Использование дидактических и ассоциативных игр в развитии познавательных процессов и мыслительной активности дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


На протяжении ряда лет я уделяю большое внимание использованию дидактических игр в работе с детьми. Ведь известно, что игра – основной вид деятельности дошкольников, который не только создаёт эмоциональное настроение, но ещё и развивает интеллектуальные способности [1], [2], [5], [14], [15].

До 2004 года тема моей работы называлась «Использование дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста». И, включая дидактические игры в разные виды деятельности, я заметила, что дети действительно легко осваивают учебный материал: играя, учатся. Сравнение результатов педагогической диагностики лишний раз доказывало, что дидактическая игра действительно развивает и сенсорные способности, и познавательные психические процессы, в том числе, и речь детей.

Поэтому с 2004 по 2006 года я более углублённо продолжила работу по использованию дидактических игр в совместной деятельности с детьми, и в 2006 году мною на РМО воспитателей детских садов был обобщен опыт по теме «Использование дидактических игр в развитии психических процессов у детей дошкольного возраста», который был одобрен коллегами. Результаты работы действительно показали: у детей стало лучше развито восприятие, внимание, память, причём, произвольная; активизировалась мыслительная деятельность (дети могли легко рассуждать на разные темы, высказывать своё мнение, делать выводы). Уже в старшей группе научились легко устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить. Развитие творческого воображения проявилось в том, что дети стали меньше испытывать затруднений в составлении рассказов, сказок, необычных историй, в создании образов на рисовании, лепке, работе с природным и бросовым материалом.

Необходимость подведения итогов возникла в 2007-2008 учебном году, когда мои воспитанники готовились к обучению в школе (подготовительная группа). Изучая содержания дидактических игр, я обратила внимание на часто встречаемое слово ассоциации. И, обратившись к словарю и научно-методической литературе, узнала, что слово «ассоциация» имеет несколько определений: «объединение лиц или учреждений одного рода деятельности», «связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое (по сходству, по смежности)», «соединение каких-нибудь единиц, элементов (молекул, звёзд, растений)», «ассоциировать,… установить… ассоциацию между чем-нибудь», «ассоциироваться…соединиться…в представлении по ассоциации» [11], [13].

У меня невольно возник интерес к теме ассоциаций. И, наблюдения за тем, как дети занимаются, играют, общаются друг с другом и с взрослыми, позволили мне отметить, что у моих воспитанников уже в некоторой степени было развито умение сравнивать, анализировать, систематизировать и абстрагировать. Так я решила продолжить свою деятельность по развитию именно этих мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, систематизация, абстрагирование и др.). И углублённую работу направила на ассоциативные игры, как средство развития мыслительной активности дошкольников.

Что же такое «ассоциативная игра»? Это игра, способствующая развитию всех психических процессов и мыслительных операций, что особенно важно в старшем дошкольном возрасте. В процессе анализа происходит разложение информации на отдельные элементы, а затем из этих «кирпичиков» синтезируется новый образ. В ходе воссоздающего воображения этот новый образ будет соответствовать реальному аналогу. Ассоциативное мышление способствует развитию творческого воображения [5], [6], [7], [9], [10], [13].

Поэтому в работе по данной теме мною использовались различные виды игр, но особое место принадлежало настольно-печатным и словесным. Кроме того, я и сама начала их разрабатывать. Если в начале 2007 года в ассоциативные игры я играла совместно с детьми, то уже во второй половине учебного года и до выпуска в школу ребята стали играть самостоятельно. Причём, сами выбирали игры и играли, объединившись в подгруппы, пары, индивидуально. Правила ассоциативных игр требовали от ребят проявления умений думать, рассуждать, отстаивать свое мнение, иногда даже вести спор. Дети научились легко ориентироваться в прошлом, настоящем, будущем времени, стали считаться с мнением другого человека, высказывать собственные суждения, доказывая их значимость.

Итак, к выпуску детей в школу (2008г.) итоги диагностики уровня знаний и умений дошкольников показали положительные результаты в развитии мыслительных операций: в умении анализировать (78%), синтезировать (67%), сравнивать 94% (Таблица 1). И это только за полтора года с того момента, когда я начала работу по теме ассоциаций.

Таблица № 1. Уровень развития мыслительных операций

Мыслительная активность

Сентябрь 2007г.

Май 2008 г.

