Цель мероприятия: расширить кругозор учащихся, проверить их знания, воспитать патриотов своей страны.
Основные задачи:
- Общеобразовательные:
- способствовать формированию интереса к предметам естественнонаучного цикла;
- учить применять и использовать ранее полученные знания по предметам;
- Воспитательные:
- формировать ценностные ориентации;
- воспитывать чувство гордости за нашу республику;
- воспитывать трудолюбие, взаимопонимание между учеником и учителем;
- Развивающие:
- побудить и дать возможность проявить творческие способности;
- развивать интерес к предметам;
- расширять кругозор, привлекать к работе с книгами;
- вырабатывать работоспособность, внимательность, умение излагать и воспринимать новый материал.
Мероприятие проводится в учебном кабинете.
Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, экран.
Подготовка к уроку:
- Сбор материала по истории создания поселка.
- Каждый класс готовит сообщение в виде презентаций по труженикам тыла односельчанам.
- Подготовка раздаточного материала.
- Повторение ранее изученного материала по предметам.
План мероприятия:
- Конкурсная программа
- Сообщения учащихся
- Изготовление макета памятника из пластилина.
- Подведение итогов.
- Экскурсия.
Ход мероприятия с презентацией: (Приложение 7)
Ведущий 1: (слайд 1) Вначале был лес. Дремучий лес, полный чудес и таинств, полный болот и мелких речушек. И не было ему конца и края… Но в 1939 году в этих местах разразился страшный пожар, который стремительно двинулся в сторону Якшур-Бодьи, пожирая все на своем пути. На земле остались вековые обгорелые сосны и ели, поверженные наземь.
Ведущий 2: (слайд 2) А рядом был город, который нуждался в топливе в то тяжелое для нашей страны время. И вот в начале 1940-х годов образовалось городское топливное хозяйство. Оно являлось филиалом топливного хозяйства, которое находилось в деревне Карашур Якшур Бодьинского района. Топливное хозяйство расположилось на горе за маленькой речушкой Чернушкой, вероятно, названной так за то, что имела черное дно и вода казалась черной.
- Задание 1: разгадать кроссворд (Приложение 1)
Ведущий 1: Коротко это предприятие называлось «Гортоп», поэтому и гора на которой оно находилось назвали Гортопом. На этой горе было два жилых барака и баня. Воду жители брали в источнике, который расположен сейчас прямо у дороги, ведущей в сторону Чура. Вся остальная местность в низине, где теперь и находится наше любимое село Чернушка, была черная, торфяная…
Ведущий 2: (слайд 3) По воспоминаниям Токмачевой Лидии Дмитриевны приезжали два геолога из Москвы. Они обследовали местность, установили наличие больших запасов торфа. В связи с этим появилось распоряжение:
- Задание 2 (зашифрован год строительства 1943) (Приложение 2)
Ведущий 1: (слайд 4) Распоряжением Совета Народных Комиссаров СССР от 5 октября 1942 года № 18997-р в 1943 году было начато строительство торфопредприятия «Чернушка – Вожойка». 31 августа – день организации торфопредприятия «Чернушка – Вожойка».
Ведущий 2: (слайд 5) Это было суровое время. Страна усиленно нуждалась в дополнительной электроэнергии. Действительно, время было тяжелое, работали, в основном, в ручную. На добыче торфа, производительность тогдашних машин была в 50 раз с лишним меньше, чем уборочных машин в настоящее время. Сушка и штабелевка торфа производились в ручную. Орудия труда – лопаты, носилки, корзины. В основном на этой работе были заняты женщины и подростки от 14 лет. Человек по пятьсот вербованных из разных районов Удмуртии, мордва, немцы 1945 году на станции Пестовка было отцеплено 5 вагонов с немцами, вербованными из Поволжья. С одного вагона немцы со своими семьями со всем скарбом были направлены на торфопредприятие. Кого, только ни было. И – адский труд поровну на всех. Усталость, изнурение, печали и радости были интернациональны.
- Задание 3 (зашифровано число 250 тысяч тонн) (Приложение 3)
Ведущий 1: (слайд 5) Торф отправляли в Ижевск на ТЭЦ-1 примерно 250 тысяч тонн в год. Численность рабочих в сезон добычи доходила до 1500 человек. Специалистов не было. Себестоимость тонны торфа была в 10 раз выше нынешней. Из воспоминаний Клавдии Ивановны Холмогоровой: «Я все помню, каждый день помню! Приехала, увидела болото и говорю: «Овечек-то там сколько, овечек-то!» Оказалось потом: это доски, на которых торф сушить раскладывали». Так каждая такая «овечка» – доска с торфяными кирпичами – тридцать шесть кило весила. Ее надо было поднять, отнести в сторону, кирпичи эти постелить на просушку. Передовики до пяти тысяч кирпичей в смену укладывали. Мужчины не выдерживали, а женщины терпели! Старались заработать.
