Краткая аннотация урока:
Учебный предмет – математика и информатика.
Уровень образования школьников: 9-й класс общеобразовательной школы, второй год изучения предмета.
Разделы программ:
математика – квадратичная функция, тема “ График функции у=ах2+вх+с”.
информатика – табличные вычисления на компьютере, тема “ Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц”.
Форма учебной работы – классно-урочная.
Продолжительность урока: 40 минут. Технологические особенности:
Дидактическое оснащение урока и ТСО: компьютер учителя, проектор, интерактивная доска, программа Smart Board (Notebook), цифровое пособие к уроку “Графики квадратичной функции”, рабочие листы учащихся, компьютеры учащихся для выполнения групповой работы, файл График.xsl на каждый ученический компьютер, на экране: тема и цели урока.
Некоторые из учащихся 9 класса вошли в состав 2-х команд (как в игре “Звёздный час”).
Остальные ребята были зрителями (в игре могут принимать участие два класса).
К викторине были подготовлены несколько вопросов, заданий и к ним ответы, из которых надо выбрать один правильный.
За правильный ответ ученику приписывали 1 балл.
В конце викторины по наибольшему количеству результатов определялись победители.
Перед началом слушали беседы о функциях. Заранее была оформлена презентация в виде слайдов (Приложение 1),с портретами математиков и графиками элементарных функций.
Викторину ведут учителя математики и информатики.
Урок:
Построение графиков квадратичной функцииТип урока: урок-викторина, обобщение пройденного материала.
Методы обучения: фронтальный, индивидуальный, групповой, наглядно-практический.
Цели урока:
- систематизировать знания по теме “Построение графиков квадратичной функции”;
- создание условий для самостоятельной и творческой работы учащихся;
- развитие исследовательской и познавательной деятельности учащихся.
Задачи урока:
- Продолжить формирование информационной культуры учащихся.
- Совершенствование навыков работы на компьютере.
- Сформировать у учащихся:
- умение использовать знания построения и преобразования графиков функций в среде табличного процессора Microsoft Excel и Роwer Point;
- знание основных аспектов использования программ для решения информационных задач данного типа;
- умение использовать полученные знания в практической деятельности;
- представление о разнообразии программного обеспечения и их возможностей по данной тематике.
- развитие сетевой культуры учащихся
- понимание сущности и актуальности рассматриваемой темы, устойчивую мотивационную среду, а также интерес к изучаемой теме.
Для проведения данного урока приготовлены:
- компьютеры, проектор, интерактивная доска (или экран);
- компьютерная презентация с заготовками заданий для работы на компьютере, программное обеспечение табличный процессор Microsoft Excel, Power Point.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учителя информатики
- Добрый день, ребята и наши гости. Сегодня мы проведем урок в виде игры-викторины.
1. На данном этапе учитель сообщает тему и цели урока (1 слайд - приложение 1 (презентация в Рower Point)
- Тема нашего урока “Построение графика квадратичной функции”.
Цель урока: Развитие навыков использования готовых электронных таблиц для построения графиков различных функций. Учащиеся будут строить графики на компьютере. Вспомним этапы построения графика функции в электронных таблицах Excel. Программа редактора электронных таблиц Excel позволяет не только осуществлять быстрые расчёты по числовым данным, но и отображать результаты в виде наглядных диаграмм и графиков. Делается это с помощью пункта меню Вставка-Диаграмма, либо соответствующей кнопкой Мастер диаграмм на панели инструментов Стандартная –Точечная.
2. Раздел класса на 2 группы - Итак, сегодня, как только вы займете свои места, между вами я организую дуэль, участникам раздаются комплекты табличек с цифрами от 1 до 6.
Та команда, которая победит и станет владеть моим кладом – “Золотой звездой победителя”, вечно будет носить гордое имя "Звезды кабинета информатики", а также иметь больший доступ в Интернет, чем другие, чтобы там продолжать использовать свои умения и навыки.
3. Выбор командира группы - У нас есть две команды. Вам необходимо сейчас дать им название, которое соответствовало бы теме "Электронные таблицы" и выбрать капитана, который, возможно, и станет моим приемником.
4. Пояснения условия игры - За каждый правильный ответ вы приближаетесь на 1 шаг ближе к победе. А наградой вам за это будет хорошая оценка. Чтобы было лучше видно результаты, я буду выдавать звездочки каждое в один балл. В конце урока сразу станет ясно, какая команда выиграла. Итак, к бою!