1

Умение анализировать

22 %

78 %

2

Умение синтезировать

15 %

67 %

3

Умение сравнивать

34 %

94 %

А если учесть, что на начало посещения младшей группы детского сада (2004 - 2005 учебный год) у детей был отмечен низкий показатель (24%) развития познавательных психических процессов, то высокий показатель (100%) развитости познавательной сферы выпускников группы также оказался существенным и значительным (Таблица 2).

Таблица № 2. Уровень развития психических процессов

Познавательные психические процессы

2004г.

2008г.

1

Ощущение и восприятие

33 %

100 %

2

Внимание

30 %

100 %

3

Память

20 %

100 %

4

Мышление

21 %

100 %

5

Воображение

18 %

100 %

Таким образом, я сделала вывод, что с помощью дидактических и ассоциативных игр можно достигнуть высоких результатов в развитии познавательных процессов, мыслительной активности детей, а также, на достаточно высоком уровне (85%) подготовить дошкольников к школьному обучению, сформировать у них высокий показатель (98%) мотивационной готовности, повлиять на изменения в личностной сфере (только у 2% детей группы заниженная самооценка, у 3% - высокий уровень тревожности).

С июня 2008 года я вновь начала работу с детьми младшего возраста. И первоначальная диагностика показала, что уровень развития познавательной сферы малышей составляет всего 26% (ощущение и восприятие – 29%, внимание – 25%, память – 24%, мышление – 25%, воображение – 25%). Так, опираясь на положительные результаты моего предшествующего опыта (выпускник 2008г.) по использованию ассоциативных и дидактических игр, я поняла, что с новым набором детей необходимо продолжать работу над методической темой «Ассоциативные игры, как средство развития мыслительной активности дошкольников». Кроме того, актуальность темы определилась и рядом существенных причин, среди которых наиболее значимы следующие:

  • дошкольник сегодня не просто мало играет или не играет совсем - он не умеют играть так, как играли его сверстники всего даже 5 - 10 лет назад;
  • гиперактивность современных детей, их неумение сотрудничать с другими людьми (ровесниками, взрослыми), когда игра должна происходить только по правилам самого ребёнка – все это приводит к низкому уровню развития произвольно - волевой сферы дошкольников;
  • «неиграние» взрослых с малышами дома, игнорирование многими родителями важности игры как деятельности, присущей дошкольному возрасту, приводит к проблемам взаимодействия с семьей, и т.п.

Поэтому система моей работы с детьми построена на основе психолого - педагогических знаний и одним из условий ее реализации выступает ведущий вид детской деятельности – игра. В частности, игра дидактическая, способствующая развитию психических процессов, и ассоциативная, развивающая мыслительную активность дошкольников. Опираясь на практический материал из опыта работы педагогов и психологов (Т.В. Башаева, А.А. Венгер, А.Ю. Субботина и др.), мною был подобран комплекс дидактических игр, способствующий проведению подгрупповых и фронтальных игр-занятий с детьми дошкольного возраста на развитие познавательной сферы и мыслительной активности [2], [3], [5], [12], [14], [15], [16], [17].

Именно дидактические и ассоциативные игры позволяют мне сделать процесс обучения более ярким, занимательным, так как та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной деятельности для детей. Только игра создает непринужденную обстановку, дает возможность детям вести себя естественно, при этом приобретая новые знания (Приложение 1).

В совместных играх с ребятами стараюсь быть равноправным партнером, незаметно направляя ход игры. Такое участие позволяет мне не только выяснить знания детей, но и хорошо изучить индивидуальные особенности каждого ребенка, так как в игре проявляются черты характера каждого участника, как положительные (настойчивость, целеустремленность, честность), так и отрицательные (упрямство, эгоизм, хвастливость). Я отмечаю для себя малоактивных, замкнутых ребят, не стремящихся участвовать в какой-либо деятельности, даже вместе со сверстниками, и чаще наблюдающих со стороны. Таких ребят стараюсь привлечь к игре, давая им наиболее легкие вопросы и задания, подбадривая, поощряя за правильный ответ. В результате - у малыша появляется уверенность в собственных силах.

