Образование по своей сущности - процесс. Процесс движения от целей к результату, процесс общения учителей, учащихся и родителей. Общение учителя с учеником имеет самые разнообразные функции. Исследователи называют информативную, нормативную, познавательную функции, коммуникативную, регулятивную, воспитательную.
Информативная функция заключается в отборе и передаче той информации, которая необходима. Информативное общение осуществляется главным образом посредством речи учителя.
Нормативная функция общения состоит в освоении школьниками норм морали через знания нравственных основ поведения, примеры соответствующих действий и регулирование способов взаимодействия и взаимоотношений.
Познавательная функция общения заключается в направленности познавательной активности школьников, в вооружении учащихся приемами и средствами аргументации, доказательствами, с помощью, которых происходит понимание мыслей и идей друг друга, в координации тех знаний, которые школьники получают в общении с товарищами и из других источников.
Коммуникативная функция общения предполагает установление связей и взаимодействия школьников в группах, первичных коллективах, разного рода объединениях (кружках, клубах, секциях …), установление контактов между коллективами детей и взрослых.
Регулятивная функция общения состоит в установлении различных форм и средств контроля, в выборе способов поощрения и порицания.
Воспитательная функция общения заключается в передаче способов сотрудничества и взаимодействия, в выработке умения общаться.
Экология человеческого общения, экология слова все чаще употребляются в педагогической литературе. Почему? Слово – оружие, которое может нанести рану. Весомость и емкость слова запечатлены народной мудростью в пословицах, поговорках, притчах.
Напомним притчу о мудром Эзопе, древнегреческом баснописце.
Однажды на пир к богатому и знатному купцу пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину:
Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть принесет нам самое прекрасное, что есть на свете.
Хозяин велел позвать Эзопа.
-Ты слышишь, Эзоп? Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете.
Раб уходит и возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, а там лежит язык
Эзоп, ты же принес язык!
А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово « свобода».
Через некоторое время кто-то подсказал хозяину:
- Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете.
Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык. Удивлению гостей нет предела.
Эзоп, ты же опять принес язык!
А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «раб».
С этой умной притчей перекликается высказывание И. Эренбурга «Я знаю силу слова, я говорю это с гордостью и горечью. Слово может помочь человеку стать героем, призвать его к благородным поступкам, разжечь в сердце любовь, и слово может принизить человека, одурманить его, заглушить совесть, толкнуть на низкие дела».
В новых условиях перед учителем математики встают задачи научить своих воспитанников слушать урок, лекцию, доклад, ответы учащихся. Слушание- процесс, требующий определенных навыков, так как слушая, мы делим с говорящим ответственность за общение.
В процессе слушания важны два вопроса:
- как мы слушаем.
- почему мы не слушаем.
Чтобы понять, насколько хорошо или насколько плохо вы слушаете, попробуйте ответить на следующие вопросы:
Легко ли я отвлекаюсь?
- Не делаю ли я вид, что слушаю? Может быть, я слушаю просто из вежливости?
- Часто ли я перебиваю собеседника?
- Как я слушаю, если слушать совсем неинтересно?
- Как отношусь к ошибкам в поведении собеседника?
- Не делаю ли поспешных выводов?
- Может, я не слушаю, а обдумываю свой ответ?
- Как вы вели себя? Удивляет ли это вас?
Слушание – активный процесс, требующий внимания к тому, о чем идет речь. Поэтому оно требует постоянных усилий и сосредоточенности на предмете беседы.
Мы (ученик, учитель) не слушаем другого человека потому, что иногда поглощены сами собой, своими переживаниями, заботами, проблемами. Мы не слушаем просто потому, что не хотим.
В отдельные моменты каждый может отвлекаться от разговора. Едва ли вы будете слушать внимательно в момент возбуждения или когда у вас уже сложилось определенное мнение по данному вопросу. Кроме того, в состоянии волнения или неуверенности может возникнуть боязнь услышать то, о чем вы меньше всего хотели бы узнать.
В результате многолетней практики психологи пришли к выводу, что одной из главных причин неэффективного слушания является «наша склонность к суждениям, оценкам, одобрению и неодобрению заявлению других». Мы склонны судить все и вся, что видим или слышим, в основном потому, что это касается нас лично. Уметь слушать, в отличие от слышать, приобретается путем тренировки.
Объяснение нового материала на уроках обычно строится в расчете на предполагаемое усвоение предыдущей темы. Но иной ученик, по разного рода причинам, пропустил урок или объяснение отдельных параграфов по математике не усвоил, тогда он приходит к выводу, что у него «нет памяти, он не способен логически мыслить, и сводит на нет занятия данным предметом».
На уроках возникают иногда такие казусы:
1.Учитель: В каком веке жил Евклид?
Ученик: Не помню, я в это время болел.
2. На доске написано 2 : 2
Учитель: Каков результат?
Ученик: Ничья.
3. Учитель: Если к одиннадцати лошадям еще прибавить шесть, то сколько будет?
Ученик: Табун!
