Естествознание. Урок по теме "Леса России". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Сформировать у учащихся представление о лесной зоне: определить светлые и темные леса. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколистным лесом; познакомить с растительным и животным миром.
  • Развивать познавательную активность детей, умение работать с физической картой, атласом-определителем, дополнительной литературой, гербарием.
  • Формировать умение работать в группе, искать, думать, сравнивать, сотрудничать.
  • Воспитывать любовь к природе, Родине, чувства доброты, ответственности.

Оборудование: карта природных зон, гербарий, таблицы: «Смешанный лес», «Тайга», «Широколиственный лес»; видеофильм «Баргузинский заповедник»; запись голосов птиц; фотографии с изображением изучаемых объектов.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть

– Приветствие гостей.
– Урок «Окружающий мир».
– Проверили порядок на столе. Удобно сидим.

II. Актуализация знаний.

– Какой большой раздел мы изучаем? («Природа России»)
– Что мы изучили из этого раздела? (Равнины, горы, моря, озера, реки, зоны арктических пустынь, тундру.)
– Сегодня нас ожидает новое путешествие, но сначала мы должны привести в систему знания, полученные ранее.
– По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? (Зона тундры).
– Покажите на карте тундру и расскажите, что вы о ней узнали? (Ответ учеников.)
– Кто приготовил сообщения? (Выступления детей.)
– Какое сообщение понравилось?
– Откройте тетради на странице 20 задание №40, покажите рисунки на тему, «Какой я представляю тундру».
– А сейчас проверим, кто хорошо прочитал статьи в учебнике, в дополнительной литературе, изучил атлас?
– Итак, графический диктант. ( знаки: – да, нет).

  1. Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.
  2. Природные условия тундры суровы: длинная, холодная зима и короткое, прохладное лето.
  3. В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день.
  4. В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.
  5. Редкими животными тундры считают краснозубую казарку, сокола-сапсана, кречета, стерха, тундрового лебедя.
  6. Растения тундры высоко тянутся к солнцу.
  7. Лишайник ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища.
  8. Дикие северные олени обычно живут стадами.
  9. В тундре добывают нефть и природный газ.
  10. Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.

(Взаимопроверка знаний по обратной стороне доски. Работа в паре.)

                                    

– Поставьте +  где правильно. Запишите количество баллов.
– Откройте страницу 18 задание №38 в тетради, назовите цепи питаний в тундре.
– Что это означает?
– Перечислите экологические проблемы тундры?
– В чем сходство зоны арктических пустынь и тундры?
– В чем различия?
– Как растения, животные приспособились к жизни в тундре?
– И так, зона тундры? Более богата растительным и животным миром, чем зона арктических пустынь.
– Почему? (Потому что, она чуть лучше обогревается солнцем.)
– Покажите контурные карты. Как вы отметили зону тундры. Всю Россию исследовали? (Нет.)

III. Физкультминутка

– Давайте немножко отдохнем.

Поработали мы дружно,
Отдохнуть немного нужно,
Дружно встанем, (потянулись).
Тихо сядем
И закроем все глаза
(Дети шепотом)
Наступает, наступает,
Наступает тишина.

IV. Новая тема

– Уважаемые географы.
– Отправляемся в новую экспедицию.
– Что нужно с собой взять? (Атласы, «Атласы-определители», «Зеленые страницы», «Великан на поляне», гербарий, дополнительную литературу, карандаши, рабочие тетради).
– Откройте атласы, страница 14.
– Какая зона идет после зоны тундры?
– Каким цветом обозначена эта зона?
– Найдите в атласе, что это означает? (Плавный переход к лесной зоне. Лесотундра.)
– Найдите лесную зону. Рассмотрите в атласе, по карте.
– Что можете рассказать, используя план?

  • Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
  • В каком тепловом поясе она лежит?
  • Какая у зоны лесов земная поверхность?
  • Какие части зоны лесов вы увидели? Сравните их площади?

Показ на карте: «Природные зоны»
Ответ у доски.  Составляется таблица.

Вывод: Зона лесов находится южнее зоны тундры. Поэтому растительный и животный мир здесь, гораздо богаче. Так как солнце освещает лучше эту зону.

– Теперь Вы понимаете, куда мы отправляемся? (В лес)
– Ребята, на пути у нас какие-то знаки. Что они означают? (Охрана леса)
– Давайте поздороваемся с лесом?

Здравствуй, лес.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!

С. Погореловский.

