Цели:
- формировать привычку к здоровому образу жизни;
- учить быть здоровым душой и телом;
- развивать стремление творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
- развивать внимание, память, речь учащихся;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование: презентация ПК, рисунки, плакаты, реквизит для сценок, карточки.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1. Организационный момент
2. Введение в тему
Вступительное слово учителя. В одной
сказочной стране на берегу прекрасного моря
стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было
три сына. Отец любил своих сыновей, и они
отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми,
послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало
правителя – сыновья часто болели.
Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей
страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо
сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?»
Мудрецы долго совещались, и самый старый из них
сказал: «Здоровье человека Во многом зависит от
образа жизни, поведения и умения помочь себе и
другим в трудных ситуациях».
Выслушал правитель мудреца и приказал открыть
школу здоровья для всех детей страны. С тех пор
жители страны были здоровы.
Сегодня на классном часе мы узнаем :
Слайд 2
- От чего зависит здоровье человека?
- Как его беречь?
3. Чтение стихотворений детьми
Слайд 3
1) Чтоб здоровым и сильным быть,
Со спортом мы должны дружить.
(Показывает мышцы.)
2) Чтоб заступиться за друзей
И наказать врагов,
Приёмам разным обучаться
Я всегда готов.
(Мальчик в кимоно показывает приёмы
рукопашного боя.)
3) Чтоб красивой, стройной быть,
Обруч я должна крутить.
(Девочка показывает гимнастическое упражнение
с обручем.)
4) Выходит девочка со скакалкой.
Вышла Лизочка вперёд.
Лиза прыгалку берёт.
– Лиза, Лиза! Вот так Лиза! –
Раздаются голоса, –
Посмотрите , это Лиза
Скачет целых три часа.
Доскакала до угла.
Я б не так ещё смогла..
5) (Показывает гимнастические упражнения.)
Я гимнастом стать хочу
Самым настоящим!
И на турнике крутиться
Я считаю счастьем.
4. Выявление представлений о правильном питании
Входят Карлсон и Малыш.
Карлсон. Здравствуйте! Это здесь
классный час о здоровье идёт?
Ответ детей: да.
Карлсон. Ты видишь, Малыш, какие здесь
ребята красивые, подтянутые, спортивные.Сколько
всего умеют!
Малыш. Да, Карлсон, ребята молодцы! А мы с
тобой ничего не умеем.
Карлсон. Это ещё почему?! Мы просто ещё
не пробовали! Давай попробуем.
Берут обруч и скакалку, пытаются выполнить
упражнения, ничего не получается.
Карлсон. Ничего не получается! Я,
наверное, плохо поел.
Малыш. Это ты плохо поел? Да ты съел две
банки варенья, шоколадку и выпил бутылку
лимонада!
Карлсон. Ну и что! Ребята, наверное, тоже
так завтракали!
Дети. Нет. Так питаться нельзя.
Карлсон. А что же есть? Помогите мне,
ребята, разобраться
Учитель. Давайте поможем Карлсону
разобраться, как правильно питаться. Какие
правила питания вы знаете? (Мыть руки перед
едой; во время еды не разговаривать; не переедать;
есть небольшими кусочками, овощи и фрукты
мыть перед едой; не есть много сладкого.)
5. Практическая работа
Учитель. Сейчас посмотрим, как Карлсон и Малыш выполнят наше задание. Перед вами меню. Вычеркните лишние продукты, а оставьте полезные.
Суп, фрукты, рыба,
лимонад, конфеты, булочки
сок, овощи, чупа-чупс
каша, мясо, компот
Карлсон допускает ошибки.
Учитель. Попросим Карлсона прочитать своё меню.
Во время чтения Карлсона дети исправляют его ошибки.
Учитель. Давайте отдадим Карлсону список полезных продуктов, и он будет правильно питаться. И будет знать, что одно из условий здорового образа жизни...
Карлсон. Правильное питание
6. Оздоровительная минутка
Игра: «Если нравится тебе, то делай так!»
Если нравится тебе, то делай так! (хлопки
– 2 раза)
Если нравится тебе, то и делай так! (хлопки –
2 раза)
Если нравится тебе, то и другому покажи!
