Данный материал отражает сложившийся в практике нашего ДОУ опыт оптимальной организации логопедической помощи детям раннего возраста. Основной идеей оптимизации деятельности логопедической службы ДОУ является реализация ранней диагностики и ранней коррекции нарушений речевого развития воспитанников. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Для оказания эффективной логопедической и психологической помощи необходимо своевременно выявить имеющиеся у ребенка нарушения. Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно сказываются на всем психическом развитии ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи тормозят умственное развитие, особенно формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности, речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Нарушение не всегда обнаруживается сразу после рождения, иногда родители узнают о нем, только, когда ребенок находится в дошкольном или даже школьном возрасте. Своевременное выявление и коррекция речевых нарушений имеет первоочередное значение для профилактики этих последствий. С 2003 года в нашем детском саду у детей стали чаще выявляться признаки сочетанного нарушения речевого и психического развития. Поэтому на базе «МДОУ Ермаковский детский сад №2 комбинированного вида» мною была простроена работа логопедической помощи детям раннего возраста в трех направлениях:
- Диагностическое
- Консультационное и просветительское
- Коррекционное
Данные направления тесно взаимосвязаны, организованы поэтапно и предполагают работу с детьми, с их родителями и воспитателями [9].
Актуальность моей логопедической работы - наличие ранней и адекватной помощи каждому ребенку для успешности в дальнейшей жизни и развитии в целом, которая позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии малыша и предупредить отклонения.
Цель работы логопедической помощи - снижение тяжести речевого и психического нарушения у детей раннего возраста, всестороннее развитиеи коррекция ребенка с учетом его актуальных и потенциальных возможностей.
Основными задачами логопедической помощи детям дошкольного возраста являются:
- формирования здорового образа жизни детей,
- охрана жизни и укрепление здоровья детей,
- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка,
- осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка,
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
В диагностическом блоке отводится эффективному взаимодействию логопеда с родителями, медицинскими работниками, педагогом-психологом, воспитателями и другими педагогами (Приложение. Рисунок 1). Мною разработана структура работы с детьми раннего возраста при поступлении в детский сад (Приложение. Таблица 1) [9].
I. Диагностический блок (или базовая диагностика) включает в себя следующие этапы:
Работа воспитателей в группе раннего возраста при поступлении в детский сад и адаптации детей. Для успешной её реализации воспитатель группы детей раннего возраста разработала и реализовала модель организации адаптационного периода (Приложение. Рисунок 3) для детей 2-го года жизни и стандартные рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада, что помогает ему безболезненно адаптироваться в детском саду. Сокращенный период адаптации дает возможность раньше провести диагностику детей и начать обучение.
Работа логопеда и воспитателя до встречи с детьми: сбор информации о ребенке, поступающем в детское учреждение, его анамнез: раннее речевое и моторное развитие, заболевания до года и после года, то есть первичная диагностика или ориентирование в актуальных проблемах ребенка: соматического, психического, социального здоровья ребенка [10].
Анализ полученной информации.
Обследование детей разных возрастных групп, начиная с группы раннего возраста специалистами МДОУ в системе психолого-педагогического сопровождения по согласованию с родителями, так как на базе ДОУ организован и активно работает Психолого Медико-Педагогический консилиум.
Для правильного проведения углубленного логопедического обследования детей мною был разработан инструментарий работы логопеда: протоколы логопедического обследования по всем возрастным группам детей и выработаны критерии нормального развития в оценке психического здоровья и признаки трудностей развития в первые семь лет жизни на основании разработок следующих авторов: Бреслав Г.М., Гвоздева А.Н., Домишкевич Р. А., Инденбаум Е.Л., Белова- Давид Р.А., Гриншпун Б.Н., Васильевой М.А., Пермяковой В.А. [1, 2, 5, 6, 7, 8].
Логопедическое обследование детей провожу только в присутствии родителей или их законных представителей. Почему? Потому что современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных образовательных учреждений, не понимая важности единых требований к родителям и воспитателям. Невозможно помочь ребёнку, если позиция близких ему людей лишь пассивная. Ни один ребёнок не может полноценно развиваться вне семьи, и никакой даже самый профессиональный специалист не способен обеспечить ребенку всей полноты впечатлений и представлений об окружающем мире, в какой это смогут сделать родители. Многие из родителей ссылаются на собственную занятость, на отсутствие специальных знаний. Поэтому своей задачей считаю содействовать родителям в освоении науки воспитания и обучения, привести родителей к осознанию, что они являются важными участниками всей системы коррекционно-педагогической помощи.
7. Вся информация о поступивших детях вносится в специальную папку, т. е. создается банк данных детей [10].
На основании полученных данных специалистами ДОУ по окончании обследования определяется «группа риска» воспитанников, склонных к формированию нарушений развития (Приложение. Таблица 2), распределение детей по группе здоровья и возрастам. (Приложение. Таблица 3).
II. Блок консультационной и просветительской работы по профилактике и коррекции речевых нарушений. В консультационной и просветительской работе выделила индивидуальную и групповую работу логопеда с родителями и воспитателями.