– Что же мы должны узнать? (Какие растения, какие животные, какие птицы живут в лесу?)
– Что означает «дремучий лес»? (Темный, страшный, как в сказке).
– Но ведь не все леса темные. Например, в березовой роще светло и весело.
– Мы должны ответить на вопрос: «Почему одни леса темные а другие светлые?».
– Все мы с вами экологи, что это значит? (Мы не покорители, а дети природы. Мы будем изучать связи в лесной природе, между живой и неживой природой и человеком).
– Разделимся на группы.

  • Первая – ботаники,
  • вторая – ботаники,
  • третьяь – зоологи.

– Что изучают ботаники?
– Что изучают зоологи?
– Выберите инструктора группы.
– Инструктора и группы получают «карточки-помогайки».
– Рассмотрите задания, распределите обязанности.
– Выполняются задания группам.

  • Первая группа ботаников, изучив атлас, текст в учебнике, карту природных зон, текст в «Атласе-определителе», «Зеленых страницах», гербарий готовится к выступлению.
  • Вторая группа ботаников, изучив атлас, текст в учебнике, карту природных зон, текст в «Атласе-определителе», «Зеленых страницах», гербарий готовится к выступлению.
  • Третья группа зоологов, изучив  атлас, текст в учебнике, карту природных зон, текст в «Атласе-определителе», «Зеленых страницах», гербарий готовится к выступлению.

– Выступление групп: первая группа рассказывает о тайге, вторая группа о смешанных и широколиственных лесах, третья группа о животных.
Каждая группа составляет планшет на заданную тему (планшеты прилагаются)
– Спасибо всем. Что  еще узнали?(Ответ ученика: Деревья в лесу одни не растут. Еще есть кустарники: малина, голубика и т.д. Один лесник вырубил их, думая, что деревья должны жить одни. Деревья стали погибать, потому-то разные жители леса живут, кто на деревьях, кто вьет гнезда под кустами, на кустах. И вот те птицы, которые живут или под кустами, или на кустах, улетели. Появилось много гусениц. Они стали поедать деревья, и лес стал погибать. Лес – он дом для многих обитателей. Там ведь норы и гнезда. И еще я узнал, что светлые леса, это сосновые леса, потому, что они любят много солнца, а еловые наоборот – тень, березовые леса тоже светлые.)
– Спасибо.
– Откройте страницу 180-183, рассмотрите птиц.
–  Послушайте голоса птиц.
– Узнали?
– Без птиц в лесу было бы скучно.
– Нравится вам в лесу?
– Кто был?

V. Национально-региональный компонент

Показ диска «Баргузинский заповедник»

– О природе Бурятии и лесной полосы можно говорить бесконечно. Как много видов растений, животных. А как прекрасен травяной  покров и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек!
Тысячи жителей нашли в лесу дом. И все они и есть лес.
Уничтожить одного, мгновенно нарушится природное равновесие, так как все они связаны между собой невидимыми нитями, живут сообща. Лес – природное сообщество.
Лес – отец, а все лесные обитатели – его дети.

VI. Закрепление материала

– Какие три части можно выделить в лесу? (у каждого на парте)
– Назовите представителей каждой части.

– Используя учебник, с.100-101, запишите 2-3 цепи питания, характерные для леса. (работа в группе)

Кедр-белка-рысь (1-я группа)
Дуб-кабан-волк.  (2-я группа)
Осина-заяц-волк. (3-я группа)

Мы любим лес, но люди часто плохо обращаются с лесом. Они его вырубают, сжигают.

стр.105 учебника текст внизу.
– Как сохранить?
– Мы с вами тоже должны бережно относиться к лесу.

Стихотворение

«Красота, утешенье для глаз.
Для души и для сердца утеха.
Красота и в природе и в нас.
Звук и отзвук, стократное эхо.
Красота не стареет. О нет!
Чья-то юность пройдет, отсмеется,
Отгорит, как светильник, но свет
Красоты – навсегда остается.
Красота – доброта, вот в чем суть!
И считай, что недаром ты прожил
Жизнь свою, если даже чуть-чуть
Красоту в этом мире умножил!»

– В чем суть красоты? (В доброте.)
– Идите и будьте добрыми к природе, к своим друзьям, меньшим братьям и помните

«Дерево, цветок, земля и птица
не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
на планете мы останемся одни».

– Спасибо за урок.

VII. Подведение итогов

– Сдайте карточки и планшеты.
– Особая благодарность и оценка «5» руководителям групп, выступающим с сообщениями, работающим у карты.

VIII. Домашнее задание

Подобрать материалы об исчезающих растениях и животных Бурятии (по желанию), с помощью атласа отметить зону лесов в контурных картах, выполнить задания в печатных тетрадях.