Начальные классы занимают особое место в школьном образовании. В начальной школе ребенок в полной мере открыт для формирования и развития эмоциональной культуры, воображения и образного мышления, способности к творчеству: «…младшешкольное (и предшкольное) детство есть наиболее благоприятный период для развития; в дальнейшем страсть к развитию природных сил слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении этого периода, в дальнейшем не будет доведено до совершенства или даже, может быть, будет утеряно». Именно поэтому так важно не упустить момент расцвета познавательного интереса ребенка. Использование технологии проектно-исследовательской деятельности в полной мере дает возможность учителю способствовать удовлетворению этой страсти младшего школьника к познанию окружающего мира, формированию его мировоззрения, поиска места своего «я» в огромном мире.
Исходя из этого, планируя проектно-исследовательскую деятельность своих учащихся, я ставлю перед собой следующие цели:
- Дать детям «инструменты» для интеллектуального и творческого созидания: формы, методы и средства для самостоятельного добывания знаний и яркого представления результата своей деятельности.
- Создать психологически комфортный стиль взаимодействия всех участников проектно-исследовательской деятельности: учащихся, учителя и родителей.
Для достижения поставленных целей приходится решать ряд задач:
- обучать детей умению работать с различной информацией: печатной продукцией, Интернет-ресурсами, музейными экспозициями и др.;
- развивать коммуникативные навыки учащихся: умения монологической и диалогической речи, умение владеть аудиторией, интервьюирование и др.;
- учить детей работать в группах, учиться выполнять как роль лидера, так и роль рядового члена команды;
- обучать компьютерной обработке и правильному оформлению результатов выполненной работы;
Трудно предугадать в начальной школе, как раскроется ученик в среднем и старшем возрасте, что ему будет интересно, физиком или лириком он станет, но любому из них пригодятся навыки проектно-исследовательской деятельности. В связи с эти, я выбрала работу с групповым проектом.
Тематику наших проектов подсказали музейные уроки, которые проводит в нашей школе сотрудник Исторического музея Н.В. Малюшова. С первого класса на музейных уроках ребята начинают знакомиться с бытом славян. Я заметила, что история наших предков увлекла не только детей, но и их родителей. Так выстроилась для данного класса тематика проектов на четыре года:
1-й класс - «Сказка рядышком живет». Оказывается, сказочные дома встречаются не только в сказках, но и в современной Москве.
Предполагаемые результаты:
- знакомство с энциклопедической, научно-популярной литературой, словарями и пр.;
- знакомство с Интернет-ресурсами как источниками информации;
- создание альбомов-отчетов;
- представление отчета о путешествии с помощью компьютерной презентации, выполненной взрослыми помощниками (родителями, братьями и сестрами, учителем), умение управлять презентацией PowerPoint;
- развитие коммуникативных способностей: публичное выступление, умение отвечать на вопросы, умение задавать вопросы, быть вежливым оратором и слушателем;
- навыки работы в группах: распределение обязанностей, совместное выступление и пр.;
2-й класс - «Русские народные игрушки». Что могут рассказать нам русские игрушки? Какие игрушки были у наших бабушек и дедушек?
Предполагаемые результаты:
- учиться выделять главное в тексте для составления отчета, работа в читальном зале библиотеки;
- работа с Интернет-ресурсами для сбора информации;
- знакомство с интервью, как источником информации;
- создание альбомов-отчетов, изготовление игрушек и объединение их в общую композицию;
- учиться создавать компьютерную презентацию в программе PowerPoint;
- развитие коммуникативных способностей: проведение выступлений и мастер-классов в детском саду;
- навыки работы в группах: работа над общей темой, обмен и объединение информации;
3 класс - «Как жили на Руси». Как строили, во что одевались. Обереги славян.
Предполагаемые результаты:
- учиться самостоятельно работать с текстом, выделять главное, составлять конспект;
- продолжать работу с Интернет-ресурсами;
- анкета, как источник информации;
- создание альбомов-отчетов, моделей избы, изготовление оберегов, элементов одежды и пр.;
- работа с программой Paint;
- развитие коммуникативных способностей: анкетирование, мастер-классы в дошкольном отделении прогимназии, в детском саду;
- навыки работы в группах: совместное изготовление моделей, элементов одежды, совместное проведение занятий;
4 класс - «Традиции и обряды на Руси». Верования славян, праздники на Руси.
