Урок "Антикоррупционные передовые национальные стратегии: уроки для России"

Разделы: История и обществознание


Тема урока: Передовые национальные антикоррупционные стратегии: уроки для России.

Ход урока

Мотивация.

(показ записи видеоблока Президента России – Медведева А.Д.). (см. приложение № 1).

Учитель:

И это действительно так. Коррупция известна с глубокой древности. Упоминание об этом явлении встречается в сочинениях по искусству государственного управления, религиозной и юридической литературе Египта, Месопотамии, Иудеи, Индии и Китая - во всех центрах древневосточных цивилизаций. (пример из текста: "Поучения Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара" (Египет, XXII в. до н.э.),  Библии - Ветхий Завет, древнеиндийского трактата по искусству управления государством "Артхашастра" (IV в. до н.э.).
Таким образом, сколько существует человечество, столько и  приносит  неизгладимый вред для взаимоотношений людей, развития  общества – коррупция. И сегодня на нашем уроке по теме: «Передовые национальные антикоррупционные стратегии: уроки для России»  мы не только раскроем сущность понятия «коррупция», причины коррупции познакомимся с передовым национальным опытом противодействия коррупции. Я очень надеюсь, что в ходе урока вы высказали своё личное мнение к этой проблеме. Мы начинаем!

1.Блок  групповой работы. Работа над понятием «коррупция».

Учитель: Термин «коррупция»  раскрывают различные источники и различные подходы.  Что такое «коррупция»? На этот вопрос вам и предстоит ответить, проделав следующую работу.

Задание 1. Учащиеся поделены  на три группы. Отработка понятия «коррупция» (см. Приложение № 2).

Первая группа – объясняет смысл  и значение слова «коррупция»  используя объяснение  из словарей и пособий.
Вторая группа - объясняет смысл  и значение слова «коррупция»  с точки зрения юридического подхода.
Третья группа - объясняет смысл  и значение слова «коррупция»   с точки зрения закона.

Задание 2.

Что такое «коррупция»? Обучающимся предлагается выразить собственное понимание коррупции и дать определение. Наиболее характерные определения должны фиксироваться на плакате.

Задание 3. 

С каким изображением у вас ассоциируется слово «коррупция»? Либо предложить  задание, в ходе которого учащиеся определяют  синонимы слова «коррупция».

Подведение итогов по первому блоку урока. Это делают эксперты из числа учащихся, которые оценивают работу в группах по  критериям (см. приложение № 3).

Учитель: Понятие «коррупции» мы определили.

2. Блок для работы в группах. Рефлексия.

Задание 1.

Перед вами высказывания о коррупции; о чиновниках; о взятках (см. приложение № 4, раздаточный материал № 2).
Каждая группа работает со своим блоком афоризмов. Выберите верное,  на ваш взгляд высказывание, свой ответ аргументируйте.

Учитель:  

Древние замечали, найдите причину того или иного явления и вы добьётесь результата. Знание объективных предпосылок и причин коррупции необходимо, хотя бы для того, чтобы определить, в каких направлениях следует вести борьбу с нею. Чтобы лечить болезнь, надо знать ее корни. Причём под причинами учённые понимают и факторы коррупции.
Перед вами два варианта (то есть два подхода в определение причин, факторов  коррупции). Первая группа работает  с заданием  №1 классификацией; вторая – с заданием  №2, а вот третья – должна будет на основе имеющей информации, которую представят первая и вторая группы предложить составить схему – таблицу «Причины коррупции» (см. приложение № 5, 6, текст статей).

Задание  для  второй группы по отбору оптимальных причин коррупции по следующим критериям (см. приложение № 3. Критерии № 2).
! Возможна и другая классификация причин коррупции, важно, чтобы учащиеся  мыслили  и рассуждая нашли оптимальный ответ на это задание.

Учитель:  

Коррупция зависит от уровня жизни в стране, от национальной культуры и политики правительства. Например, в Китае, Японии и Сингапуре, где силен культ мудрого и честного чиновника, коррупция ниже, чем в странах Южной Азии (Пакистан). А причины возникновения коррупции в той или другой стране мира можно объяснить формулой:
КОРРУПЦИЯ = МОНОПОЛИЯ + ПРОИЗВОЛ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Коррупция – явление многоплановое, приобретающее все новые формы для выживания. По уникальной способности приспосабливаться к изменяющимся условиям и мутировать коррупция напоминает вирус. Поэтому и для борьбы с ней используются многочисленные методы. Например, такие, как подотчетность власти гражданам, введение единых финансовых стандартов, соблюдение Закона о свободе информации, выдача займов странам «третьего мира» для снижения уровня бедности в них, упрощение налогового законодательства и другие. Но самый главный метод борьбы с коррупцией – это реформы законодательства в государственном секторе.

Рефлексия: 

Трём группам предлагается на основе выполненных двух заданий предложить  свои оптимальные методы борьбы с коррупцией?
Работу оценивает экспертная группа по критериям (см. приложение № 3, критерии № 3).

Учитель

Итак, мы с вами определили понятие «коррупции», причины и факторы этого явления, наметили оптимальные пути борьбы с этим опасным явлением. Но вот в российском праве пока нет ни определения понятия «коррупция», ни самого понятия, тем интереснее будет разобраться в истории  появления коррупции и борьбы с ней.  

