Цели урока:
- Познакомить детей с традициями и обычаями христианского праздника; с мастерством миниатюрной росписи на поверхности яйца, с историей и особенностями этого древнего искусства;
- Научить рисовать традиционные элементы и орнаменты, на основе орнаментальных сеток создавать различные композиции;
- Развивать фантазию, наблюдательность, и воображение учащихся;
- Совершенствовать умение работать кистью и красками;
- Воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа.
Оборудование: учебник "Православная культура" 1-ый год обучения Автор: Л.Л. Шевченко; презентация к уроку (Приложение 1), яйца, карандаши, фломастеры, краски, кисти, спичечные коробки, клей ПВА, цветные полоски, музыкальное сопровождение.
Ход урока
1. Вводная часть.
Урок у нас сегодня необычный. Сначала мы прочитаем вам загадку. Вы внимательно послушайте ее и скажите, о каком времени года в ней говорится?
Пришла, улыбнулась-
Утихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора,
А птицы пропели: "Вить гнезда пора" (весна)
- Верно, ребята, это весна. И она уже пожаловала к нам в гости.
Ребята, на этой неделе мы с вами празднуем один из величайших весенних христианских праздников. Что это за праздник? (Пасха).
(Звучит запись колокольного звона в течение всего вступительного слова учителя).
Слово "Пасха" образовалась от древнееврейского слова "песах", что значит "происхождение", "избавление". Этот праздник символизирует победу добра над злом. Светлое Христово Воскресение- день радостный, светлый. Все события, связанные с ним, - огромное чудо.
Вот просыпается земля
И одеваются поля.
Весна идет, полна чудес.
Христос воскрес! Христос воскрес!
Пасха - самый большой праздник в году. Вы сами знаете, как весело весной наблюдать. Как все оживает, как ветки делаются мягкими, покрываются почками и листочками, зеленеют.
Пасха - это ожидание весны. Нежные цветы - тюльпаны, нарциссы, гиацинты- украшают наш дом на Пасху. Можно заранее поставить в воду берёзовые и ивовые веточки. Они распустятся в тепле, и твою семью порадуют живые зелёные листочки.
Пасха - это главный праздник христианского мира. Это победа жизни над смертью! По великой любви к нам, людям, Господь сошёл на землю в образе человека, принял за нас страдание и смерть на кресте. На третий день после погребения свершилось чудо - Господь воскрес из мёртвых!
Люди всегда радовались и радуются празднику Пасхи.
Как и всякий большой праздник, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. Всю светлую пасхальную неделю звонят во все колокола, поддерживая радостное, праздничное настроение.
2. Слушание "Красный Лаврский перезвон".
На Пасху всем желающим, особенно детям, разрешалось звонить в колокола. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный - его называют трезвоном. Музыканты, которые управляли колоколами, на каждое событие придумывали разный звон. Каждый из них имел свой характер, значение, нес особое настроение. Звон, который рассказывает о доброй вести называется "благовест", а в обычный день - будничный перезвон .Часто мы слышим, как говорят : серебряный звон, малиновый звон. Исстари подмечено, что звук имеет цвет. Например, малиновый звон колокола ассоциируется с праздником, с радостью, яркой малиновой рубахой.
- Давайте и мы с вами послушаем прекрасную музыку- звон колоколов и подумаем, с каким цветом она ассоциируется? Какое у вас появилось настроение? Обозначьте его цветом. (у детей на партах цветные полоски)
3. Объяснение нового материала
На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Как вы думаете, что это за еда? (Ответы детей).
Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашеные яйца.
Главный символ праздника - окрашенное яйцо. Каждая хозяйка стремится наварить побольше яиц и обязательно их окрасить. Почему? (Ответы детей).
Кулич, пасха и яйца должны быть готовы к субботе, когда все это понесут в церковь, чтобы освятить.
Почему именно яйца? - спросите вы.