4. На уроке геометрии. Учитель: Какой треугольник называется прямоугольным?
Ученик: У которого все углы прямые
Учитель: Как называются прямые линии, которые не пересекаются?
Ученик: Меридианы
Урок математики для некоторых учащихся кажется трудным и скучным. От них можно услышать ответы: «Я из синусов и косинусов борщ варить не буду». Такой ученик свыкается с положением середнячка «Куда мне лезть, я не могу». Но бывают и ситуации, когда способный ученик начинает заболевать «звездной болезнью». Тогда стоит сбить спесь с него, так как он настроен эгоистически. Учитель должен создать здоровую коллективную работу в классе.
Как бы ни был инертен учащийся, всегда найдется такой материал на уроках математики, что он сначала привлечет внимание, а затем вызовет интерес. В это время учитель и дает ему возможность расширить круг своих знаний. Объяснение нового материала должно проводиться научно, доступно, грамотно. Учителю приходится постоянно обращать внимание на свою речь и совершенствовать ее. Речь учителя должна быть не только грамматически и литературно правильной, насыщенной идейным содержанием, но и эмоциональной, чтобы владеть вниманием учащихся, направлять их сознание к движению определенной цели. Четкая мысль и речь доступнее для восприятия, чем расплывчатая, неправильная. Она должна быть не слишком медленной, так как при таком изложении теряется нить изложения, может ослабнуть интерес
Речь не должна быть быстрой, так как за ней трудно уследить. В математике же достаточно потерять в одном месте нить рассуждения, чтобы все дальнейшее стало неясным Учитель должен обращать внимание на то, как отвечает ученик: на содержание ответа и форму ответа.
Учитель не может проявлять безразличие к форме ответа, так как на уроках физики и математике школьник должен привыкать к краткой, четкой, логической речи. Нужно приучать к тому, что в обычной речи следует избегать пустой болтовни, засоренной лишними словами и фразами, которые лишены смысловой и эмоциональной нагрузки.
Учительская речь не может быть бесцветной, навевающей скуку. Она должна быть выразительной, рисовать яркие образы. Так, например, что бы учащиеся усвоили тот или иной учебный материал можно привлекать игровые моменты. При изучении темы «Решение уравнений» ученики забывают изменить знак на противоположный при переносе членов из одной части в другую, однако они точно знают, что при поездке за границу нужно поменять паспорт. Данный пример позволяет избежать ошибки при решении.
Ученики пятых классов путают написание знаков неравенства: больше или меньше, например 7>3, 10<11. Фразы: “Ротик неравенства открыт к тому числу, которое больше” или число 7 говорит: “Я больше, чем ты 3” и показывает руками, дают возможность запомнить правильность написания знака. Часто ученики путают штриховку промежутка на числовой прямой. Например: Х>3, однако, фраза: “Носик неравенства показывает, с какой стороны штриховать” снимает проблему ошибки.
В старших классах ученики путаются при смене названия функции в формулах приведения, но, зная “лошадиное правило” они отвечают верно. Суть “лошадиного правила” заключается в следующем: по легенде рассеянный математик спрашивал у умной лошади: “Менять?” или “Не менять?”, а лошадь ему отвечала, качая головой. Если кивала вдоль оси “Y” – то менять, если вдоль оси “X” – то не менять. Таких примеров у каждого учителя много.
Каждый учитель работает с терминами по предмету, проводит диктанты. Игровой момент заключается в том, что если эти термины поместить в кроссворд, то это способствует наилучшему запоминанию этих терминов. (Рисунок 1 и Рисунок 2)
Рисунок 1.
Рисунок 2.
На уроках следует обращать внимание на правильное ударение в слове. Элементом речевой культуры является правильное произношение слов. Например:
- , не
- число, не число ( обед)
- Ось
Такие слова лучше оформить на стенде в кабинете, что бы ученики постоянно видели это. (Рисунок 3)
Рисунок 3.
В учебниках математике пятых и шестых классов есть рубрика “Глаголь”. В этой рубрике говориться: “По тому, как человек говорит, можно судить о его культуре и интеллекте, об умении думать. Поэтому учитесь говорить правильно, в этом вам помогут примеры и пояснения, данные в этой рубрике”.
Рисунок 4.
Учитель должен научить учеников готовить для урока сообщение, доклад, так как ученик приобретает умение пользоваться живым человеческим словом как орудием общения с аудиторией. При подготовки доклада ученик обращается к книге, учебник только тогда становиться советчиком и учителем, когда учащийся с охотой берет его в руки, ”разговаривает“ с ним. Чтобы научить говорить учащихся, на уроке проводиться зачеты по темам. Например: в пятых классах дается план, по которому ученики строят свой ответ. (Рисунок 5)
Рисунок 5.