- Задание 4: определите плотность торфа (Приложение 4)
Ведущий 2: (слайд 6) Летом ученики тоже помогали. Выкладывали кирпичи в кленки, «змейкой»; в штабеля, в караваны. И все вручную. Высохнет – корзинами в вагончики. И по узкоколейке в Пестовку. Там вот уже из вагончиков в большие вагоны, перегружали экскаватором. Приходилось и лес валить и по ледянке его спускать к реке.
Ведущий 1: (слайд 7) Жили рабочие
сначала в землянках, потом построили два барака,
где вместо кроватей сколотили нары, столы на
крестовинах, и, конечно, не было никаких удобств.
И не одного колодца. Воду из калужины (ямки в
земле, где вода накапливалась) пили. Пораньше
встанешь – почище начерпаешь. А опоздаешь – с
тиной да лягушками. Весь день ходили по пояс в
воде, а сушить одежду было негде, питались скудно.
Из воспоминаний Клавдии Ивановны Холмогоровой: «
А столовались роскошно: картошка да кислая
капуста. Норму дадут по пять кило того и другого
– хоть щи вари, хоть « в мундире» трескай».
Из воспоминаний Леонида Георгиевича Смирнова:
«Но духовно лучше жили, чище! Песни лились
днем и ночью. На добыче торфа пересменка была в
двенадцать ночи. На работу идут – поют, с работы
– поют».
Ведущий 2: (слайд 8) Из воспоминаний Клавдии Ивановны Холмогоровой: « Только никакого устатку не знали. Идем с работы и говорим, друг другу: сегодня никуда не пойдем. Отоспаться бы. А доберешься до барака и то в лаптях, то босиком гулять бежишь. Возвращаешься под утро, говорят: на Пестовку вагоны поставили, айда грузить. Вот и поспали!
- Задание 5: решить задачу (Приложение 5)
Ведущий 1: (слайд 9) Нет. Весело они жили. Вот пойди сейчас по поселку да запой – что скажут?! А раньше пели! А если б не веселились да не дружили – выжили ли бы они?»
Музыкальная пауза: прослушать песню тех времен «Катюша».
Ведущий 2: (слайд 10) Историю нашего села принято связывать с историей торфопредприятия «Чернушка – Вожойка». Собственно, населенного пункта никакого в начале не было, а было торфопредприятие. Это потом уже стали укореняться люди, и появилось коренное население. Неоценимый вклад внесли трудящиеся в дело разгрома врага. Те, кто остались в тылу, не дрогнули, принял на себя, казалось, непосильную ношу тягот войны. На рабочие места встали жены фронтовиков, подростки, старики…
Задание 6: решить примеры «Труженик тыла» (Приложение 6)
Ведущий 1: (слайд 11)
Тружениками тыла становились подростки войны.
Это поколение прожило очень трудную жизнь. Когда
началась война они заменили и отцов, и братьев, и
сестер и матерей. Полуголодные, полураздетые,
хлеба не было досыта. Приходилось работать, с
утра до вечера.
В 1945 г. по указу Генсека И.В. Сталина утверждена
медаль «За самоотверженный труд в Великой
Отечественной войне 1941-45гг», медаль стали
вручать труженикам тыла в 1946 – 1947 годах. Сейчас
пойдет рассказ о наших односельчанах, тружениках
тыла.
Рассказ 1: Холмогорова Клавдия Ивановна (Сообщение учащихся)
Рассказ 2: Тронин Виталий Васильевич. (Сообщение учащихся)
Ведущий 2: И как они все это вынесли? Они были сильны, молоды, уверены в себе. Они горбатились на адской работе – и дружили. Они влюблялись – и хоронили детей. Сейчас не возможно вспомнить всех поименно. Но пусть тот, кто в разные годы был, как-то связан с торфопредприятием, знает, что его страничка есть в истории «Чернушки – Вожойки». И молодое поколение должно знать и помнить об этих тяжелых годах, чтить память старшего поколения. В связи с этим мы предлагаем слепить из пластилина макет памятника труженикам тыла.
Задание 7: из пластилина смастерить памятник.
Экскурсия на торфопредприятие «Чернушка – Вожойка».