Урок 1. Большевистская модернизация в СССР
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: практический, самостоятельная работа, анализ исторических событий.
Технология: личностно-деятельный подход, компетентный подход – универсальные компетенции.
Виды деятельности: отбор исторических фактов, самостоятельное заполнение таблицы; работа с понятийным аппаратом.
Подобный период развития прошли все ведущие державы: капиталистические страны создавали свою промышленность за счет средств полученных от эксплуатации колоний, неравноправный торговый обмен с другими странами, военные контрибуции, иностранные займы.
Россия вступила в процесс модернизации относительно поздно. Завершить процесс индустриализации не удалось вследствии политических и социальных потрясений в начале ХХ века.
Очередная модернизация – курс на социалистическую индустриализацию.
Противоречивые итоги и цена сталинской модернизации.
Методы: форсированные темпы индустриализации; принудительная коллективизация; раскулачивание; репрессии; использование принудительного труда; энтузиазм советских людей.
На рубеже 1920-1930-х годов в СССР ценой разорительной для крестьян коллективизации (слайд 39) и уничтожения частого предпринимательства была проведена большевистская модернизация:
– СССР вышел на 2-ое место в мире по уровню промышленного развития после США, но уровень жизни населения существенно снизился;
– в страну на смену многоукладной экономике пришла административно-командная система;
– коллективизация и индустриализация способствовали формированию культа личности Сталина.
Задачи:
- раскрыть процесс формирования модели сталинской модернизации;
- определить особенность данного политического режима в СССР;
- дать оценку курса на построение социализма в одной стране.
План урока.
- Модернизация в начале века.
- Сталинская модель модернизации.
- Особенности «советского строя».
Основные понятия: (Приложение 1, слайд 1)
Оборудование: презентация, карточки-напоминания с датами, карта «Вторая мировая война».
Вопросы для итогового повторения: (Приложение 1, слайды 2, 3)
В классе проводится лабораторно-практическая работа с материалами презентации. В начале урока учащимся предлагается (слайд 5) на основании материала презентации самостоятельно заполнить таблицу (Приложение 1, слайд 4).
Примечание: в том случае, если учитель сочтет необходимым, данную таблицу уместно дополнить разделом «Направления социалистической модернизации», в котором нужно отразить:
1) коллективизацию;
2) индустриализацию; целесообразно дополнить
раздел по 3) «культурной революции».
Сильным учащимся предлагается перспективное задание: оценить позитивную и негативную стороны процесса модернизации в СССР в 1930-е годы. В процессе работы с материалами презентации учитель помогает (Приложение 1, слайды 6-53) слабым ученикам правильность заполнения таблицы. При этом идет показ слайдов с объяснением и осмыслением фактического материала по теме урока. После выполнения задания по оформлению таблицы организуется фронтальная работа учеников по вопросам итогового повторения (Приложение 1, слайды 2, 3).
Учащиеся дают оценку противоречивых итогов и цены сталинской модернизации. Проводится сравнительный анализ, в процессе которого определяется сущность сталинской модели тоталитарного режима в СССР; выделяются особенности, отличающие «советский строй» от тоталитарных режимов в Европе, уже известных школьникам.
Домашнее задание: подготовить доклады, рефераты, сделать презентации на темы:
1) «Крупнейшие стройки первых пятилеток на
Севере»;
2) «Мой родной край и моя семья в годы
социалистической модернизации»;
3) «СЛОН».
Урок 2. Сталинская модернизация в истории нашего края. 30-е – 40-е г.г. ХХ века
Интегрированный урок: история ХХ в.и литература.
Методы: практический, анализ исторических событий, анализ художественного произведения.
Виды деятельности: работа в группах.
Технологии: элементы социологического исследования, информационные компетенции, ценностно-смысловые компетенции
Историческая ответственность каждого перед прошлым и будущим.
Наша область стала местом ссылки и спецпереселения многих народов: только в 1930 – 1931 г.г. сюда было вывезено 55 210 семей (около 230 тыс. человек) .В последующие годы выслано еще 217 689 человек.
Немцы – репатрианты строили Архбумкомбинат , Онежский гидролизный, Кодинский целлюлозный комбинаты, объекты в Плесецком районе.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года устанавливалось, что переселение их произведено навечно, без права возврата к прежнему месту жительства.
С 1920 по 1939 год через Соловецкий лагерь особого назначения и связанные с ним карельские лагеря прошли без малого миллион человек. Лишь избранным посчастливилось вернуться, и почти все из спасшихся не смогли удержаться от воспоминаний. Видимо тяжела для памяти эта ноша.
«Народ – жертва зла, но он же и опора зла» (Ф.Абрамов)
Милосердие выше покаяния.
В соответствии с Законом Российской Федерации « О реабилитации жертв политических репрессий» лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и реабилитированным в установленном порядке, выплачивается денежная компенсация . ( преамбула в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.1994 № 847).
Задачи:
- сформировать представление о масштабах репрессий в СССР в 30-е – 40-е г.г.;
- уяснить специфику использования подневольного труда заключенных в нашем крае в период индустриализации и коллективизации;
- способствовать развитию у учащихся аналитического мышления.
План урока.
1. Вступительное слово учителя. (Приложение
2, слайд 1)
2. Наш край в годы коллективизации и
индустриализации (СЛОН, Ягринлаг, спецпоселения).
3. Формирование человека в тоталитарном
обществе в повести писателя- земляка Ф.Абрамова
«Поездка в прошлое».
Основные понятия: политические репрессии, НКВД, СЛОН, трудармия, спецпереселенцы, Архбум, Беломорканал, Молотовск, лесозаготовки (Приложение 2, слайды 1, 2 )
Оборудование: презентация, карта Архангельской области, выставка книг.
Учитель делит класс на группы, согласно подготовленному домашнему заданию:
1) краеведы
2) исследователи
3) аналитики
4) литературоведы.
Каждая группа обобщает результаты работы, опираясь на печатные тексты домашнего задания. Подготовительный этап продолжается 15 минут. Перед выступлением представителей групп, учащиеся выбирают эпиграф к уроку (Приложение 2, слайд 3), обосновывают заставку к теме эпиграфа (Приложение 2, слайд 4).
Далее выступают представители групп:
1) краеведы – краеведческий материал (Приложение 2, слайд 6 );
2) исследователи – воспоминания очевидцев тех
лет или их родственников (Приложение
2, слайд 7);
3) аналитики – дают оценку историческим событиям
на Севере в 30-е-40-е г.г. с позитивной и
негативной точки зрения (Приложение
2, слайды 5, 3);
4) литературоведы – делают краткий анализ
произведения Ф. Абрамова , стараясь ярко (путем
цитирования) показать на примере главного героя
формирование советского человека советского
строя (Приложение 2,
слайд 8).
После выступлений предлагается обобщить исторический материал, проверив правильность выбора эпиграфа к уроку.
Домашнее задание : написать эссе «Как изученная тема соотносится с нашими днями».