Цели:
- Сформировать у учащихся представление о лесной зоне: определить светлые и темные леса. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколистным лесом; познакомить с растительным и животным миром.
- Развивать познавательную активность детей, умение работать с физической картой, атласом-определителем, дополнительной литературой, гербарием.
- Формировать умение работать в группе, искать, думать, сравнивать, сотрудничать.
- Воспитывать любовь к природе, Родине, чувства доброты, ответственности.
Оборудование: карта природных зон, гербарий, таблицы: «Смешанный лес», «Тайга», «Широколиственный лес»; видеофильм «Баргузинский заповедник»; запись голосов птиц; фотографии с изображением изучаемых объектов.
ХОД УРОКА
I. Организационная часть
– Приветствие гостей.
– Урок «Окружающий мир».
– Проверили порядок на столе. Удобно сидим.
II. Актуализация знаний.
– Какой большой раздел мы изучаем? («Природа
России»)
– Что мы изучили из этого раздела? (Равнины,
горы, моря, озера, реки, зоны арктических пустынь,
тундру.)
– Сегодня нас ожидает новое путешествие, но
сначала мы должны привести в систему знания,
полученные ранее.
– По какой природной зоне мы путешествовали на
прошлом уроке? (Зона тундры).
– Покажите на карте тундру и расскажите, что вы о
ней узнали? (Ответ учеников.)
– Кто приготовил сообщения? (Выступления
детей.)
– Какое сообщение понравилось?
– Откройте тетради на странице 20 задание №40,
покажите рисунки на тему, «Какой я представляю
тундру».
– А сейчас проверим, кто хорошо прочитал статьи в
учебнике, в дополнительной литературе, изучил
атлас?
– Итак, графический диктант. ( знаки: – да, – нет).
- Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.
- Природные условия тундры суровы: длинная, холодная зима и короткое, прохладное лето.
- В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день.
- В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.
- Редкими животными тундры считают краснозубую казарку, сокола-сапсана, кречета, стерха, тундрового лебедя.
- Растения тундры высоко тянутся к солнцу.
- Лишайник ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища.
- Дикие северные олени обычно живут стадами.
- В тундре добывают нефть и природный газ.
- Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.
(Взаимопроверка знаний по обратной стороне доски. Работа в паре.)
– Поставьте + где правильно. Запишите
количество баллов.
– Откройте страницу 18 задание №38 в тетради,
назовите цепи питаний в тундре.
– Что это означает?
– Перечислите экологические проблемы тундры?
– В чем сходство зоны арктических пустынь и
тундры?
– В чем различия?
– Как растения, животные приспособились к жизни
в тундре?
– И так, зона тундры? Более богата растительным и
животным миром, чем зона арктических пустынь.
– Почему? (Потому что, она чуть лучше
обогревается солнцем.)
– Покажите контурные карты. Как вы отметили зону
тундры. Всю Россию исследовали? (Нет.)
III. Физкультминутка
– Давайте немножко отдохнем.
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немного нужно,
Дружно встанем, (потянулись).
Тихо сядем
И закроем все глаза
(Дети шепотом)
Наступает, наступает,
Наступает тишина.
IV. Новая тема
– Уважаемые географы.
– Отправляемся в новую экспедицию.
– Что нужно с собой взять? (Атласы,
«Атласы-определители», «Зеленые страницы»,
«Великан на поляне», гербарий, дополнительную
литературу, карандаши, рабочие тетради).
– Откройте атласы, страница 14.
– Какая зона идет после зоны тундры?
– Каким цветом обозначена эта зона?
– Найдите в атласе, что это означает? (Плавный
переход к лесной зоне. Лесотундра.)
– Найдите лесную зону. Рассмотрите в атласе, по
карте.
– Что можете рассказать, используя план?
- Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
- В каком тепловом поясе она лежит?
- Какая у зоны лесов земная поверхность?
- Какие части зоны лесов вы увидели? Сравните их площади?
Показ на карте: «Природные зоны»
Ответ у доски. Составляется таблица.
Вывод: Зона лесов находится южнее зоны тундры. Поэтому растительный и животный мир здесь, гораздо богаче. Так как солнце освещает лучше эту зону.
– Теперь Вы понимаете, куда мы отправляемся? (В
лес)
– Ребята, на пути у нас какие-то знаки. Что они
означают? (Охрана леса)
– Давайте поздороваемся с лесом?
Здравствуй, лес.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!С. Погореловский.
– Что же мы должны узнать? (Какие растения,
какие животные, какие птицы живут в лесу?)
– Что означает «дремучий лес»? (Темный,
страшный, как в сказке).
– Но ведь не все леса темные. Например, в
березовой роще светло и весело.