II. Беседа учителя математики:
Функция – это одно из математических и общенаучных понятий. Она выражает зависимость между переменными величинами. Каждая область знаний – физика, химия, биология, география и др. – имеет свои объекты изучения, устанавливает свойства и взаимосвязи между этими объектами.
Сегодня мы постараемся вспомнить знакомые нам функции и их свойства, способы построения графиков функции, исследование их и применение на практике, а так же в науке и технике. Постараемся показать красоту науки математики, её точность. Ведь не зря говорят, что математика – гимнастика ума, математик любит дерзать и до истины доходить сам, так что дерзайте, играйте и выигрывайте!
Вам предполагается задание 1.
Вот перед вами шесть фамилий ученых: (2 слайд - портреты) приложение 1 (презентация в Рower Point)
Ньютон, Гаусс, Эйлер, Пифагор, Кантор, Лейбниц.
Как известно, начиная с семнадцатого века, одним из основных понятий в математике является понятие “функция”.
Вопрос 1: Назовите имя одного из крупнейших математиков своего времени, члена Петербургской Академии наук, внёсшего огромный вклад в развитие понятия функции, учителя М.В. Ломоносова (отв. Эйлер).
(3 слайд)
Вопрос 2: О ком идёт речь в следующих строках: “он был философом и лингвистом, историком и биологом, дипломатом и политическим деятелем. Он мечтал о создании всемирной академии наук, о построении “универсальной науки?”, он первым ввёл понятие функции” (отв. Лейбниц).
(4 слайд)
Вопрос 3: Назовите имя учёного, с чьим именем связывают развитие понятия “функции” в двадцатом веке? (Отв. Кантор)
Вам предлагается задание 2.
В этом задании мы будем читать графики. Очень часто в своей практической деятельности приходится решать задачи на чтение графиков, т.е. уметь хорошо анализировать функцию, читать её свойства, определять зависимость, которую выражает график.
Перед вами таблица с шестью графиками (5 слайд - таблица 1), ответьте на следующие вопросы.
Вопрос 1. Среди предложенных шести графиков функций указать тот, который выражает зависимость перемещения тела в случае другого удара. (Ответ №3)
Вопрос 2. Какой из графиков является графиком движения тела, обращённого под углом к горизонту? (Ответ №2)
Вопрос 3. Какой из графиков является графиком изменения напряжения в цепи переменного тока? (Ответ №1)
Задание 3.
В этом задании вам будут предложены графики движения двух каких-то тел. (6 слайд-таблица №2)
Вспомните, как называется раздел физики, который отвечает на вопрос: где, в какой-то момент времени будет находиться данное тело? (Отв. Кинематика)
Верно. В кинематике часто используются графики движения различных тел, с их помощью определяют все известные и не известные кинематические величины.
Вот вам задание:
Учащиеся команд получают распечатки 6 слайда-таблицы № 2)
- Вам даны графики движения двух тел. Дать характеристику движения каждого тела, используя как можно больше данных. Время на обдумывание 5 минут (работают “парами”).
А в это время идёт разговор с болельщиками.
- Вспомним способы преобразования графиков функций:
Параллельный перенос вдоль оси y. Растяжение (сжатие) в к раз вдоль оси у.
1) Выберите формулу для записи этих функций (слайд 7).
2) Назовите как можно больше математических терминов (можно фамилии учёных в области математики) на букву “П” (кто последний назовёт слово-термин, получит приз).
Далее проверяется предыдущее задание 3.
Задание 4. Найдите соответствующее уравнение каждому графику в соответствии цветов: синий, коричневый, зеленый, розовый (слайд 8).
Учитель математики:
- Для того, чтобы построить график какой-нибудь функции нужно иметь достаточное множество пар точек. Однако при построении сложных функций сначала необходимо выяснить, каким преобразованиям подвергался график более простой аналогичной функции.
Слово учителю информатики:
- Вы уже знаете, что тема сегодняшнего урока "Построение графиков квадратичной функций” с помощью электронных таблиц Ехсеl, таблицы значений и мастера диаграмм.
- Запишите тему в тетрадь.
- А почему эта тема такая важная, я надеюсь, вы расскажете мне в конце урока.