Яйцо - символ начала жизни, плодородия, весеннего возрождения. Еще древние египтяне каждую весну, вместе с разливом Нила, обменивались раскрашенными яйцами, подвешивали их в своих храмах и святилищах. Появление красного яйца уже в христианском обряде связано с преданием: Мария Магдалина, исцеленная Господом от злых духов, первая увидела воскрешение Спасителя. Эту радостную весть она пошла нести по миру. Однажды пришла она в Рим во дворец к императору Тиберию. По обычаю, приходя к императору, люди должны были принести какой-либо подарок. Богатые приносили дорогие дары, а бедные - что могли. У Марии Магдалины, когда-то знатной и богатой, теперь ничего не было, и она принесла во дворец одно яичко, протянув его Тиберю со словами: "Христос воскрес". Не поверил император этой вести и сказал: "Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых? В это трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным". И пока он говорил, цвет яйца в руках Марии стал меняться, и, наконец, оно оказалось ярко-красным. С тех пор, говорит легенда, у христиан появился обычай дарить друг другу на Светлой Неделе крашенные яйца.
Очень давно стали люди украшать яйца. Сначала их только красили в разные цвета, а потом начали разрисовывать узорами. С тех пор разрисованные, расписные куриные яйца стали называть - писанками.
Желание сохранить надолго память о светлом празднике подвигло человека на создание пасхальных яиц из различных материалов. Их точили из дерева, вырезали из камня и кости, выдували из стекла. Позднее, в Х11 веке, появились яйца из фарфора, серебра, металлические с эмалью, с шитьем на картонной основе, а также плетеные из бисера. Знаменитые ювелиры создавали яйца из драгоценных металлов и камней. Примером тому бесценные яйца Фаберже.
Сейчас у вас есть возможность полюбоваться пасхальными яйцами, выполненными из различных материалов и неповторимо украшенных. (Показ яиц-писанок).
Для чего делали писанки?
Зачем создавали такую красоту? (Ответы детей).
Писанки и крашенки дарили друг другу дети и взрослые. Считалось, что писанки в доме - это признак благополучия, согласия.
На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц обязательно должны быть ярко красные.
Почему?
История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики Его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Ее победил Христос - Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей так же, как любит Он.
Крашение яиц выполнялось по-разному: их варили в подкрашенной воде, в луковом отваре (шелуха лука), в отваре коры деревьев.
Окрашенные яйца можно было не расписывать, потому что они и так были красивыми - разноцветные скорлупки радовали глаз.
Гораздо сложнее было расписать яйца узорами.
И особенность писанок в том, что их нужно брать в руки и рассматривать со всех сторон. Это помогает увидеть их как объемные изделия, причем увидеть во всей красоте и каждый раз по-новому. Как вы думаете, почему? (В зависимости от того, как держишь (от ракурса)).
4. Проверка домашнего задания опережающего характера.
Дома некоторые ребята тоже раскрашивали пасхальное яичко. Покажите, что же у вас получилось?
(рассказы детей)
Певунью, маленькую птичку,
Я рисовала на яичке.
Щебечет птичка нам с небес:
-Христос воскрес! Христос воскрес!
А я нарисовал цветок,
Раскрасил каждый лепесток.
Пусть вся природа, все растенья
Восславят чудо Воскресенья!
Я нарисовала Божий храм:
Скользят лучи по куполам
На солнце золотится крест
Иисус воскрес! Христос воскрес!
-Понравились вам детские работы? Похожи ли они друг на друга?
Здесь вы видите элементы, которые чаще всего встречаются на писанках. Это особый язык декоративного искусства, который говорит о мире не словами, а символами. (Показ элементов орнамента.)
Если внимательно всмотреться в орнамент, можно многое "прочитать". Давайте попробуем! Найдите на писанках знакомые символы. (Показ яиц-писанок).
Самые распространенные орнаменты на писанках - солнечные знаки (всевозможные солнышки: круг, сочетание кругов, круг с прямыми и волнистыми линиями), растительные мотивы (цветы, листья, ветки, букеты, гирлянды, венки, деревья) и бесконечники. Все цветы похожи на настоящие по форме лепестков и в то же время сказочные по расцветке.
Многие цветы похожи на маленькие солнышки. Если такие цветы-солнышки располагаются на "полюсах", это символизирует восход и закат - непрерывную смену дня и ночи, бесконечность жизни.
Прямые, волнистые и зигзагообразные линии символизируют движение.
