая! Человека, который из простой бумаги складывал пистолет - и пистолет этот стрелял почти не хуже настоящего! Разве можно считать скучным такого необыкновенного выдумщика!
Он выдумывал не только сказки - он выдумывал головоломки, загадки, игрушки, игры, да еще какие! В некоторые из них играют до сих пор. Именно он придумал веселую игру, которая называется "Цепочка", или "Как сделать из мухи слона"; кто умеет в нее играть, легко может превратить НОЧЬ в ДЕНЬ или МОРЕ в ГОРУ. Вот так: МОРЕ-ГОРЕ-ГОРА. И все! Можете играть, только не на уроках!
Особенно он любил и умел играть : словами. Самые серьезные, самые солидные, самые трудные слова по его приказу кувыркались, и ходили на голове, и показывали фокусы, и превращались одно в другое - словом, бог знает что выделывали!
И еще он умел переделывать старые, надоевшие стишки - переделывать так, что они становились ужасно смешными. Это называется пародиями.
И даже собственное имя Чарльз Лютвидж он переделывал до тех пор, пока оно не превратилось в то самое имя, которое значиться на обложке сказки об Алисе и какого раньше не было ни у кого на свете: ЛЬЮИС КЭРРОЛЛ.
Все это - выдумки, игры, загадки, головоломки, сюрпризы, пародии и фокусы, - все это есть и в его сказке про девочку Алису:
Советую вам ее прочитать.
Надеюсь, наша встреча была для вас полезной и не совсем скучной, спасибо за внимание. Всем до свидания.
Литература:
- Льюис Кэрролл "Алиса в стране чудес" в переводе Б.В. Заходера.