Внеклассное мероприятие в рамках Недели естествознания, посвященное 65-летию Победы, "История возникновения поселка Чернушка"

Разделы: Математика, Физика, Внеклассная работа


Цель мероприятия: расширить кругозор учащихся, проверить их знания, воспитать патриотов своей страны.

Основные задачи:

  • Общеобразовательные:
    • способствовать формированию интереса к предметам естественнонаучного цикла;
    • учить применять и использовать ранее полученные знания по предметам;
  • Воспитательные:
    • формировать ценностные ориентации;
    • воспитывать чувство гордости за нашу республику;
    • воспитывать трудолюбие, взаимопонимание между учеником и учителем;
  • Развивающие:
    • побудить и дать возможность проявить творческие способности;
    • развивать интерес к предметам;
    • расширять кругозор, привлекать к работе с книгами;
    • вырабатывать работоспособность, внимательность, умение излагать и воспринимать новый материал.

Мероприятие проводится в учебном кабинете.

Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, экран.

Подготовка к уроку:

  1. Сбор материала по истории создания поселка.
  2. Каждый класс готовит сообщение в виде презентаций по труженикам тыла односельчанам.
  3. Подготовка раздаточного материала.
  4. Повторение ранее изученного материала по предметам.

План мероприятия:

  1. Конкурсная программа
  2. Сообщения учащихся
  3. Изготовление макета памятника из пластилина.
  4. Подведение итогов.
  5. Экскурсия.

Ход мероприятия с презентацией: (Приложение 7)

Ведущий 1: (слайд 1) Вначале был лес. Дремучий лес, полный чудес и таинств, полный болот и мелких речушек. И не было ему конца и края… Но в 1939 году в этих местах разразился страшный пожар, который стремительно двинулся в сторону Якшур-Бодьи, пожирая все на своем пути. На земле остались вековые обгорелые сосны и ели, поверженные наземь.

Ведущий 2: (слайд 2) А рядом был город, который нуждался в топливе в то тяжелое для нашей страны время. И вот в начале 1940-х годов образовалось городское топливное хозяйство. Оно являлось филиалом топливного хозяйства, которое находилось в деревне Карашур Якшур Бодьинского района. Топливное хозяйство расположилось на горе за маленькой речушкой Чернушкой, вероятно, названной так за то, что имела черное дно и вода казалась черной.

Ведущий 1: Коротко это предприятие называлось «Гортоп», поэтому и гора на которой оно находилось назвали  Гортопом. На этой горе было два жилых барака и баня. Воду жители брали в источнике, который расположен сейчас прямо у дороги, ведущей в сторону Чура.   Вся остальная местность в низине, где теперь и находится наше любимое село Чернушка, была черная, торфяная…

Ведущий 2: (слайд 3) По воспоминаниям Токмачевой Лидии Дмитриевны приезжали два геолога из Москвы. Они обследовали местность, установили наличие больших запасов торфа. В связи с этим появилось распоряжение:

Ведущий 1: (слайд 4) Распоряжением  Совета Народных Комиссаров СССР от 5 октября 1942 года № 18997-р   в 1943 году было начато  строительство торфопредприятия «Чернушка – Вожойка». 31 августа – день орга­низации торфопредприятия  «Чернушка – Вожойка».

Ведущий 2: (слайд 5) Это было суровое время. Страна усиленно нуждалась в дополнительной электроэнергии.  Действительно,   время было тяжелое,  работали, в   основном,     в   ручную.  На  добыче торфа, производительность тогдашних машин была в 50 раз с лишним меньше, чем уборочных машин в настоящее время. Сушка и штабелевка торфа производились в ручную. Орудия     труда – лопаты, носилки, корзины. В основном на этой работе были заняты женщины и подростки от 14 лет. Человек по пять­сот вербованных из разных районов Удмуртии, мордва, немцы 1945 году на станции Пестовка было отцеплено 5 вагонов с немцами, вербованными из Поволжья. С одного вагона немцы со своими семьями со всем скарбом  были направлены на торфопредприятие. Кого, только ни было.  И – адский труд поровну  на всех. Усталость, изнуре­ние,  печали и радос­ти были интернациональ­ны.