3. блок для работы в группах.

Задание 1. Анализ основных этапов развития коррупции в России.

Ученикам даётся задание составить краткий экскурс в историю развития коррупции в России.

Первая группа -  на основании научно-публицистического текста определяет основные этапы появления коррупции в России.
Вторая группа - на основании научно-публицистического текста определяет положительные примеры и исторические периоды России в борьбе с коррупцией.
Третья группа – исследует современный период коррупционной ситуации в России  или   используя  знания за курс истории дает характеристику тому историческому периоду, в котором  происходила борьба с коррупцией (см. приложение № 7, статья «Политические традиции коррупции в России»).

Эталон ответа.

XIII – первое упоминание о мздоимстве (коррупции).
XV век – законодательное её ограничение. Время правления Ивана III.
XVI век – вводилась смертная казнь за взятки. Время правления Ивана IV.
XVII век – по Соборному Уложению 1649г. (Алексей Михайлович). Наказание за преступление, попадающее под понятие коррупция.
XVIII век – телесные наказания; расцвет коррупции.
С 1826г. при Николае I коррупция стала механизмом государственного управления.
С 1918г. – по декрету о взяточничестве полагалось тюремное заключение  на 5 лет  с конфискацией имущества.
С 1922г. – по Уголовному Кодексу за взяточничество расстрел.
С 1957г. – официально борьба  приостановлена, т.к  коррупция считалась редким явлением.

IV блок групповой работы.

Учитель:

В России коррупция – словно яма.
С ней тщетно, как с бездорожьем, борются.
И чем настойчивей под неё копают,
Тем только больше она становится.
А вот в Китае действуют просто:
За взятки - к стенке, без колебаний!
А потом по почте получат родственники
Счёт за две пули – на восемь юаней*.
Автор: Сергей Васильев-Эклипс

* 8 юаней = 36 рублей

Вопрос: Только решительные меры  со стороны государства могут повлиять на искоренение коррупции в странах? Подтвердите или опровергните это мнение. Ответ аргументируйте.

Примеры из международной практики (см. приложение № 8).

Задание для 1-3 группы.

Вопросы:

  1. Перечислите страны,  в которых коррупция выражена в наименьшей степени?
  2. Почему среди многочисленных и разнообразных групп развивающих стран трудно выделить чётко сформулированные границы коррупции?
  3. Зафиксируйте в тетради таблицу либо схему: страны с менее коррумпированные; страны благоприятные для развития коррупции?

Работа оценивается экспертами. Выступления «представителей ООН, МВФ».
Задание по ходу выступления «представителей ООН, МВФ»:

  1. Каковы основные методы национального противодействия коррупции в представленной вами стране (регионе)?
  2. Приемлемы ли приведённые примеры из национального антикоррупционного  опыта  для российской действительности?
  3. Как вы считаете, в чем кроется секрет успеха национальных государств в борьбе с коррупцией, в создании противодействия коррумпированности? Свой ответ аргументируйте.

Оценивание результатов работы и групп и учеников, которые исполняли роли.

Подведение всех итогов. Слово экспертам.

Учитель: Подводя итог сегодняшней нашей встречи мы  предлагаем вам  представить такую ситуацию.

Заключение урока: Инсценировка стихотворения.

В четверг совещание было,
Рассмотрен был важный вопрос:
Правительство наше решило
С коррупцией биться всерьез.
Обзор негативных явлений
Докладчик с трибуны читал,
Потом перешли к обсужденью.
Один подполковник сказал,
Что, мол, дожидаться негоже,
Когда нас возьмут в оборот,
Мы сами взять за руку можем
Любого, кто взятки берет!
И, чтобы в глазах руководства
В грязь  не ударить лицом,
Нам план разработать придется,
Как будем ловить подлецов:
«С кого же начнем? Предлагайте!
Смелее! Здесь только свои!»
Весь зал зашумел: «А давайте
Поймаем на взятках ГАИ!»
Начальник ГАИ, беспокоясь
За честь подчиненных своих,
Ответил: «Имейте же совесть –
На днях осудили двоих!
Давайте-ка в рамках закона
Проверим бойцов ППС,
Вон, их командир батальона
Недавно купил «Мерседес»!»
Однако начальник по кадрам
Резонно заметил в ответ:
«Сержантов тревожить не надо,
У них без того - некомплект!»
Потом предложение было:
«Задать участковым дрозда»,
Но тут же его отклонили:
Кто ж будет работать тогда?
И даже начальника тыла
Затронул товарищ один,
За то, что в клозете  нет мыла,
«Налево» уходит бензин,
На даче он выстроил терем,
Забор обложил кирпичом.
Но это совсем не по теме,
Коррупция здесь ни при чем!
… Вот так перебрали все службы,
В Москву был направлен ответ,
О том, что нас трогать не нужно,
Поскольку коррупции нет! 

Автор: Н.Е. Багров. 2009г.

Домашнее творческое задание:

Ответить на вопрос, размещённый на сайте e-mail.ru|question| 30161016
Если мы победим коррупцию, то что будет….

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11