В настоящее время наиболее актуальным становится воспитание ответственного родителя. В концепции «О правах ребёнка», за родителями закреплено первоочерёдное право на воспитание своих детей, но далеко не все родители проникаются ответственностью за полноценное развитие.
Общественное воспитание взяло на себя много функций и обязанностей, тем самым, занизив ответственность и снизив педагогическую компетенцию по воспитанию детей. Актуальной задачей является повышение педагогической компетентности родителей. Любая инициатива педагога, обращённая, к семье должна быть нацелена на укрепление, обогащение и оздоровление эмоциональных связей и отношений ребёнка со значимыми взрослыми.
В качестве одной из ведущих форм работы с родителями я выбрала педагогические практикумы. Форма проведения педагогического практикума – игровой тренинг.
Цель практикума:
- привлечь внимание родителей к значимости детской игры, её роль в жизни ребёнка, в укреплении взаимопонимания и сотрудничества, в подготовке к школе.
Задача:
- привлечь внимание взрослых и ребят друг к другу, дать им возможность почувствовать радость сотрудничества.
Ход практикума
Звучит спокойная музыка, дети и родители проходят в зал, садятся по кругу вокруг стола.
Воспитатель:
Мы сегодня с ребятами и родителями поиграем в игры, которые нас учат быть добрыми, внимательными, вежливыми, доброжелательными.
ИГРА 1. «Пирамида любви»
Цель:
- воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.
Ход игры:
- Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем нам присуще это чувство, но все мы по-разному его выражаем «Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу.
- Расскажите и вы, кого и что любите вы!
- А сейчас, давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что – то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё самое любимое и класть руку (выстраивают пирамиду).
- Вы чувствуете тепло рук?
- Вам приятно это состояние?
- Посмотрите, какая высокая получилась пирамида. Высокая, потому что, мы любим и любимы сами.
ИГРА 2. «Отгадай и покажи» (игра - драматизация)
Цель:
- Развивать умение перевоплощаться в предметы, невербально описывать сюжет.
- Учить договариваться и взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.
Ход игры:
Нарисовать схематически две сказки для детей и родителей. «Колобок», «Курочка ряба». Раздать эти схемы двум командам (в первой части игры участвуют только дети) чтобы дети отгадали и разложили их в правильной последовательности, по сказке.
А затем с помощью мимики и жестов должны показать так чтобы дети и родители другой команды догадались, какая у вас сказка. (во второй части игры участвуют дети и родители, но если дети ошиблись при выкладывании сказки, родители должны найти выход чтобы понятно показать сказку для соперников, придерживаясь последовательности выложенных схем).
ИГРА 3. «Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем»
Цель:
- Продолжаем учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.
- Воспитываем дружелюбное отношение друг к другу умение проявлять внимание и заботу.
Ход игры:
Делятся на две команды. С одной стороны зала дети, а с другой родители.
Команды самостоятельно обсуждают, что они будут показывать. Показывают по очереди, где были, что делали.
Дети:
- на музыкальном занятии,
- лепили,
- на зарядке.
Родители:
- в магазине,
- на работе,
- мыли посуду.
ИГРА 4. «Нарисуй по описанию»
Цель:
- Умение родителей задавать вопросы детям.
- Почувствовать некую общность с ребёнком.
- Почувствовать радость сотрудничества.
Ход игры:
С одной стороны зала сидят родители за столами (на столе альбомный лист бумаги, краски и карандаши), с другой стороны зала находится 5 картин из серии «Детский сад».
Ребёнок внимательно рассматривает картину. Подходит к своему родителю, он расспрашивает ребёнка где, что, где, кто? Ребёнок отвечает только «да» или «нет». Затем родитель воспроизводит рисунок, по тому, как он понял своего ребёнка. У кого точнее сходство рисунка и картины та команда и побеждает (родитель - ребёнок).
В ходе игр по возможности необходимо избегать нравоучений, замечаний, полагаться на родителей. Детям очень нравиться играть с родителями. Такие тренинги стали традиционными в нашей группе.
После игр уже одеваясь, родители высказывались «Я шла с работы уставшая, но когда стали играть усталость прошла, и я забыла об усталости», или «А Саша мой, оказывается, умеет рассказывать сказки».