Итоговый урок по теме "Теорема Пифагора"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • повторить и систематизировать знания учащихся по теме;
  • совершенствовать умение учащихся применять теорему Пифагора при решении задач;
  • формировать развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ, синтез).

1. Вступительное слово учителя: объявление темы и цели урока, проговаривается эпиграф.

Показ первых слайдов (Приложение) – тема урока, цель, эпиграф. Мы работаем в тетрадях для самостоятельных работ, для предварительного подведения итогов урока предлагается рейтинговая оценка каждого задания. Определим систему оценивания:

«5» – 9 и выше баллов;
«4» – 7-8 баллов;
«3» – 6 баллов.

2. Устная работа (ответить на вопросы)

– Для какого треугольника справедлива терема Пифагора?

А) какой треугольник называют прямоугольным;
Б) как называются стороны такого треугольника;
В) назвать стороны прямоугольного треугольника (Приложение, слайд);
Г) с помощью, какой формулы вычисляется площадь прямоугольного треугольника;
Д) сформулировать теорему Пифагора и теорему обратную теореме Пифагора;
Е) выяснить, является ли треугольник прямоугольным, если длины его сторон равны: 1. а) 12, 13, 5; б) 5, 4, 3; в) 5, 7, 9 (Приложение, слайд 4)

По желанию учителя, активным ученикам начисляются дополнительные баллы.

3. Закрепление изученного материала

(Начисляется по 1 баллу за каждый правильный ответ)

(Приложение, слайд 5)

а) для каждого прямоугольного треугольника записать теорему Пифагора;

б) записать выражение для вычисления катета а и гипотенузы с.

Приложение, слайд 6 – найти необходимый элемент.

Треугольник АВС прямоугольный, АВ = 6 см, АС = 4см. Найти ВС – ?

Г) Треугольник ТРО прямоугольный, РО = 10, ТО = 15, найти ТР – ?

Пауза – гимнастика для глаз

1. Аккуратно сложите свои принадлежности.
2.Закройте глаза, очень сильно зажмурьтесь, откройте глаза. Проделайте это упражнение 6 раз.
3. Голову держите прямо, глаза подняли вверх, опустили вниз, посмотрели направо, посмотрели налево.
4. Голову откиньте назад, опустите вперёд, чтобы подбородок упёрся в грудь (проделать 6 раз).

4. Логическая пауза

Развитие мышления, внимания; умение сравнивать, обобщать, анализировать – обязательные составляющие успешной учёбы. Вам предлагается несколько логических заданий тестов (слайды).

5. Заключительная часть нашего урока – решение задач

На каждой парте карточка с текстами задач, вам необходимо выбрать одну задачу, оформить её решение в тетради. Задачи разного уровня сложности – (1, 2) задачи базового уровня; (3, 4) – повышенного уровня и (5) – высокого уровня. Соответственно баллы будут начисляться с учётом уровня сложности: 2, 3, 4 балла. Желаю успеха!