Цели урока:
- Химия: углубление и совершенствование знаний свойств предельных спиртов, навыков самоконтроля с использованием современной техники.
- Информатика: приобретение опыта использования методов информатики и средств информационных технологий при изучении химии.
№ п/п |
Вид задач |
Химия |
Информатика |
1. | Обучающая | обобщить и углубить знания об
одноатомных предельных спиртах; совершенствовать умения решать расчетные задачи; совершенствовать умения работать с учебником и дополнительной литературой. |
Совершенствовать умения и навыки работы с различными видами информации и умения работать с программой PowerPoint. |
2. | Развивающая | совершенствовать навыки адекватной
самооценки и самоконтроля; развивать умения работать с источниками информации; совершенствовать мыслительные операции (выделять главное, делать выводы и пр.). |
Развивать познавательный интерес, творческие способности в информационной деятельности в области химии. |
3. | Воспитательная | воспитывать культуру умственного
труда; формировать основы здорового образа жизни. |
воспитание чувства ответственности за
результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе. |
Урок №1
Учащимся предлагается обобщить материал, ранее изученный, и попробовать углубиться в теоретические основы данной темы. А помощником в этом будет современная компьютерная техника.
Тему "Предельные одноатомные спирты" учащиеся изучали на протяжении нескольких уроков, и учитель предлагает проверить уровень знаний учеников по теме.
Так как в классе всего двенадцать компьютеров, ребята работают по путевым листам. В уроке три этапа: тестирование, решение задач повышенной сложности по химии, выполнение заданий по компьютерному моделированию. С какого задания начать выполнять работу, указано в путевом листе.
Дата___________________________
Ф. И. О. учащегося___________________________________________
ЭТАПЫ УРОКА | УРОВЕНЬ | ОЦЕНКА |
1. Тест по химии | ||
2. Задача по химии | ||
3. Компьютерное моделирование |
Учитель предлагает его оформить.
Для того чтобы проверить базовый уровень знаний, учащиеся выполняют задания теста, который содержит в себе три уровня: А, В, С. Учащиеся выбирают любой уровень, каждый из них по пять вопросов. Рабочее время - 15 минут.
Компьютер выдаст оценку; если ученики с ней не согласны, можно попробовать пройти еще раз. Оценка фиксируется в путевом листе и показывается учителю.
Вторая группа ребят работает по углублению теоретического материала с использованием записей в тетради и дополнительной литературы. Итоговое решение предоставляют учителю. Затем, по мере освобождения компьютеров учащиеся меняются местами.
Правила работы с тестом.
Ученикам предлагается тест проверки знаний по теме: "Предельные одноатомные спирты". Учащиеся должны читать вопросы внимательно, не торопясь, использовать при ответе на вопрос нужные клавиши: цифровую клавиатуру и клавишу ввода.
Правила выставления оценки.
Уровень 1
если ученик ответил на все вопросы, то он получает оценку "три";
если была допущена одна ошибка, то ученик получает оценку "два", читает теорию, которая появляется на экране монитора, и повторно проходит тестирование.
Уровень 2
если ученик ответил правильно на все вопросы, то он получает оценку "четыре";
если была допущена одна ошибка, то - "три", более двух ошибок - "два". При получении оценки "два" на экране появляется теория. Ученик должен внимательно ее прочитать и выбрать следующее: либо ему необходимо перейти на первый уровень, либо повторно пройти тестирование.
Уровень 3
если ученик ответил правильно на все вопросы, то он получает оценку "пять";
если была допущена одна ошибка, получает оценку "четыре", две ошибки - оценку "три", более двух ошибок - оценку "два". При получении оценки "два" или "три", ученик должен выбрать первый или второй уровень или повторно протестироваться.
Перемена
Во время перемены необходимо проверить решение задач и проанализировать соответствие уровней.
Урок №2
Учитель подводит итог: некоторые учащиеся:, неправильно оценив своивозможности, выбрали низкий уровень теста, а справились с решением более сложных задач. Больше уверенности в своих силах!
Большинство учащихся: реально оценили свой базовый уровень знаний и при решении задач подтвердили его и попытались решать более сложные задачи.
Некоторым учащимся: не удалось справиться с волнением, и они получили за тест оценки, которые не соответствуют их реальным знаниям. При решении задач таких ошибок не было. Надо работать над своими нервно-психическими процессами, иначе в ответственный момент вступительных экзаменов в ВУЗ они могут вас подвести.
Следующий этап урока.
Диалог учитель - ученик:
При изучении раздела "Применение предельных одноатомных спиртов" мы с вами касались народнохозяйственного значения данного класса веществ.
Где же применяются спирты?
Отвечают учащиеся:
В качестве растворителей, для производства искусственных каучуков, в качестве топлива, для синтеза новых органических веществ.
Вопрос учителя:
Какие два спирта, имея одинаковый алкогольный запах, отличаются по физиологическому воздействию на организм человека?
Отвечают учащиеся:
Метиловый и этиловый.
Метиловый спирт более сильный яд, чем этиловый.
Сообщение учителя:
На уроках мы с вами говорили о том, что неумеренное употребление этилового спирта приводит к нарушению психики, ухудшению состоянию здоровья, социальным и семейным проблемам, росту преступности. Еще Пифагор говорил: "Пьянство есть упражнение в безумии". Я предлагаю вам создать мультимедийную презентацию, которая позволит увидеть все пагубное и негативное, что влечет за собой алкоголь. В этом вам помогут те иллюстрации, которые вы подбирали в процессе изучения темы, и мультимедийная презентация.
(Сообщение учителя информатики о формах работы и установочных данных).
