Объект труда: цветочное панно в технике «Стилизованный витраж».
Материалы и инструменты: цветная ксероксная бумага, клей момент «Кристалл»,пистолет с горячим клеем, ткань органза(капрон, вуаль), ножницы, проволока, леска, бусины, бисер, рамка для панно.
Оборудование: образец изделия, буклет «Из истории букета» (Приложение 1), инструкционная карта «Изготовление деталей композиции в технике стилизованного витража». (Приложение 2)
Основные понятия:
Витраж – французское слово, в переводе
означает оконное стекло. Главный принцип –
свободный просмотр на просвет.
Капрон – тонкая, прозрачная, искусственная
ткань.
Кант – расстояние между внешним и
внутренним вырезом детали.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
I. Вводная часть
Поражает воображение неисчерпаемая
фантазия живой природы, которая является
образцом конструктивной целесообразности,
гармонии и красоты. Очень часто возникает
непреодолимое желание сохранить эту
природную красоту надолго, запечатлев её
всеми возможными способами.
Как причудливо и необыкновенно то, что может
создать своими руками женщина. Искусственные
цветы подарок Древнего Египта, женщин живших за 3
тысячи лет до нашей эры. Казалось бы, что все
способы передать тонкость и изящество природных
мотивов уже придуманы до нас. Но творческое
вдохновение не имеет границ. И тогда и сейчас,
мы всегда стремимся украшать дом, одежду,
аксессуары нарядным убранством из цветов и в
своем стремлении продлить очарование,
придумываем маленькие хитрости.
Толчком для создания техники
«стилизованный витраж» послужил «витраж»
классический.
Витраж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
«Витраж» – французское слово, в
переводе означает оконное стекло, «стеклянный».
В классическом витраже основу составляет собой
металлический каркас, между проёмами
(окошечками) которого помещают цветное стекло.
Свет, проходя через цветное стекло, создает
особый декоративный эффект, такую цветовую
палитру, что интерьер наполняется сказочностью и
таинственностью.
Люди научились делать витражи давно. Уже в
древнем Египте и в древнем Риме витражи украшали
жилища фараонов, царей, знатных людей.
Древнерусские мастера украшали витражами
царские палаты, соборы, храмы. В XVII-XVIII веках
русские мастера изобрели малый витраж. Его
называли ЛИКАЖУР. Это изящные
декоративные вазы, конфетницы, кубки, шкатулки,
люстры; форма которых изготовлена из драгоценных
металлов (золота, серебра, платины), имеющие
пустые декоративные окошечки, которые
заполнялись цветным стеклом.
В конце XIX — начале XX века господствует витраж-панно. Это эволюционное превращение не только кардинально изменило иконографию витражей, но и чрезвычайно расширило сферу их применения. В эпоху эклектики месторасположение витража в доме было жестко ограничено рамками оконного проема. Теперь витраж «вышел» из «рамы» окна: композиции из цветных стекол стали включать в межкомнатные перегородки, затем появились разноцветные стеклянные потолки и купола, после чего витраж «вырвался» и за стены дома: светящиеся вывески, рекламные надписи из стеклянных букв преобразили облик города.
Древняя техника витража — мозаичный набор из фигурных кусочков стекла — стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов — ламп и светильников самых причудливых форм.
В современной практике для изготовления витражей используют пластмассу, химические плёнки, оргстекло и т.д. витражи можно делать не только из цветного стекла и железа, но и из ткани, кожи, картона и бумаги.
Главный принцип – свободный просмотр на просвет.
II. Подготовка к практической работе
Педагоги-практики часто ищут интересные,
нестандартные способы вовлечения детей в
декоративно-прикладную деятельность.
Техника «стилизованного витража» оставит
множество положительных эмоций от процесса
работы и желание совершенствовать умения и
навыки в этом деле.
Дети могут работать в этой технике уже в
начальном звене, приобщаясь к миру красоты
родной природы. Ведь очень важно в детском
возрасте разглядеть необычную цветовую гамму
лепестков, изящность и тонкость тычинок и
стебельков, неповторимую форму листочков. В
процессе работы развивается мелкая моторика рук,
умения и навыки симметричного резания,
аккуратность, усидчивость, глазомер, творческое
мышление и воображение.
Для работы в этой технике не требуется
сложных инструментов (как при изготовлении
искусственных цветов: бульки, ножи, паяльник и т.д.)
или опасных материалов, как при изготовлении
классического витража: металлический каркас,
стекло и т.п). Необходимо запастись
обыкновенной цветной ксероксной бумагой и
кусочками прозрачной ткани – оргазы, капрона или
шифона. Бумага нам заменит тяжёлый
металлический каркас, а прозрачная ткань –
опасное стекло, останется лишь эффект
прозрачности, нежности и неповторимости.
Следует использовать только ксероксную бумагу, так как в процессе работы только этот материал имеет преимущества: деталям легко можно придать форму, сохраняя внешний вид изделия, она не ломается, не скатывается, не рвётся.
Для склеивания бумажных каркасов используйте клей момент «Кристал», он не оставляет пятен, лишнее легко удаляется приёмом скатывания. При склеивании готовых частей композиции используйте клеевой пистолет.
Ткань лучше использовать органзу или капрон. Она имеет достаточную жёсткость, очень хорошо переливается на солнце. Но если по вашему замыслу необходимо использовать шифон, сетку или другую мягкую ткань, заранее придайте ей дополнительную жёсткость.
III. Практическая работа
Процесс изготовления цветов в технике «стилизованного витража» условно можно разделить на несколько важных этапов. (Приложение 2)
1. Составьте эскиз будущей композиции.
Определите форму цветков и листьев, и в
соответствии с этим изготовьте лекала
деталей цветка в половинном виде для
симметричного резания. Ширина канта должна быть
не менее 0,5 см.
2. Сложите бумагу так, чтобы при вырезании у вас
получилось две симметричные детали.
Чтобы при склеивании точно совпадали линии
срезов, пометьте детали в зеркальном
отображении. Наклейте симметричные детали на
ткань с двух сторон, совмещая срезы и вырезы.
3. Наклеенным деталям дайте подсохнуть и вырежете их, оставляя кант 0,3-0,4 см.
4. Придайте форму деталям цветка. Это
можно сделать несколькими способами:
намочить вырезанную деталь и закрепить на форме,
затем просушить; с помощью ножниц;
Сделайте заготовки мелких элементов
композиции: тычинки, веточки из бисера,
пружинки из проволоки и т.д.
5. Соедините детали цветки между собой. Закрепите тычинки. Сгруппируйте детали композиции. Подготовьте рамку-основу.
6. Закрепите части композиции на основе в соответствии с замыслом.
7. Окончательно оформите композицию: приклейте бусинки, бисер, посыпьте блёстками.
Желаю Вам творческих успехов!