- Давайте подумаем, что же мы уже знаем про электронные таблицы?
Задание 6. Вам необходимо с одной попытки, в течении 10 секунд, продолжить мои предложения, выбирая правильный вариант ответа. (1, 2 слайд – приложение 2).
Вопросы первой команде (если ответ не правильный – отвечает вторая команда).
1) Электронные таблицы удобны тем, что данные в них размещаются в виде ….. (таблицы, документа, книги, листов)
Ответ: таблицы
2) Каждая ячейка таблицы имеет свое…… (имя, название, значение, имя)
Ответ: имя
Вопросы второй команде (3, 4 слайд)
(Если ответ не правильный – отвечает первая команда)
1) Идентификатор ячейки складывается из названия … (столбца и номера строчки, номера столбца, строчки и столбца).
Ответ: столбца и номера строчки
2) Файлы, в которых сохраняются ЭТ, еще называются ……(листы, книгами, страницы).
Ответ: книгами
Вопросы болельщикам (5, 6 слайд)
1) Имя файла (книги) в ЭТ Еxcel имеет расширение ……. (xsl тхт,doc).
Ответ: xsl
2) Каждая книга в Excel складывается из …….. (листов, строк, страниц, листов).
Ответ: страниц
А что нужно еще вспомнить? ( Как построить графики данных функций, используя диаграммы?) Программа редактора электронных таблиц Excel позволяет не только осуществлять быстрые расчёты по числовым данным, но и отображать результаты в виде наглядных диаграмм и графиков.
- Построение графиков квадратичной функции.Образец находится на рабочем столе в файле График.хsl (слайд 9 - приложение 1).
Образец: Построить графики функций у = х2 - 0,5
Ввести формулы функций и заполнить таблицу значений функций на интервале от -1 до 1 с шагом 0,2.
Х -1 |
-0,8 |
-0,6 |
-0,4 |
-0,2 |
0 |
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0,8 |
Y 0,5 |
0,14 |
-0,14 |
-0,34 |
-0,46 |
-0,5 |
-0,46 |
-0,34 |
-0,14 |
0,14 |
Ввести команду [Вставка-Диаграмма...].
На панелях Автоформат диаграммы выбрать Ряд данных в:
Строки и тип диаграммы Точечная.
- А сейчас участники каждой команды занимают места за компьютером.
IV. Закрепление умений и навыков.
Практическая работа на ПК
1. Ученики садятся за компьютеры и получают задания на карточках.
2. Запускают программу MS Excel. Открывают файл График.xls.
1) Заполнение области исходных данных: промежуток [-1; 1].
2) Расчёт значения функции.
3) Построение графика:
- Выделить диапазон ячеек, используемых для построения графика.
- С помощью мастера диаграмм выбрать тип диаграммы Точечная.
- Установить необходимые параметры.
4) Графики готовы.
5) Оценивание результатов капитаном команды противника (сравнение с правильным графиком функции, выданным учителем информатики).
(Учащиеся работают по учебнику в тетрадях, на интерактивной доске с заготовками заданий и за компьютерами в табличном редакторе Microsoft Excel)
Слово учителю математики:
Задание болельщикам.
- Как мы уже говорили, понятие “функция” используется в различных науках. Графически можно выразить любую функциональную зависимость.
1) Изобразите на интерактивной доске в виде графиков смысл следующих поговорок:
- Чем дальше в лес, тем больше дров.
- Выше меры конь не прыгнет.
- Семь бед – один ответ.
2) Назовите имя ученого, который ввел основные законы движения всех тел, в том числе и небесных. Его именем названы эти законы. Дайте формулировку этих законов. Что вы можете сказать об этом ученном?
Ответ: это И. Ньютон.
VI. Итог урока.
Слово учителю математики:
- Итак, вы убедились, что функции обладают множеством различных свойств. Исследуя ту или иную функцию, мы отличаем их наличие или отсутствие.
(Выставление оценок с краткой аргументацией)
Слово учителю информатики:
1. Так что же вы сегодня нового узнали и чему научились?
2. Как можно использовать эти знания на практике?
(Выставление оценок с краткой аргументацией)
После окончания игры – викторины подводятся итоги, учитель информатики награждает команду победителей. (“Звезды” кабинета информатики, кроме хороших оценок получают дополнительное время посещения “Интернет-клуба”)