Да если нравится тебе, то делай так! (хлопки
– 2 раза)
Смена движений: ножницы, наклоны вправо-влево,
топот (слова повторяются)
Если нравится тебе, то делай все! (хлопки,
ножницы, наклоны, топот – 2 раза)
Если нравится тебе, то и делай все! (хлопки,
ножницы, наклоны, топот – 2 раза)
Если нравится тебе, то и другому покажи!
Да если нравится тебе, то делай все! (хлопки,
ножницы, наклоны, топот – 2 раза)
7. Учитель. Народная мудрость гласит: «Кто аккуратен, тот людям приятен». Поэтому кроме правильного питания каждый человек должен опрятно выглядеть.
Сценка:
Девочка: Пустите меня!
Мойдодыр: Ах ты, девочка чумазая, где ты
руки так измазала?
Девочка:
Я на солнышке лежала,
Руки кверху я держала –
Вот они и загорели.
Мыло:
Ах ты, девочка чумазая, где лицо ты так измазала?
Кончик носа черный, будто закопченный.
Девочка:
Я на солнышке лежала,
Носик кверху я держала –
Вот он и загорел!
Зубная щетка:
Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем все до капли,
Ну-ка, дайте мыло. (Моют девочку.)
Мыло:
Громко девочка кричала,
Как увидела мочало,
Зацарапалась как кошка.
Девочка:
Не трогайте ладошки –
Они не будут белы,
Они же загорелы.
Мойдодыр:
А ладошки-то отмылись.
Оттирали губкой нос –
Разобиделась до слёз.
Девочка:
Ой, мой бедный носик
Мыло не выносит,
Он не будет белый,
Он же загорелый.
Мыло: А носик тоже отмылся.
Все: Это была грязь.
Мойдодыр: Надо, надо умываться по утрам
и вечерам.
Все: А нечистым трубочистам стыд и срам,
стыд и срам.
8. Учитель. Ну а если кто-то простудился, надо запомнить следующее.
1-й чтец:
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот,
Значит, надо подлечиться,
Значит, в путь – на огород,
С грядки мы возьмём микстуру.
За таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду,
Снова будешь жизни рад.
2-й чтец:
Овощи и фрукты
Любят все на свете.
Бабушки и дети
Секреты знают эти:
Виноград и вишня
Лечат все сосуды,
Абрикос – от сердца,
Груша – от простуды.
Апельсин, как витамин,
Знают все – незаменим.
3-й чтец:
Одуванчик, подорожник,
Василёк, шалфей и мята:
вот зелёная аптека,
Помогает всем ребятам.
3-й чтец:
Ангина и кашель бывают у тех,
Кто смотрит со страхом на лыжи и снег.
Вини себя за вид болезненный и хмурый,
Не занимаешься ты, видно, физкультурой.
4-й чтец:
Гигиена и здоровье, спорт, закаливание, труд,
Травы, овощи и фрукты рука об руку идут
Маски, ванны и массажи нам полезны, спора нет,
Ну а лень, обжорство, пьянство оставляют тоже
след.
5-й чтец:
Разве что-то есть на свете,
Что надолго можно скрыть?
Пятиклассник Рыбкин Петя
Потихоньку стал курить.
У парнишки к сигаретам
Так и тянется рука.
Отстаёт по всем предметам,
Не узнать ученика.
Начал кашлять дурачок,
Вот что значит – табачок!
С.Михалков
9. Выявление представлений у обучающихся о вреде табака
– Каковы последствия курения? (Опрос ребят)
Сообщения учащихся:
1. Когда человек курит, то табак медленно сгорает и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых тридцать – ядовитые. Это никотин, угарный газ и табачные смолы. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – быстро изнашивается. Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм, а табачные смолы засоряют легкие. Учёные установили, что извлечённый из пяти сигарет никотин убивает кролика, из ста – лошадь.
2. Табак – это однолетнее растение семейства
паслёновых, в листьях которого содержится
никотин.
Европейцам долгое время не было известно курение
табака. Впервые с ним познакомились участники
экспедиции Христофора Колумба, наблюдавшие, как
индейцы выпускали изо рта дым, который они
втягивали из листьев, свёрнутых в трубки и
зажженных на конце.