Успешность проведения дидактической игры во многом зависит от того, как взрослый руководит ею, и эта роль может меняться в зависимости от возраста детей и сложности игры. Так, если в играх малышей я стараюсь быть равноправным партнером (участником), по ходу игры объясняющим ее правила, и своими действиями, сопровождаемыми словами, показываю детям правильность выполнения заданий, то моя роль в руководстве игрой детей среднего возраста меняется: чаще поручаю роль ведущего детям, правила игры объясняю до ее начала. Иногда при первом проведении игры беру на себя роль «контролера», чтобы увидеть тех ребят, кто имеет проблемы. Подводя итоги игры, акцентирую внимание дошкольников на достижении успеха каждого, если даже он был у кого-то и незначительным. Например, у одного отмечаю быстроту решения задания, у другого – старательность, настойчивость, у третьего – желание играть вместе с товарищем, умение договариваться.

В старшей группе вместе с детьми участвую в игре, чтобы выяснить насколько ее правила усвоены. Затем предлагаю поиграть самостоятельно, при этом, наблюдая за ходом игры с позиции «стороннего наблюдателя», могу выступить в качестве «арбитра», если вижу, что возникает конфликтная ситуация. В играх 6-7-летних детей роль ведущего чаще всего поручается кому-либо из участвующих, так как ребята уже более самостоятельны и в выборе игр, и при организации самой игровой деятельности, и подборе партнеров. По необходимости, во время самостоятельной игровой деятельности детей, выступаю в роли «советчика», «справедливого судьи».

Моя многолетняя практическая работа в детском саду позволяет отметить, что у многих родителей возникают трудности в развитии своих малышей, поэтому они часто обращаются за советом. Действительно, работа по развитию познавательных процессов и мыслительной активности детей дошкольного возраста будет малоэффективна, если не найдет поддержки в семье, если родители не станут активными помощниками, заинтересованными в успехах своего ребенка.

Поэтому, планируя работу с родителями по использованию игр в развитии дошкольников, использую следующие формы взаимодействия с семьей: собрания, консультации, индивидуальные беседы, где рассказываю родителям о том, что именно дидактические и ассоциативные игры помогают в решении многих вопросов, о важности равноправного участия взрослых в игре с детьми. Через рекомендации, листки-памятки предлагаю поиграть дома мамам и папам вместе с ребенком в новую игру.

Родительские собрания стараюсь проводить в нетрадиционной форме, например: практикумы («Играем вместе» и т.п.) и семинары - практикумы, где родители совместно с детьми участвуют в играх, или взрослые знакомятся с конкретными играми, правилами, действиями, записывают ход, материал, используемый для той или иной игры, или мамы и папы учатся изготавливать настольно-печатные игры, или вместе с детьми обучаются игре на совместном занятии. Данные формы взаимодействия при активном участии семьи убеждает родителей в том, что именно игра помогает в решении задач познавательно-речевого развития, становления личности ребенка и т.д. (Приложение 2).

Выделю еще один немаловажный момент: родители моих воспитанников ежегодно активно помогают в создании предметно-развивающей среды группы (участвуем в смотрах-конкурсах среди групп ДОУ), приобретении настольных игр (игры выбирают в соответствии с постепенным усложнением и возрастом детей).

Таким образом, опыт моей работы позволяет мне сделать следующий вывод, что развитие мыслительной активности ребенка и его познавательных процессов - занятие трудоемкое, но увлекательное и результативное. Причем, требующее от воспитателя заинтересованного участия в игровой деятельности детей, и необходимости сотрудничества с семьей, ведь мы готовим детей к школьному обучению. И эта подготовка должна носить планомерный, качественный характер, затрагивая все сферы: психологическую, интеллектуальную, личностную, мотивационную.

Литература:

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.
  3. Венгер Л.А., Венгер Н.Б., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988.
  4. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. - М.: Знание,1994.
  5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // - Вопросы психологии. - №6. – 1966.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Детская практическая психология / Под ред.Т.Д.Марцинковской. – М.: Гардарики, 2004.
  8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001.
  9. Немов Р.С. Психология. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  10. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого–педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  11. Подласый И.П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  12. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. – М.,1977.
  13. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.
  14. Радина Е.И. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М., 1970.
  15. Сорокина А.И., Батурина Е.Г. Дидактические игры с правилами в детском саду. – М.: Просвещение, 1970.
  16. Субботина Л.Ю. Роль воображения в жизни ребенка. – М., 1986.
  17. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ Под ред. Л.Ю.Субботиной. – Ярославль: Академия развития, 2001.