Ведущий 1: (слайд 5) Торф отправляли в Ижевск на ТЭЦ-1 примерно 250 тысяч тонн в год. Численность рабочих в сезон добычи доходила до 1500  человек. Специалистов не было. Себестоимость тонны торфа была в 10 раз выше нынешней. Из воспоминаний Клавдии Ивановны Холмогоровой: «Я все помню, каж­дый день помню! Приеха­ла, увидела болото и говорю: «Овечек-то там сколь­ко, овечек-тоОказалось потом: это доски, на кото­рых торф сушить раскладывали». Так каждая такая «овечка» – доска с торфяными кирпичами –  тридцать шесть кило веси­ла. Ее надо было поднять, отнести в сторону, кирпичи эти постелить на про­сушку. Передовики до пя­ти тысяч кирпичей в сме­ну укладывали. Мужчины не вы­держивали, а женщины терпели!  Старались зара­ботать.

Ведущий 2: (слайд 6) Летом ученики тоже помогали. Выкладывали кирпичи в кленки, «змей­кой»; в штабеля, в кара­ваны. И все вручную. Вы­сохнет – корзинами в ва­гончики. И по узкоколейке в Пестовку. Там вот уже из вагончиков в большие вагоны, перегружали экс­каватором. Приходилось и лес валить и по ледянке его спускать к реке.

Ведущий 1: (слайд 7) Жили рабочие сначала в землянках, потом построили два барака, где вместо кроватей сколотили нары, столы на крестовинах, и, конечно, не было никаких удобств. И не одного колодца. Воду из калужины (ямки в земле, где вода накапливалась) пили. Пораньше встанешь – почище начерпаешь. А опоздаешь – с тиной да лягушками. Весь день ходили по пояс в воде, а сушить одежду было негде, питались скудно. Из воспоминаний Клавдии Ивановны Холмогоровой: « А столовались роскошно: картошка да кислая капуста. Норму дадут по пять кило того и другого – хоть щи вари, хоть « в мундире» трескай».
Из воспоминаний Леонида Георгиевича Смирнова: «Но духовно лучше  жили, чище! Песни лились днем и ночью. На добыче торфа пере­сменка была в двенадцать ночи. На работу идут – поют, с работы – поют».

Ведущий 2: (слайд 8) Из воспоминаний Клавдии Ивановны Холмогоровой: « Только никакого устатку не знали. Идем с работы и говорим, друг другу: сегодня никуда не пойдем. Отоспаться бы. А доберешься до барака и то в лаптях, то босиком гулять бежишь. Возвращаешься под утро, говорят: на Пестовку вагоны поставили, айда грузить. Вот и поспали!

Ведущий 1: (слайд 9) Нет. Весело они жили. Вот пойди сейчас по поселку да запой – что скажут?! А раньше пели! А если б не веселились да не дружили – выжили ли бы они?»

Музыкальная пауза: прослушать песню тех времен «Катюша».

Ведущий 2: (слайд 10) Историю нашего села принято связывать с историей торфопредприятия «Чернушка – Вожойка». Собственно, населенного пункта никакого в начале не было, а было торфопредприятие.   Это потом уже стали укореняться люди, и появилось коренное население. Неоценимый вклад внесли трудящиеся в дело разгрома врага. Те, кто остались в тылу, не дрогнули, принял на себя, казалось, непосильную ношу тягот войны. На рабочие места встали жены фронтовиков, подростки, старики…

Задание 6: решить примеры «Труженик тыла» (Приложение 6)

Ведущий 1: (слайд 11)  Тружениками тыла становились подростки войны. Это поколение прожило очень трудную жизнь. Когда началась война они заменили и отцов, и братьев, и сестер и матерей. Полуголодные, полураздетые, хлеба не было досыта. Приходилось работать, с утра до вечера.
В 1945 г. по указу Генсека И.В. Сталина утверждена медаль «За самоотверженный труд в Великой Отечественной войне 1941-45гг», медаль стали вручать труженикам тыла в 1946 – 1947 годах. Сейчас пойдет рассказ о наших односельчанах, тружениках тыла.

Рассказ 1: Холмогорова Клавдия Ивановна  (Сообщение учащихся)

Рассказ 2: Тронин Виталий Васильевич.  (Сообщение учащихся)

Ведущий 2: И как они все это вынесли? Они были сильны, молоды, уверены в себе. Они горбатились на адской работе – и дружили. Они влюблялись – и хоронили детей. Сейчас не возможно вспомнить всех поименно. Но  пусть тот, кто в разные годы был, как-то связан с торфопредприятием, знает, что его страничка есть в истории «Чернушки – Вожойки». И молодое поколение должно знать и помнить об этих тяжелых годах, чтить память старшего поколения. В связи с этим мы предлагаем слепить из пластилина макет памятника труженикам тыла.

Задание 7: из пластилина смастерить памятник.

Экскурсия  на торфопредприятие «Чернушка – Вожойка».