3. Сначала табак применялся как средство от всех болезней. Его нюхали, жевали, курили. Однако это продолжалось недолго. Частые случаи отравления табаком, пожары от курения вызывали разочарование.
4. В Россию табак был завезён англичанами и
немцами в начале семнадцатого столетия.
Постепенно многие пристрастились к курению.
Произошло это потому, что в состав табака входят
вещества способные вызвать зависимость от него.
10. Выявление представлений об алкоголе
На доске – иллюстрации, на которой изображены нетрезвые люди.
– Каких людей вы видите?
– Как вы думаете, какие напитки употребили эти
люди?
– Зачем пьют алкогольные напитки?
– Приходилось ли вам встречать людей или
общаться с теми, кто выпил много алкогольных
напитков?
– Какое чувство они вызывают у вас; у окружающих?
Сообщения учащихся:
1. Алкоголь – это вещество, которое содержится в
спиртных напитках (водке, вине, пиве и т. д.).
Основой всех алкогольных напитков является
винный или этиловый спирт, который и вызывает
состояние опьянения.
Взаимодействуя с различными органами и
системами организма человека, алкоголь
становится активным участником обмена веществ,
организм привыкает и требует его всё больше и
больше. Возникает зависимость от алкоголя,
приводящая к болезни – алкоголизму. Так
постепенно алкоголь опутывает ум и волю
человека, а опутав, держит крепко.
2. Алкоголь – это универсальное средство, которое способно человека разумного превратить в безрассудное существо. Разрушение личности у взрослого, злоупотребляющего алкоголем, происходит в среднем через 10 лет, в то же время у ребёнка такие изменения происходят через 3–4 года.
11. Игра «да – нет»
К доске прикреплены рисунки:
- мальчик занимается спортом;
- мальчик чистит зубы;
- девочка ест;
- мальчик курит;
- девочка причесывается;
- дети в позднее время сидят у экрана телевизора;
- мальчик пьёт пиво.
– Назовите рисунки, которые, по вашему мнению,
показывают правильные действия.
– Скажите, в какое время дня нужно выполнять
правильные действия, сколько раз вдень?
12. Подведение итогов
Заключительное слово учителя.
Некоторые дети хотят показаться взрослыми и
пробуют курить, пить вино. Это очень вредные
затеи. Ведь привыкнуть к плохому легко. Гораздо
труднее потом избавиться от опасной привычки.
Многие школьники курят или пьют не потому, что им
это нравится, а потому, что хотят показаться
взрослее. Не у каждого хватит сил проявить
характер н отказаться от сигареты или пива в
компании. Следует помнить, что у курящих и пьющих
людей страдают все внутренние органы, особенно
мозг (человек глупеет, у него ухудшается память,
он труднее усваивает новое).
Если человек сумел в компании отказаться от
этого, значит, у него действительно есть смелость
и воля.
На ваших рисунках вы показали, что здоровый
человек тот, кто ведет здоровый образ жизни.
В заключение послушайте стихотворение.
Осенняя ветка стучится в окно,
А в классе у нас тепло и светло!
Мы здесь подрастаем. мужаем мы здесь
И набираем, естественно, вес!
Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,
Нам спорт с физкультурой как воздух нужны,
А с ними порядок, уют, чистота,
Эстетика, – в общем, сама красота!
Здоровье своё бережём с малых лет.
Оно нас избавит от болей и бед!
Список литературы:
- Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер» 1-4 классы. – Москва. «ВАКО», 2007 (из серии: Педагогика – Психология – Управление).
- Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. «Руководство по гигиене и охране здоровья школьников» – Москва, 2000.
- Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.» Москва. АРКТИ, 2003.
- Ткачева В.И. «Играем каждый день» – методические рекомендации. Мн.: НИО, 2001.
- Внеклассная работа в начальной школе. Классные часы 1-4 классы. Издательство «Учитель» Волгоград 2007.
- Научно-методический журнал «Классный руководитель» №8 – 2008.
- Журнал «Начальная школа» 2006-2008.