Цель: приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.
Задачи:
Обучающие:
- углубить знания лексике, по фонетике, орфографии, словообразовании,
- знакомство с новым разделом – морфология.
Развивающая:
- развитие способностей к исследовательскому типу мышления.
Воспитывающие:
- воспитывать чувственное отношение к окружающему миру,
- учить видеть прекрасное в обычных предметах, явлениях, выражать свои чувства.
Оборудование:
- компьютер,
- презентация к уроку,
- листочки в линейку для изготовления книжки-малышки.
Наглядность на доске:
- плакаты с пословицами,
- схемы состава слова, транскрипция.
Примечания:
*Подчеркнутые слова записываются в исследовательский дневничок.
** (В скобках даны примерные ответы детей)
Ход занятия
1. Чтение темы и эпиграфа к уроку с компьютера:
«Слова, дружище, это – как листья на дереве, и,
чтобы понять, почему лист таков, а не иной,
нужно знать, как растёт дерево!..»
М.Горький [Презентация, 1-й слайд]
Хотите ли вы прикоснуться к науке, быть исследователями?
Тема нашего исследования – слово.
Но слово это не простое, а очень важное.
2. Разгадайте ребус.
[Презентация, 2-й слайд – 1 клик]
[После отгадывания 1 клик мышкой: на экране появляется слово ДОБРОТА]
- Что вы можете сказать об этом слове?
3. – Это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен. Мы посмотрим на него с разных сторон науки о русском языке.
Что такое доброта?
Ну, конечно, слово!
А исследовать его
Вы со мной готовы?
Сегодня мы побываем с этим словом в гостях у пяти родственников русского языка. Вспомните, какие разделы русского языка мы уже изучали? [Презентация, 3-й слайд – после названия каждого раздела делать клик мышкой.]
- ФОНЕТИКА
- ОРФОГРАФИЯ
- СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
- ЛЕКСИКА
- МОРФОЛОГИЯ (объяснит учитель)
Эти разделы помогут нам исследовать слово «доброта».
Результаты нашего исследования мы будем записывать в дневник исследователя, который лежит перед вами.
ЛЕКСИКА
4. Что изучает «Лексика»?
(Это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.)
Работа с толковыми словарями в группах.
- Известно, что каждое слово имеет значение. Какое значение имеет слово «доброта»?
Хочешь слово ты понять?
Надо книгу в руки взять.
Доброта царит везде!
Поищи-ка в словаре!
- Какой словарь поможет нам, чтобы определить значение этого слова? (Толковый)
Дети ищут значение слова «доброта» в словарях В.И.Даля, С.И.Ожегова, Д.Н.Ушакова и словаре устаревших слов Р.П.Рогожниковой и дают ответы.
На доске появляются выписки из словарей: [Презентация, 4-й слайд после каждого определения делать клик мышкой.]
- Всё положительное, хорошее, полезное.
- Отзывчивость, душевное отношение, стремление сделать добро.
- Доброта – (устар. Ценность, качество товара.)
- Сколько значений у слова доброта?
- Как называются слова, у которых несколько значений? (Это слово многозначное).
5. - Давайте поразмышляем о характере слова. Какие чувства, вызывает у вас оно? (Добрые, светлые, солнечные, радостные, приятные…)
- Подберите слова-синонимы: (ласка, нежность…)
- Подберите слова-антонимы: (злость, гнев, ярость…)
Предлагаю выполнить следующие задания по группам. Даны словосочетания со словом «Доброта», дети должны подобрать синонимы и антонимы к слову «добрый».
1-я группа:
1) - Добрый человек (добродушный, добросердечный, гуманный человек; злой человек)
- Добрый совет (хороший, отличный, превосходный совет; плохой, никудышный, глупый совет)
- Добрые дела (полезные дела; ужасные, страшные дела, скверные дела)
2-я группа:
2) – Добрые знакомые (лучшие, близкие, дорогие знакомые; нехорошие знакомые)
- Добрый конь (верный конь; неважный конь)
- Добрая душа (щедрая, отзывчивая; жадная душа)
ФОНЕТИКА
6. - Итак, отправляемся в гости к фонетике. Что изучает этот раздел русского языка? (Фонетика – наука, которая изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.)
- Что помогает нам записать звуки? (Транскрипция.)
А теперь послушай звук.
Составь транскрипцию, мой друг.
- Составьте транскрипцию слова «Доброта». Запишите её в дневник исследователя.
- Давайте проверим, правильно ли вы записали транскрипцию.
Проверяется с доски:
- [доброта]
- [дабрата]
- [добрата]
- Уберите лишние транскрипции.
- Так слово звучит.
ОРФОГРАФИЯ
7. – Всегда ли звучание и написание совпадают?
- Значит, в какой раздел мы отправимся дальше? (Орфография)
- Что такое орфография? (Орфография изучает правила написания слов).
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово? (Нужно определить, в какой части слова находится орфограмма).
- Посмотрите, как тесно связаны между собой разделы русского языка.
- Устно разобрать по составу слово «доброта», чтобы определить, в какой части слова находится опасное место в слове.
Есть «опасные» места?
Как проверить их тогда?