Попробуйте представить, как выглядит каждая писанка с другой стороны!
Каждую писанку можно разделить на части системой условных линий. Орнамент писанки имеет такое строение, что со всех сторон виден повторяющийся (ритмический) узор. Элементы размещаются внутри участков или на пересечении линий.
На основе этих схем можно создать множество композиций. Давайте поиграем! Попробуйте каждой схеме найти соответственно расписанную писанку.
5. Игра "Найди пару!"
Около каждой орнаментальной сетки находится "карман", в который учащиеся находят и вставляют соответственно расписанный шаблон писанки.
6. Физкультминутка
Праздник Пасхи - это не только молитвы. У этого праздника всегда была другая сторона. На Пасху было принято проводить семейные застолья; игры с пасхальными яйцами .Вот и мы сейчас с вами поиграем.
А) Инсценирование
(с. 77 учебник "Православная культура" 1-ый год обучения Автор: Л.Л. Шевченко );
Б) Игра "Катание яиц".
Использовали писанки и в разных веселых забавах, развлечениях и играх. Ребята, а какие игры с яйцами вы знаете? (Ответы детей). Любимой пасхальной забавой всегда было катание яиц. Яйца катали с бугорочка. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. Опытные игроки выбирали яйца особой формы - чтобы легко разбивало другие яйца, а само оставалось цело.
7. Практическая работа
Сегодня на уроке мы попробуем поучиться замечательному мастерству росписи яиц. А здесь есть свои маленькие хитрости, которые помогут вам превратить простую яичную скорлупу в замечательные поделки.
1. Художник (мастер) не сразу создает свое произведение: он обдумывает замысел, а затем создает образ.
2. Яйцо хрупкое, маленькое, объемное - поэтому его нужно очень осторожно держать в руках и во время работы поворачивать, чтобы видеть со всех сторон.
3. Когда высохла краска на рисунке, выполненном на одном конце яйца, его можно перевернуть этим концом вниз и начинать расписывать дальше.
4. При разрисовке средней части яйца удобно держать его в руке, взяв пальцами оба его конца.
5. При выполнении писанок придумывайте свои узоры. Чем больше фантазии вы проявите, тем наряднее и интереснее получатся ваши работы.
Дети простым карандашом на яйце (скорлупе) рисуют орнаментальную сетку, а потом расписывают его фломастерами или красками.
8. Выставка детских работ
Чему научились? (Ответы детей).
Да, сегодня на уроке вы поучились замечательному мастерству росписи яиц, узнали о маленьких хитростях, которые помогли вам превратить простую яичную скорлупу в замечательные поделки. Ваша писанка будет чудесным подарком родным или друзьям.
9. Работа по картине Б. Кустодиева "Христосование".
- Пасхальные традиции нашли свое отражение в народном творчестве, в стихах поэтов и в работах художников.
Рассмотрите картину (в учебнике с. 76) Б. Кустодиева.
- Какую пасхальную традицию изобразил художник? (христосование).
- Что это за традиция? Что вы о ней слышали? Сохранилась ли она сейчас?
- "Христосование - поздравление с праздником воскресения Христова"
На Пасху мы радостно говорим: "Христос Воскресе!" и обмениваемся пасхальными яичками. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо - это знак жизни.
- Какое настроение передал художник в своей картине? Какие краски ему помогли в этом?
Раньше в народе так говорили: "Дорого яичко к "Христову дню"
- Как понимаете смысл этой пословицы?(ответы детей)
Люди вкладывали в раскрашивание яиц душу, любовь к Христу и ближним. Эти яйца будто излучают радость. Они как музыка.
10. Исполнение пасхальной песенки.
Играет и льётся солнечный свет,
В душе раздаётся с утра благовест.
В лазури безбрежной плывут облака,
Под ивами нежно лепечет река.
Дыханье весны в зеленеющем лесе:
Как радостно жить!
Христос Воскресе!
11. Итог урока. Рефлексия.
На этом наш урок закончен.
- Выскажите свое мнение по уроку:
"Мне понравилось:"
"Мне не понравилось:"
"Я узнал:"
"Я хочу похвалить себя: (кого-то)"