В старших классах ученики уже сами строят план ответа.(Рисунок 6). Математика дает возможности для воспитания привычки к отчетливому мышлению и четкой, логически совершенной речи. Чтобы успешно ответить на вопрос учителя, провести доказательства теоремы или самостоятельно решить задачу, нужно самостоятельно размышлять. Ученик, не разобравшись в идеи доказательства, допустит ошибку, которая покажет, что он вызубрил этот материал. Зубрешка без вдохновения отнимает массу времени. Работа собственной мысли ученика требует меньше времени, освобождая время для понимания материала, для развития творческих способностей.
Рисунок 6.
Учитель на уроке должен следить за выражением своего лица также как за речью и поступками. В беседе лицо не должно быть каменным и скучающим. Лучшее выражение лицо придает естественность, простота, открытость, прямота взгляда и улыбка.
Вспомните, как обычно вы встаете утром: может с нежеланием, разозлившись на весь мир, с плохим настроением. А представьте, что вы улыбнулись и все оказывается не так уж и плохо: начался новый день, предстоит общение с друзьями, новые впечатления. Конечно, улыбаться можно по разному: можно искренне и открыто, а можно притворно и наигранно. Но фальшивая улыбка только отталкивает, так что лучше уж следовать внутренним позывам.
Человек с улыбкой на лице преображается, кажется привлекательным и доброжелательным.
Улыбка важна не только для самого человека, но и для окружающих. Представьте, какую ни будь не очень приятную ситуацию … и вдруг … просто улыбающийся человек.
Ты начинаешь задумываться, а ведь он в тех же условиях, ему тоже не просто, а он улыбается, значит уже не все так уж плохо. Как говориться “улыбка не чего не стоит, но многое дает”. (Рисунок 7, Рисунок 8)
Рисунок 7. Беляевская Антонина Алексеевна учитель математике.
Рисунок 8. Лучшие оформители газет.
Язык не только чуткий показатель интеллектуального, нравственного развития человека, его общей культуры, но и лучший воспитатель. Четкое выражение своей мысли, точный подбор слов, богатство речи формируют мышление человека, его профессиональные навыки. Учитель является примером для своих учеников не только во время урока, но и в то время, если он его видит на сцене. (Рисунок 9, Рисунок 10)
Рисунок 9.
Рисунок 10.
Во внеклассной работе каждый ученик может найти приложение своим силам и показать культуру общения и речи. Внеклассная работа по предмету содействует развитию способностей, устойчивый интерес к ней поддерживается тем, что она проводиться систематически. Ежегодно в ноябре месяце проводиться декада точных наук. В эти дни школьники вместе думают, переживают сходные состояния, заражают друг друга своим настроением, творчеством, сопереживанием, учатся правильно говорить и спорить. (Рисунок 11)
Рисунок 11.
Учиться хорошей, спокойной, грамотной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Это трудно, но это надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием среды: грубости в языке, матершине.
Бравирование грубостью в языке свидетельствует о психологической не защищенности человека, его слабости, а во все не о силе. Говорящий стремиться грубой шуткой, резким выражением подавить в себе чувство страха, боязни, опасения.
Культура речи лучше всего проявляется в дискуссии, в споре. В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, вежливость, умение уважать людей и самоуважение. В споре ни когда не следует прибегать к не дозволенным приемам. Необходимо придерживаться следующих правил:
- Возражать, но не обвинять.
- Не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника (“Вы так говорите, потому что вы сам такой”).
- Не отклоняться в сторону от темы спора, спор нужно уметь доводить до конца, то есть до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.
В процессе общения важную роль играют жесты, поза говорящего. Во время разговора люди иногда кивают головой. Кивки головой действуют на говорящего одобряюще, потому говорящие обычно обращают свою речь к тем, кто постоянно кивает. Однако быстрый наклон и поворот головы в сторону, часто указывают на то, что слушающий хочет высказаться. Обычно и говорящим и слушающим легко беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица.
Активная жестикуляция отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование может быть выражением беспокойства и не уверенности. Специалисты–психологи по жестам определяют основные черты характера человека. Наблюдая за жестами собеседника, можно установить, на сколько этот человек выдержан, спокоен, эмоционален, воспитан.
Интонация и тембр голоса так же важные компоненты общения. Тон голоса – особо ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Легко распознаются гнев и печаль. Нервозность и ревность относятся к тем чувствам, которые распознаются труднее.
Сила и высота голоса полезные сигналы для расшифровки сообщения говорящего. Высоким голосом обычно передаются радость, энтузиазм, недоверие. Гнев и страх то же выражают высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как печаль, горе, усталость передаются мягким приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается удивить нас. Обычно речевые недостатки более выражены в состоянии волнения или когда собеседник пытается нас обмануть.
Важно также понимать значение вздохов, нервного кашля, фырканья. Этот ряд бесконечен. Ведь звуки могут означать больше чем слова. Это также верно для языка жестов.
В общении важную роль играет тон, в котором отражаются все эмоциональные оттенки. По тону можно судить о настроении человека, тон отражает характер говорящего. Тон в разговоре равнозначен жестам и позе. В зависимости от того, каким тоном произнесено слово во многом воспринимается его значение.
Все это мы можем наблюдать на уроке во время устных ответов учащихся.