Цели урока:
- закрепление навыков применения формул возведения в квадрат суммы и разности двух выражений;
- воспитание ответственного отношения к коллективной деятельности, высокой познавательной активности и самостоятельности;
- развитие культуры общения, культуры математической речи, логического мышления, памяти, наблюдательности.
Тип урока: урок-практикум.
Оборудование:
- карточки для игры «Домино»,
- задания для игры «Смотри, не ошибись!» (заранее записаны на обратной стороне доски),
- карточка-тест.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
Настрой обучающихся на работу, сообщение темы и целей урока.
2.Вводное повторение в виде игры «Домино».
Карточка содержит вопрос и ответ. Первым начинает ученик, у которого карточка содержит слова «Старт» и «Финиш». Он задает стартовый вопрос, он же дает финишный ответ. Каждый должен внимательно следить за ходом игры, чтобы не пропустить свой ответ, ответив, ученик задает свой вопрос и т. д.
Финиш Ответ. Квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения. Старт Вопрос. Что называется одночленом? |
Ответ. Выражения, состоящие из
произведения чисел, переменных и их степеней. Вопрос. Что называется многочленом? |
Ответ. Сумма одночленов. Вопрос. Как умножить одночлен на многочлен? |
Ответ. Умножить одночлен на каждый член
многочлена и полученные произведения сложить. Вопрос. Как умножить многочлен на многочлен? |
Ответ. Каждый член одного многочлена
умножить на каждый член другого многочлена и
полученные произведения сложить. Вопрос. Что получается в результате умножения многочленов? |
Ответ. Многочлен. Вопрос. Какие слагаемые называются подобными? |
Ответ. Слагаемые с одинаковой буквенной
частью. Вопрос. Что значит привести подобные слагаемые? |
Ответ. Значит заменить сумму подобных
одночленов одним одночленом. Вопрос. Как раскрываются скобки, перед которыми стоит знак «+»? |
Ответ. Знаки в скобках не меняются. Вопрос. Как раскрываются скобки, перед которыми стоит знак «–»? |
Ответ. Знаки в скобках меняются на
противоположные. Вопрос. Что называется тождеством? |
Ответ. Равенство верное при любых
значениях переменных. Вопрос. Что значит возвести в квадрат число? |
Ответ. Умножить само на себя два раза. Вопрос. Чему равно 0,52? |
Ответ. 0,25. Вопрос. Чему равен квадрат суммы двух выражений? |
Ответ. Квадрату первого выражения плюс
удвоенное произведение первого и второго
выражений плюс квадрат второго выражения. Вопрос. Чему равен квадрат разности двух выражений? |
3. Проверка домашнего задания
№ 800 – проверяется устно, № 804 – правильное решение представлено на доске.
4. Закрепление
Работа с учебником: № 803 (в, г, е, з), № 815 (а, б, в, д).
5. Физминутка
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри - это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
6. Домашнее задание П. 32 стр. 153-154, № 816, № 830.
7. Игра «Смотри, не ошибись!»
(Задания записаны на обратной стороне доски заранее).
- (а + *)2 = * + 2* в + в2
- (* + в)2 = а2 + 2а* + *
- (х – *)2 = * – 6х + 9
- (т – *)2 = т2 – 20т + *
- (5х + *)2 = * + * + 81.
8. Проверочная работа в виде теста
Вариант 1.
Преобразуйте в многочлен:
1. (х + 6)2
а) х2+ 12х + 12;
б) х + 12х + 36;
в) х2 + 6х + 36;
г) х2 + 12х + 36.
2. (у – 9)2
а) у2 – 18у + 81;
б) у2 – 18у – 81;
в) у2 – 18у + 18;
г) у2 – 18у – 18.
3. (2х + 3)2
а) 4х + 12х + 9;
б) 4х2 + 12х + 9;
в) 2х2 + 12х + 9;
г) 4х2 + 12х + 6.
4. (5 – 0,3х)2
а) 25 – 1,5х + 0,09х2;
б) 10 – 1,5х + 0,09х2;
в) 25 – 3х + 0,09х2;
г) 25 – 3х – 0,09х2.
5. (х – 4у)2
а) х2 – 8ху + 16у2;
б) х2 – 4ху + 16у2;
в) х2 – 8ху + 4у2;
г) х2 – 4ху + 4у2.
Вариант 2.
Преобразуйте в многочлен:
1. (х + 7)2
а) х2+ 14х + 14;
б) х + 14х + 49;
в) х2 + 7х + 49;
г) х2 + 14х + 49.
2. (у – 10)2
а) у2 – 20у + 100;
б) у2 – 20у – 100;
в) у2 – 20у + 20;
г) у2 – 20у – 20.
3. (5х + 1)2
а) 25х + 10х + 1;
б) 25х2 + 10х + 1;
в) 5х2 + 10х + 1;
г) 25х2 + 10х + 2.
4. (4 – 0,8х)2
а) 16 – 3,2х + 0,64х2;
б) 16 – 6,4х + 0,64х2;
в) 8 – 6,4х + 0,64х2;
г) 16 – 6,4х – 0,64х2.
5. (2а – у)2
а) 4а2 – 4ау + у2;
б) 2а2 – 2ау + у2;
в) 4а2 – 4ау – у2;
г) 2а2 – 4ау – у2.
9. Итоги урока
– Сформулируйте правило возведения в квадрат
суммы двух выражений.
– Напишите формулу квадрата суммы.
– Сформулируйте правило возведения в квадрат
разности двух выражений.
– Напишите формулу квадрата разности.