– Мы должны ответить на вопрос: «Почему одни леса
темные а другие светлые?».
– Все мы с вами экологи, что это значит? (Мы не
покорители, а дети природы. Мы будем изучать
связи в лесной природе, между живой и неживой
природой и человеком).
– Разделимся на группы.
- Первая – ботаники,
- вторая – ботаники,
- третьяь – зоологи.
– Что изучают ботаники?
– Что изучают зоологи?
– Выберите инструктора группы.
– Инструктора и группы получают
«карточки-помогайки».
– Рассмотрите задания, распределите
обязанности.
– Выполняются задания группам.
- Первая группа ботаников, изучив атлас, текст в учебнике, карту природных зон, текст в «Атласе-определителе», «Зеленых страницах», гербарий готовится к выступлению.
- Вторая группа ботаников, изучив атлас, текст в учебнике, карту природных зон, текст в «Атласе-определителе», «Зеленых страницах», гербарий готовится к выступлению.
- Третья группа зоологов, изучив атлас, текст в учебнике, карту природных зон, текст в «Атласе-определителе», «Зеленых страницах», гербарий готовится к выступлению.
– Выступление групп: первая группа
рассказывает о тайге, вторая группа о смешанных и
широколиственных лесах, третья группа о
животных.
Каждая группа составляет планшет на заданную
тему (планшеты прилагаются)
– Спасибо всем. Что еще узнали?(Ответ
ученика: Деревья в лесу одни не растут. Еще есть
кустарники: малина, голубика и т.д. Один лесник
вырубил их, думая, что деревья должны жить одни.
Деревья стали погибать, потому-то разные жители
леса живут, кто на деревьях, кто вьет гнезда под
кустами, на кустах. И вот те птицы, которые живут
или под кустами, или на кустах, улетели. Появилось
много гусениц. Они стали поедать деревья, и лес
стал погибать. Лес – он дом для многих
обитателей. Там ведь норы и гнезда. И еще я узнал,
что светлые леса, это сосновые леса, потому, что
они любят много солнца, а еловые наоборот – тень,
березовые леса тоже светлые.)
– Спасибо.
– Откройте страницу 180-183, рассмотрите птиц.
– Послушайте голоса птиц.
– Узнали?
– Без птиц в лесу было бы скучно.
– Нравится вам в лесу?
– Кто был?
V. Национально-региональный компонент
Показ диска «Баргузинский заповедник»
– О природе Бурятии и лесной полосы можно
говорить бесконечно. Как много видов растений,
животных. А как прекрасен травяной покров и
какое разнообразие кустарников, сколько
насекомых – жуков, бабочек!
Тысячи жителей нашли в лесу дом. И все они и есть
лес.
Уничтожить одного, мгновенно нарушится
природное равновесие, так как все они связаны
между собой невидимыми нитями, живут сообща. Лес
– природное сообщество.
Лес – отец, а все лесные обитатели – его дети.
VI. Закрепление материала
– Какие три части можно выделить в лесу? (у
каждого на парте)
– Назовите представителей каждой части.
– Используя учебник, с.100-101, запишите 2-3 цепи питания, характерные для леса. (работа в группе)
Кедр-белка-рысь (1-я группа)
Дуб-кабан-волк. (2-я группа)
Осина-заяц-волк. (3-я группа)
Мы любим лес, но люди часто плохо обращаются с лесом. Они его вырубают, сжигают.
стр.105 учебника текст внизу.
– Как сохранить?
– Мы с вами тоже должны бережно относиться к
лесу.
Стихотворение
«Красота, утешенье для глаз.
Для души и для сердца утеха.
Красота и в природе и в нас.
Звук и отзвук, стократное эхо.
Красота не стареет. О нет!
Чья-то юность пройдет, отсмеется,
Отгорит, как светильник, но свет
Красоты – навсегда остается.
Красота – доброта, вот в чем суть!
И считай, что недаром ты прожил
Жизнь свою, если даже чуть-чуть
Красоту в этом мире умножил!»
– В чем суть красоты? (В доброте.)
– Идите и будьте добрыми к природе, к своим
друзьям, меньшим братьям и помните
«Дерево, цветок, земля и птица
не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
на планете мы останемся одни».
– Спасибо за урок.
VII. Подведение итогов
– Сдайте карточки и планшеты.
– Особая благодарность и оценка «5»
руководителям групп, выступающим с сообщениями,
работающим у карты.
VIII. Домашнее задание
Подобрать материалы об исчезающих растениях и животных Бурятии (по желанию), с помощью атласа отметить зону лесов в контурных картах, выполнить задания в печатных тетрадях.