Индивидуальная. С педагогами: проводится по запросам и результатам диагностики; рекомендации для воспитателей о способах решения проблем ребенка.
С родителями: проводится по запросам и результатам диагностики (предлагаю рекомендации для родителей о способах решения проблем ребенка). Работа проводится в виде тренинговых занятий; реализую коррекционную программу совместных действий родителей и специалистов по преодолению речевых проблем ребенка, направляю ребенка на консультации к врачам, которые назначают необходимое медикаментозное лечение [9].
Групповая. С родителями: оформление информационных листов в каждой группе; экспресс-выступления на родительских собраниях; тематические встречи с родителями по заранее выбранной проблеме; подбор литературы для библиотечки родителей.
С педагогами: консультации; семинар-практикум; мастер-класс; рекомендации по результатам обследования детей; открытые занятия для воспитателей ДОУ, РМО логопедов и воспитателей с целью распространения логопедических новинок, экспериментальных технологий; посещение занятий по развитию речи и обучению грамоте воспитателей [9].
III. Блок коррекционной работы с детьми раннего возраста.
Наиболее эффективным является коррекционное направление, так как здесь ведется полноценная работа с родителями. Коррекционная работа с детьми проводится воспитателями и родителями по результатам базовой диагностики после рекомендаций логопеда. У родителей пользуется успехом речевой кружок «Речецветик» и интегрированные занятия со специалистами. На интегрированных занятиях и в кружке родители наравне с детьми постигают азы речевого развития. Все формы работы проводятся в игровом сюжете. Дети и родители не сидят за столами, а постоянно находятся в движении и работают в микрогруппах. И дети, и родители обучаются правильному речевому дыханию (по Стрельниковой А.Н.), развивают фонематическое восприятие, учатся общению и мышлению. Используются различные приемы: пропевание слоговых рядов и чистоговорок под музыку, развитие мелкой моторики с помощью различных круп, сказкотерапия, развитие координации движений, ловкости, чувства ритма, подражательности, пополнение словаря, а так же игры для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики. Воспитатели по рекомендации логопеда в перспективном планировании с детьми обязательно включают данную работу и дополняют развитием и активизацией речи, тестопластику и рисование пальчиками. Все формы работы с родителями, используемые в нашем детском саду, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка [3]. После проведения коррекционной работы проводится дифференциальная комплексная диагностика по отслеживанию динамики развития ребенка и с выделением ведущих отклонений в развитии ребенка после 3 лет.
Если все мероприятия, выработанные специалистами, оказались неэффективными, и ребенок продолжает испытывать значительные затруднения в обучении и воспитании, то ему необходима диагностико - консультативная помощь. В этом случае ребенка направляем в Психолого - Медико-Педагогические Комиссии, где решается вопрос о типе дальнейшего обучения ребенка, сообщают рекомендации родителям, педагогам и дается срок реализации рекомендаций, т. е. отслеживается динамика развития ребенка.
С внедрением данной технологии у детей раннего возраста значительно выросли показатели сформированности отдельных навыков речевой деятельности, которые увеличились на 21% - 38%. Уменьшилось количество детей с тяжелым нарушением речи на 32 – 34% (Приложение, таблица 3, гистограмма 1, таблица 4, гистограмма 2). Это доказывает, что внедрение в практику ДОУ представленной технологии ранней диагностики и коррекции нарушения развития речи способствует повышению результативности коррекционной работы в целом. Таким образом, сравнительный анализ полученных результатов в группах раннего возраста показал, что в ДОУ необходима работа специалистов по ранней диагностике, так как она способствует развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста и снижению тяжести речевого нарушения у детей с нарушением речи, заинтересованности родителей в воспитании и обучении своих детей, компенсация нарушения в психофизическом развитии малыша и предупреждение отклонения.
Список литературы.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990.-144 с.
- Инденбаум Е. Л. Проблемы диагностики и коррекции трудностей развития у детей. - Иркутск: Издательство Иркутского Государственного педагогического университета, 2004.- 84с.
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Методическое пособие. (Под редакцией Гаркуши Ю. Ф.) - М.: Секачев В. Ю., «Центр Гуманитарной Литературы «РОН». 2001.-157 с.
- Медико – психолого – педагогическая служба в ДОУ. (под редакцией Каралашвили Е. А.) – М: ТЦ Сфера, 2007 -128 с.
- Нарушение речи у дошкольников. Составители: Белова - Давид Р.А., Гриншпун Б. М. - М.: Просвещение, 1969.- 216с.
- Пермякова В. А. Критерии нормального развития в оценке психического здоровья. (Развитие здорового ребенка и признаки трудностей развития в первые 7 лет жизни )- Ир.: Изд-во ИГУ, 2001. - 32 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М. А. - М.: Просвещение, 1985. -174 с.
- Проблемы комплексного сопровождения ребенка с дефектами развития в условиях Красноярского края. Под ред. Домишкевич Р. А. - Красноярск: Гротеск, 2001. - 241 с.
- Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М: ТЦ Сфера, 2004 -112 с. (серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
- Шипицина Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб: «Речь», 2005 – 240 с.