Цели и задачи:
- Сформировать представление о социально-экономическом и политическом развитии Российской империи в начале 19 в.
- Подвести учащихся к выводу о необходимости проведения реформ в России.
- Развивать умение использовать ранее изученный материал; сравнивать, оценивать исторические явления.
- Развивать картографические умения, умение работать с данными таблицы.
- Формировать уважение к историческому прошлому родной страны; формировать отрицательное отношение к крепостничеству.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация, карты (атлас), таблица.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Повторение пройденного материала
Вопросы для повторения: слайды 2 – 7 презентации (Приложение 1).
(Урок очень насыщен фактическим материалом, поэтому можно отказаться от повторения, сразу перейти к изложению темы.)
3. Изучение нового материала
Слайд 8: на карте показать как
формировалась территория России к началу 19 века.
Слайд 9: на карте показать территории,
присоединенные к России в начале 19 века.
Слайд 10: на основе цифровых данных
сделать вывод о росте численности населения
России. Обратить внимание учащихся на причины
этого роста, можно провести сравнение с
численностью населения других стран.
Слайд 11: религиозный состав населения
Российской империи.
Слайд 12: сословное деление. Вопросы к
данным таблицы: какое сословие было самым
многочисленным? Аграрной или индустриальной
страной была Россия в начале 19 века? Почему?
Провести сравнение с Англией начала 19 века.
Учащиеся, используя знания, полученные в 7 классе,
отвечаю на вопросы:
Назовите привилегированные сословия в России.
Почему они называются привилегированными? На
какие гильдии подразделялось купечество? На чем
основано это деление? На какие разряды делилось
крестьянство? Каких крестьян было больше? Какое
сословие являлось полупривилегированным?
Слайд 13: Экономическое развитие России
(работа с картой в атласе). Вопросы на слайде.
Учащиеся должны прийти к выводу, что
крепостническая система оставалась основой
экономики России.
Слайд 14: Россия – аграрная страна.
Работа с текстом (раздаточный материал).
«В первой половине 19 века Россия оставалась
аграрной страной. В сельском хозяйстве было
занято 9/10 ее населения. Около половины аграрного
сектора составляло помещичье хозяйство, другую
половину занимала система государственного
феодализма, в которой владельцем земли и
крестьян являлось само государство.
Процессы, начавшиеся во второй половине 18 в.,
интенсивно продолжали развиваться и в первой
половине 19 в. Главным явлением стало разложение
натурального хозяйства и проникновение
товарно-денежных отношений в деревню. В
помещичьем хозяйстве все больше производилось
продукции на продажу. Возрастало значение
хлебного экспорта, который достиг к середине 19 в.
около 70 млн пудов.
Внедрение рыночных отношений стимулировало
помещиков принимать меры для повышения
эффективности хозяйства. В южных и
северо-западных районах это достигалось за счет
применения наемного труда крестьян-отходников,
расширения посевов пшеницы, улучшения
технического оснащения производства и
совершенствования методов ведения хозяйства.
Отдельные помещики перешли к многопольному
севообороту, используя с/х машины (сеялки, веялки,
молотилки), расширяли ассортимент
земледельческих культур. Картофель,
становившийся основным продуктом питания
населения, превратился в полевую культуру.
Однако в основной массе помещичьих имений
продолжал применяться принудительный труд
крепостных крестьян. В условиях крепостничества
наиболее распространенным способом повышения
эффективности хозяйства было усиление
эксплуатации крестьян. Они были вынуждены
платить оброк (натуральный или денежный) и
отрабатывать барщину. В течение первой половины
столетия оброк вырос по разным регионам в 2-5 раз.
Все больше увеличилась барщина. Крестьяне должны
были работать на помещика от 3 до 5 дней в неделю.
Одним из средств интенсификации барщины была так
называемая «месячина», т.е. лишение крестьян
земли и полный перевод их на барщину. Все эти меры
не были эффективными. Происходил постепенный
упадок помещичьего хозяйства. К середине 19 в. 65%
всех имений было заложено. Общая сумма
помещичьего долга государству и кредитным
учреждениям достигла более 400 млн. рублей.»
Вопросы для работы с текстом на слайде.
Слайд 15: Вспоминаем, что такое
интенсивный и экстенсивный пути развития
хозяйства. Делаем вывод, что для России был
свойственен экстенсивный путь.
Слайд 16: Политический строй России.
Учащиеся называют сами форму правления, называют
основные органы управления государством. Можно
предложить задание составить схему
государственного устройства России к началу 19 в.
Слайд 17: В каких изменениях нуждалась Россия в
начале 19 века, чтобы сохранить роль великой
державы? Отвечая на данный вопрос, делаем выводы
по изученному на уроке.