Цель: дать учащимся представление о положении крепостных крестьян.
Задачи:
- разъяснить понятия “крепостные крестьяне”, сформировать представление о крепостном угнетении;
- развивать познавательные способности:
– формировать умение анализировать, сравнивать, выделять главную мысль из текста учебника;
– закреплять навыки самостоятельной работы в тетрадях;
– добиваться полных, развернутых ответов учащихся; - воспитывать сочувствие к угнетенным, содействовать воспитанию уважения к истории России.
Основные знания: крепостные крестьяне, барщина, оброк, 1649 год – установление крепостного права.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: карточки с коррекционными упражнениями, демонстрационная наглядность, учебники, тетради.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие.
Рапорт дежурного.
Готовность уч-ся к уроку.
Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).
– Как называлась тема нашего прошлого урока?
– Как вы понимаете термин “династия”?
– Назовите имя первого царя из династии Романовых?
– В каком году начал править Михаил Романов?
Коррекционное упражнение (на доске).
Убери лишнюю дату:
1715 г.
1623 г.
1735 г.
– Кто занял трон после смерти М.Романова?
– В каком году он начал править?
– Сколько лет правил Михаил Романов?
– С началом правления династии Романовых в Российском государстве закончилась: Коррекционное упражнение (на доске).
Убери лишнее:
– опричнина;
– смутное время.
– Скажите, как изменилась жизнь народа, после установления царской власти династии Романовых?
Актуализация знаний
Давайте вспомним основные сословия на Руси?
– Какое основное занятие было у населения на Руси?
– Какое сословие на Руси занималось земледелием?
Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с жизнью крестьян, их тяжелой судьбой.
II. Изучение нового материала
Сообщение темы урока.
Словарная работа: открыли учебники на с. 92, словарь. (Разбор словарных слов с учащимися.)
Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне.
Барщина – бесплатный принудительный труд крепостных крестьян на помещичьей земле.
Оборок – налог крепостных крестьян помещику в виде денег и продуктов.
Соборное уложение – сборник законов.
Уч-ся самостоятельно выполняют словарную работу в тетрадях. (Индивид. работа.)
На нашем уроке, вы узнаете, как жили крепостные крестьяне, и какие тяжелые повинности они несли. За активную работу, вы будете получать жетоны, а в конце урока мы увидим, кто активнее всех работал на уроке.
Объяснение нового материала
Основное богатство у народа на Руси была земля. Вспомните, кто владел землей на Руси? Помещики владели целыми деревнями. Теперь давайте посмотрим, как же жили помещики и крепостные крестьяне.
Объяснение с демонстрацией наглядного материала
Вот живет помещик, владеет огромным наделом земли. На его земле жили крестьяне со своими семьями. Но земельного участка у крестьянина нет. Где же крестьянину сажать посевы, чтобы собрать урожай и накормить свою семью? Приходилось идти с поклоном к богатому соседу, помещику, чтобы тот выделил небольшой надел для крестьянина. Но за то, что помещик дал небольшой надел, крестьянин должен был не только обрабатывать свой участок земли, а прежде всего, работать на земле помещика. Крестьяне были как рабы – выполняли весь тяжелый труд в доме помещика. Такая тяжелая, принудительная работа на помещика – называлась барщина.
Словарная работа – с. 92 – закрепление понятий.
Но не только барщину приходилось отрабатывать крестьянам, была еще одна повинность – обязан крестьянин отнести часть своего урожая помещику. Такая повинность называлась– оборок.
Словарная работа – с. 92 – закрепление понятий.
И чем больше крестьян живет на земле помещика – тем он богаче!
Вывод: Так, крестьяне становились зависимыми, крепостными – то есть жили на земле помещика и, чтобы выжить, вынуждены нести тяжкие повинности – барщину и оброк. Жизнь крестьян была бесправная, тяжелая.
– Как вы думаете, нравилась такая тяжелая жизнь крестьянам?
Поэтому очень часто крестьяне убегали от помещиков. А помещики боялись, что все крестьяне разбегутся, и некому будет работать на них, и требовали у царя ввести новый закон, по которому беглых крестьян могли искать вечно и возвращать своим хозяевам. Царь Алесей Михайлович издал новый сборник законов в 1649 году. Он назывался – соборное уложение. По этому закону, беглых крестьян могли искать вечно! Так, с принятием этого закона, крестьяне навсегда потеряли свою свободу, стали рабами своих хозяев по закону.
В 1649 году – установлено крепостное право.
Физминутка.
III. Закрепление изученного материала
Самостоятельная работа с текстом учебника – с. 89–90.
В начале урока мы ставили перед собой цель – узнать, кто такие крепостные крестьяне, как они становились крепостными.
Задание № 1. Найдите ответы на эти вопросы в тексте учебника.
Индивидуальная работа – 3 гр. – карточки.
Задание № 2. На доске предложены определения:
– жили очень бедно;
– бесправные;
– наказывали крестьян;
– обрабатывали барщину;
– заставляли работать;
– продавали крестьян;
– платили оброк;
– угнетатели.
Прочитайте определения, выберите те, которые характеризуют жизнь крепостных крестьян и помещиков в 2 столбика. Проговорить все признаки.
Подведение итогов урока
– Как называлась тема нашего урока?
– О чем шла речь на уроке?
– Кто такие крепостные крестьяне?
Творческое задание: проанализировать схематичные рисунки, и соотнести с понятиями: крепостные крестьяне, помещики, барщина, оборок.
Анализ активности детей (подсчет жетонов, выставление оценок).
Домашнее задание: с. 89–90, учить словарные слова.