Учитель предлагает создать мультимедийную презентацию по теме "Предельные одноатомные спирты" или, другими словами, создать презентацию, используя программу PowerPoint. Если каждый будет в отдельности создавать презентацию, то не хватит урока. Поэтому данный текст, который предложил учитель химии, необходимо разбить на маленькие части (сколько учеников в классе, столько и частей). И каждый составляет свой слайд к данной части текста. Затем слайды собираем в единую презентацию и видим чудо!
Основные правила создания презентации указаны в памятке "Создание мультимедийной презентации".
Вспомним основные возможности программы PowerPoint, которая предназначена для создания презентации.
Отвечают учащиеся:
- создание презентации;
- вставка текста, рисунков, фигур, видео, звука;
- форматирование текста;
- создание гиперссылок;
- создание управляющих кнопок;
- сортировка слайдов;
- создание эффектов анимации;
- демонстрация презентаций.
Учитель вводит определенные условия для составления мультимедийной презентации:
На карточке, которую получает учащийся, указан порядковый номер слайда. Под данным номером ученик будет сохранять слайд в папку Мои документы, например, №1, №2 и т. д.
Текст, который будет оформлять учащийся, напечатан на раздаточном материале.
Указан номер рисунка, который ученик вставит на слайд из коллекции рисунков "Вредные привычки". Коллекцию рисунков к данному уроку по данной теме оформляет учащийся, а в подборе картинок принимает участие весь класс.
Анализируя работу каждого на предыдущих уроках, учитель подготовил индивидуальные задания, соответствующие тому уровню, на который в данный момент ученик знает материал темы.
Критерий оценки.
Оценка | "3" (уровень А) | "4" (уровень В) | "5" (уровень С) |
Действия | вставка рисунка вставка объекта Word Art |
вставка рисунка; вставка объекта Word Art; вставка текста; выбор фона |
вставка рисунка; вставка объекта Word Art; вставка текста; выбор фона; использование анимации |
Те, кто закончит свою часть программы, отдыхают, выполняют задание "Кто идет за Клинским". (Смотри приложение к уроку).
А те, кто выполнял задание "Кто идет за Клинским", составляют слайд мультимедийной презентации. (Учащиеся поменялись местами).
Потом учитель информатики собирает слайды в единую презентацию.
Слова учителя химии (обращается к классу):
Компьютер - очень необходимое современному человеку устройство, без которого развитие науки и всей цивилизации уже немыслимо. Но, к сожалению, длительная работа на компьютерах приводит к изменениям в здоровье человека, и в первую очередь влияет на зрение.
Предлагается выполнить небольшое упражнение, для того чтобы снять напряжение со зрительных нервов.
Зарядка для глаз + релаксация под музыку (10 минут).
Гимнастика для глаз.
Посмотреть на зеленый цвет.
Посмотреть на близкую точку и на далекий предмет (5 раз).
Зажмурить глаза, расслабить (глаза закрыты) (5 раз).
Глаза закрыты. Посмотреть вправо, влево, вниз, вверх (5 раз).
Глаза закрыты. Глазами рисуем круг (5 раз в одну сторону, 5 раз в другую).
Глаза закрыты. Глазами рисуем восьмерку (5 раз по горизонтали, 5 раз по вертикали).
Оставаясь с закрытыми глазами, расслабляемся и слушаем музыку.
Выполняя разгрузочное задание, учащиеся должны были произвести расчет. Необходимо его озвучить. Заслушивается ответ учащихся по выполнению расчетного задания.
Ответ учащегося:
Сорт "Крепкое"
Пиво - 0,5л. - 8%:
В 100 г. пива - 8 г. спирта
В 500 г. пива - Х г. спирта
Х==40 г. спирта.
Водка:
В 100 г. водки - 40 г. спирта
Х г. водки - 4 г. спирта
Х==100 г. водки.
Сорт "Светлое"
Пиво - 0,5л. - 5%:
В 100 г. пива - 5 г. спирта
В 500 г. пива - Х г. спирта
Х==25 г. спирта.
Водка:
В 100 г. водки - 40 г. спирта
Х г. водки - 25 г. спирта
Х==62,5 г. водки.
Учитель химии подводит итог:
Да, не все так легко и безобидно, как кажется на первый взгляд.
А теперь давайте посмотрим, что же нам удалось сегодня создать?
Создали прекрасную мультимедийную презентацию, направленную на воспитание здорового образа жизни.
Труд учащихся будет использован в воспитательной работе всей школы.
Учитель информатики подводит итог:
Ребятами была создана презентация, состоящая из слайдов. Но для того, чтобы получилось действительно мультимедийное пособие, учитель добавил слайд, в котором использовал вставку видеофильма из файла, сопроводил презентацию музыкой и добавил последний слайд об авторах данной презентации.
Ребята выступили в роли создателей мультимедийного пособия. Но нет предела совершенству человеческой мысли и изобретательности. Предлагается просмотреть фрагмент презентации, созданной ученицей 11 класса города Москвы. Учитель просит обратить внимание на те моменты, которые пока не доступны, но не вызовут вопросов учащихся и проблем при дальнейшем изучении информатики (вставка теста). Тест составлен на языке программирования DELPHI.
Сообщение учащимся:
Ивановский областной информационный центр в апреле месяце проводит конкурс среди учащихся Ивановской области по созданию мультимедийных презентаций. Учитель предлагает принять участие в этом конкурсе и со всеми положениями и критериями знакомит в индивидуальном порядке.
В конце урока учащимся предлагается оценить свою работу и работу учителей на уроке по пятибалльной системе:
Сложность материала.
Интерес.
Своя оценка работы на уроке.
(Учащиеся заполняют анкеты.)
Учителя благодарят всех за плодотворную работу, которая позволила вспомнить, обобщить уже изученный материал и углубиться в решение более сложных вопросов.
Большое спасибо!