- Какая орфограмма в слове «доброта»? (Безударная гласная в корне, безударная гласная в суффиксе).
- Как проверить их написание? (Правило)
- Запишите слово c проверочным в тетрадь. (Добрый-доброта)
- Написание суффикса тоже можно проверить: подобрать слова с таким же ударным суффиксом: икота, зевота. Значит, пишется суффикс от
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
8. – Что изучает словообразование? (Словообразование – это наука о языке, которая изучает процесс образования новых слов)
- Подберите однокоренные слова. (Предложенные детьми слова появляются на экране, учитель дополняет другие слова) [5 слайд]
Добрый | Добрососедство | ||
Добренький | Предобрый | ||
Добряк | Доброкачественный | ||
Раздобреть | Добро | ||
Добродушный | Добрейший | ||
Доброжелательный | Задобрить | ||
Добросовестный | Одобрение | ||
Добропорядочный | Добросердечный | ||
Доброхот | Предобрый |
Слово, знаешь не одно.
Родни много у него.
Чтобы слово составлять,
Нам морфемы надо знать.
- Какие части слова вы знаете?
- С помощью чего образовались новые слова? (Приставка, суффикс).
- Какие из данных слов подходят к схемам:
Записать в дневник те слова, которые подходят к 1 и 2 схемам.
9. Физкультминутка (Кинезиологические упражнения)
«Уши» (мочки ушей, ушные раковины массируются) – энергизация мозга.
«Колечко» (поочерёдно соединять с большим пальцем рук каждый палец от указательного к мизинцу и обратно). – межполушарное взаимодействие.
«Глазки» (слежение глазами за движением руки ведущего: бабочка, знак бесконечности. Через определённое время – движение глаз должно быть при закрытых веках.)
МОРФОЛОГИЯ
10. – А теперь отправляемся в раздел «Морфология» – это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов.
- Какой частью речи является слово «Доброта»? Записать сокращенно в дневничок: сущ.
- Что мы можем сказать о существительном? (Это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что? И обозначает предмет, чувства или явления природы.)
- Это имя собственное? (Нарицательное)
- Одушевлённое или неодушевлённое?
- Род?
- Число? ( Не бывает во множественном числе, только в единственном).
[Работа по слайду 5]
- Назовите другие имена существительные.
- Назовите имена прилагательные.
- Глаголы.
11. В начале урока мы говорили о том, что слово доброта является исконно русским словом. Доброжелательность всегда ценилась в русском народе, что отразилось в пословицах, поговорках и фразеологизмах. Много их в приветствиях, пожеланиях при встрече или расставании. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость. Вспомним некоторые из них, поиграв в игру «Закончи пословицу»
Поиграем с пословицами.
Условия игры: на доске записаны пословицы в два столбика. В первом – начало пословиц, а во втором – конец. Но во втором строчки перепутаны. Соединить начало пословицы с концом.
Не одежда красит человека, | а добрый от радости. | ||
Злой плачет от зависти, | а хвались добром. | ||
Добрые слова | а его добрые дела. | ||
Не хвались серебром, | а ищи доброты. | ||
В ком добра нет, | дороже богатства. | ||
Не ищи красоты, | в том и правды мало. |
(Подчёркнутую пословицу дети записывают в исследовательский дневничок).
12. – А теперь откроем "Словарь русской фразеологии" и посмотрим, какие фразеологизмы употребляются в речи со словом добрый. Работа в парах. (Дети называют те фразеологизмы, которые нашли.)
– А также фразеологизмы, рожденные в последнее время:
- Дать добро – дать согласие, разрешение, одобрить.
- Получить добро – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.
13. - Как вы думаете, какие фразеологизмы спрятались в этих картинках? [6 слайд 1 клик после объяснения значения фразеологизма на каждой картинке]
Дети:
1. - В добрый путь! 1. Доброе пожелание тому, кто уезжает. 2. Доброе пожелание при начинании какого-либо дела.
2. – Добро пожаловать! – вежливое приветствие и гостеприимное приглашение (прийти, приехать, войти в дом и т.д.).
3. – Есть фразеологизмы, взятые из фольклора, как, например, добрый молодец. Молодец – молодой человек, который отличается храбростью, удалью. Добрый – обладающий положительными качествами, достойный уважения.
4. - В добрые руки.
14. - Подберите слова, рифмующиеся со словом «Доброта» (красота, чистота, теплота, высота, мечта, к людям врата, подарили мне кота, икота, охота, пустота, работа, темнота, сирота, чистота, высота, простота, духота, слепота, нагота, позолота, суббота, рота, скукота, живота, робота, вполоборота, дремота, чернота, проколота, кислота, бледнота, нота )
15. Творческая работа. Сочинить двустишие.
16. Итог урока.
Вот закончился урок,
Подведем его итог:
Что ты нового узнал?
Книжку ты себе создал?
- Мы сегодня рассмотрели с вами слово доброта с разных точек зрения. Напомните, в гостях, у каких разделов науки о языке мы сегодня побывали?
- Чему мы сегодня учились?
- Что нового узнали?
Выслушиваются ответы детей.
17. Дома попробуйте проделать такую же работу со словом «радость» и записать все свои исследования в дневник исследователей.