Предполагаемые результаты:
- самостоятельная работа с источниками информации: печатной продукцией, Интернет-ресурсами;
- создание сценариев праздников, подготовка и проведение праздников в дошкольном отделении, в детском саду;
- развитие коммуникативных способностей: проведение праздников в качестве аниматоров;
- навыки работы в группах: совместное проведение праздников;
Таким образом, в течение четырех лет работы с проектами дети приобретут начальный опыт:
- обработки информации (тексты, анкеты, интервью, музейные экспозиции и пр.);
- работы с компьютерными программами PowerPoint, Paint;
- проведения мастер-классов, праздников и пр.;
- коммуникативных способностей: культуры речи, общения, публичных выступлений и пр.;
- групповой работы;
Безусловно, каждый ребенок запомнит и освоит ровно столько, сколько он сможет. Но все они будут иметь начальное представление о проектно-исследовательской работе.
Для того чтобы поддерживать интерес к работе товарищей, я провожу конкурс «Самый умный вопрос» и заключительную игру «Умники и умницы» по материалам детских презентаций. Умные вопросы дети задают докладчику, после представления-презентации. Докладчик выбирает самый интересный вопрос, и победитель получает переходящий приз нашего класса – фигурку умной совы. А к игре «Умники и умницы» дети готовятся по материалам презентаций. Игра проводится в два тура по аналогии с известной телевизионной игрой.
Основным результатом работы над проектом должны стать знания и умения, которые ребенок приобретает самостоятельно. Однако все понимают и то, что ребенок начальной ступени образования в силу своих психологических и возрастных особенностей еще не может сам поставить перед собой цель, простроить план решения проблемы, самостоятельно действовать по составленному плану. На помощь ребенку, безусловно, приходят взрослые помощники – учитель и родители.
Работа над проектом начинается в первом классе, и я долго не могла придумать, как начать, как предложить детям тему нашего путешествия? Выручил случай. На уроке обучения грамоте ребята работали с компьютерной программой «Баба Яга учиться читать». Героиня программы очень понравилась детям, и тогда она начала присылать в класс письма с заданиями. Ребята выполняли задания и складывали отчеты в «волшебную» книгу. Позже, когда мы готовились к «Ярмарке идей на Юго-Западе», я рассказала ребятам о том, что такое проект, и они поняли, что по заданиям Бабы Яги они работали над проектом, но и во 2-ом классе они скучали и ждали заданий от Бабы Яги.
Родители моего класса с удовольствием включились в проектную работу. Передо мной встала задача организовать работу родителей так, чтобы доля родительского участия с каждым годом становилась все более незаметной для ребенка.
На каждом родительском собрании я уделяю время, чтобы обсудить ход работы над проектом. Мы просматриваем презентации, видеозаписи защиты презентаций, строим дальнейшие планы. Родители охотно делятся друг с другом литературой, названиями сайтов, на которых находили необходимую информацию, разыскивают интересные музеи и экскурсии, проводят мастер-классы для детей. Так тележурналист Щербина Е.В. учила детей интервьюированию.
Работая над планом проекта «Русская народная игрушка» я поняла, что ребятам будет необходим практический выход с тем, чему они научатся. А научатся они расписывать матрешку, лепить свистульки, вязать тряпичные куклы. Тогда родилась идея сотрудничества с детским садом для детей с нарушением слуха, который находится рядом с нашей школой. Такое сотрудничество будет учить моих детей общаться со слабослышащими детьми, учить милосердию, быть внимательными к тем, кто рядом с нами.
Каждое новое знание в работе по проектно-исследовательской деятельности учащихся рождает новый вопрос. И каждый раз мы с удовольствием отправляемся на поиски ответа. А нам, взрослым, надо продолжать учиться радости быть детьми, радости быть с детьми!