Урок-практикум по теме "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • закрепление навыков применения формул возведения в квадрат суммы и разности двух выражений;
  • воспитание ответственного отношения к коллективной деятельности, высокой познавательной активности и самостоятельности;
  • развитие культуры общения, культуры математической речи, логического мышления, памяти, наблюдательности.

Тип урока: урок-практикум.

Оборудование:

  • карточки для игры «Домино»,
  • задания для игры «Смотри, не ошибись!» (заранее записаны на обратной стороне доски),
  • карточка-тест.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Настрой обучающихся на работу, сообщение темы и целей урока.

2.Вводное повторение в виде игры «Домино».

Карточка содержит вопрос и ответ. Первым начинает ученик, у которого карточка содержит слова «Старт» и «Финиш». Он задает стартовый вопрос,  он же дает финишный ответ. Каждый должен внимательно следить за ходом игры, чтобы не пропустить свой ответ, ответив, ученик задает свой вопрос и т. д.

Финиш

Ответ. Квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения.

Старт

Вопрос. Что называется одночленом?

Ответ. Выражения, состоящие из произведения чисел, переменных и их степеней.

Вопрос. Что называется многочленом?

Ответ. Сумма одночленов.

Вопрос. Как умножить одночлен на многочлен?

Ответ. Умножить одночлен на каждый член многочлена и полученные произведения сложить.

Вопрос. Как умножить многочлен на многочлен?

Ответ. Каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и полученные произведения сложить.

Вопрос. Что получается в результате умножения многочленов?

Ответ. Многочлен.

Вопрос. Какие слагаемые называются подобными?

Ответ. Слагаемые с одинаковой буквенной частью.

Вопрос. Что значит привести подобные слагаемые?

Ответ. Значит заменить сумму подобных одночленов одним одночленом.

Вопрос. Как раскрываются скобки, перед которыми стоит знак «+»?

Ответ. Знаки в скобках не меняются.

Вопрос. Как раскрываются скобки, перед которыми стоит знак «–»?

Ответ. Знаки в скобках меняются на противоположные.

Вопрос. Что называется тождеством?

Ответ. Равенство верное при любых значениях переменных.

Вопрос. Что значит возвести в квадрат число?

Ответ. Умножить само на себя два раза.

Вопрос. Чему равно 0,52?

Ответ. 0,25.

Вопрос. Чему равен квадрат суммы двух выражений?

Ответ. Квадрату первого выражения  плюс удвоенное произведение первого и второго выражений  плюс квадрат второго выражения.

Вопрос. Чему равен квадрат разности двух выражений?

3. Проверка домашнего  задания

№ 800 –  проверяется устно, № 804 – правильное решение представлено на доске.

4. Закрепление

Работа с учебником: № 803 (в, г, е, з), № 815 (а, б, в, д).

5. Физминутка

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри  - это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

6. Домашнее задание   П. 32 стр. 153-154, № 816, № 830.

7. Игра «Смотри, не ошибись!» 

(Задания записаны на обратной стороне доски заранее).

  1. (а + *)2 = * + 2* в + в2
  2. (* + в)2 = а2 + 2а* + *
  3. (х –  *)2 = *  – 6х + 9
  4. (т – *)2 = т2 –  20т + *
  5. (5х + *)2 = * + * + 81.

8. Проверочная работа в виде теста

Вариант 1.

Преобразуйте в многочлен:

1. (х + 6)2

а) х2+ 12х + 12;
б) х + 12х + 36;
в) х2 + 6х + 36;

г) х2 + 12х + 36.

2. (у – 9)2

а) у2 – 18у + 81;
б) у2 – 18у – 81;
в) у2 – 18у + 18;

г) у2 – 18у – 18.

3. (2х + 3)2

а) 4х + 12х + 9;
б) 4х2 + 12х + 9;
в) 2х2 + 12х + 9;

г) 4х2 + 12х + 6.

4. (5 – 0,3х)2

а) 25 – 1,5х + 0,09х2;
б) 10 – 1,5х + 0,09х2;
в) 25 – 3х + 0,09х2;

г) 25 – 3х – 0,09х2.

5. (х – 4у)2

а) х2 – 8ху + 16у2;
б) х2 – 4ху + 16у2;
в) х2 – 8ху + 4у2;
г) х2 – 4ху + 4у2.

Вариант 2.

Преобразуйте в многочлен:

1. (х + 7)2

а) х2+ 14х + 14;
б) х + 14х + 49;
в) х2 + 7х + 49;

г) х2 + 14х + 49.

2. (у – 10)2

а) у2 – 20у + 100;
б) у2 – 20у – 100;
в) у2 – 20у + 20;

г) у2 – 20у – 20.

3. (5х + 1)2

а) 25х + 10х + 1;
б) 25х2 + 10х + 1;
в) 5х2 + 10х + 1;

г) 25х2 + 10х + 2.

4. (4 – 0,8х)2

а) 16 – 3,2х + 0,64х2;
б) 16 – 6,4х + 0,64х2;
в) 8 – 6,4х + 0,64х2;

г) 16 – 6,4х – 0,64х2.

5. (2а – у)2

а) 4а2 – 4ау + у2;
б) 2а2 – 2ау + у2;
в) 4а2 – 4ау –  у2;
г) 2а2 – 4ау – у2.

9. Итоги урока

– Сформулируйте правило возведения в квадрат суммы  двух выражений.
– Напишите формулу квадрата суммы.
– Сформулируйте правило возведения в квадрат разности  двух выражений.
– Напишите формулу квадрата разности.