Индивидуально-групповое занятие по русскому языку во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель: приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

Задачи:

Обучающие:

  • углубить знания лексике, по фонетике, орфографии, словообразовании,
  • знакомство с новым разделом – морфология.

Развивающая:

  • развитие способностей к исследовательскому типу мышления.

Воспитывающие:

  • воспитывать чувственное отношение к окружающему миру,
  • учить видеть прекрасное в обычных предметах, явлениях, выражать свои чувства.

Оборудование:

  • компьютер,
  • презентация к уроку,
  • листочки в линейку для изготовления книжки-малышки.

Наглядность на доске:

  • плакаты с пословицами,
  • схемы состава слова, транскрипция.

Примечания:

*Подчеркнутые слова записываются в исследовательский дневничок.

** (В скобках даны примерные ответы детей)

Ход занятия

1. Чтение темы и эпиграфа к уроку с компьютера:

«Слова, дружище, это – как листья на дереве, и,
чтобы понять, почему лист таков, а не иной,
нужно знать, как растёт дерево!..»

М.Горький [Презентация, 1-й слайд]

Хотите ли вы прикоснуться к науке, быть исследователями?

Тема нашего исследования – слово.

Но слово это не простое, а очень важное.

2. Разгадайте ребус.

[Презентация, 2-й слайд – 1 клик]

[После отгадывания 1 клик мышкой: на экране появляется слово ДОБРОТА]

- Что вы можете сказать об этом слове?

3. – Это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен. Мы посмотрим на него с разных сторон науки о русском языке.

Что такое доброта?
Ну, конечно, слово!
А исследовать его
Вы со мной готовы?

Сегодня мы побываем с этим словом в гостях у пяти родственников русского языка. Вспомните, какие разделы русского языка мы уже изучали? [Презентация, 3-й слайд – после названия каждого раздела делать клик мышкой.]

  • ФОНЕТИКА
  • ОРФОГРАФИЯ
  • СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
  • ЛЕКСИКА
  • МОРФОЛОГИЯ (объяснит учитель)

Эти разделы помогут нам исследовать слово «доброта».

Результаты нашего исследования мы будем записывать в дневник исследователя, который лежит перед вами.

ЛЕКСИКА

4. Что изучает «Лексика»?

(Это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.)

Работа с толковыми словарями в группах.

- Известно, что каждое слово имеет значение. Какое значение имеет слово «доброта»?

Хочешь слово ты понять?
Надо книгу в руки взять.
Доброта царит везде!
Поищи-ка в словаре!

- Какой словарь поможет нам, чтобы определить значение этого слова? (Толковый)

Дети ищут значение слова «доброта» в словарях В.И.Даля, С.И.Ожегова, Д.Н.Ушакова и словаре устаревших слов Р.П.Рогожниковой и дают ответы.

На доске появляются выписки из словарей: [Презентация, 4-й слайд после каждого определения делать клик мышкой.]

  1. Всё положительное, хорошее, полезное.
  2. Отзывчивость, душевное отношение, стремление сделать добро.
  3. Доброта – (устар. Ценность, качество товара.)

- Сколько значений у слова доброта?

- Как называются слова, у которых несколько значений? (Это слово многозначное).

5. - Давайте поразмышляем о характере слова. Какие чувства, вызывает у вас оно? (Добрые, светлые, солнечные, радостные, приятные…)

- Подберите слова-синонимы: (ласка, нежность…)

- Подберите слова-антонимы: (злость, гнев, ярость…)

Предлагаю выполнить следующие задания по группам. Даны словосочетания со словом «Доброта», дети должны подобрать синонимы и антонимы к слову «добрый».

1-я группа:

1) - Добрый человек (добродушный, добросердечный, гуманный человек; злой человек)

- Добрый совет (хороший, отличный, превосходный совет; плохой, никудышный, глупый совет)

- Добрые дела (полезные дела; ужасные, страшные дела, скверные дела)

2-я группа:

2) – Добрые знакомые (лучшие, близкие, дорогие знакомые; нехорошие знакомые)

- Добрый конь (верный конь; неважный конь)

- Добрая душа (щедрая, отзывчивая; жадная душа)

ФОНЕТИКА

6. - Итак, отправляемся в гости к фонетике. Что изучает этот раздел русского языка? (Фонетика – наука, которая изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.)

- Что помогает нам записать звуки? (Транскрипция.)

А теперь послушай звук.
Составь транскрипцию, мой друг.

- Составьте транскрипцию слова «Доброта». Запишите её в дневник исследователя.

- Давайте проверим, правильно ли вы записали транскрипцию.

Проверяется с доски:

  • [доброта]
  • [дабрата]
  • [добрата]

- Уберите лишние транскрипции.

- Так слово звучит.

ОРФОГРАФИЯ

7. – Всегда ли звучание и написание совпадают?

- Значит, в какой раздел мы отправимся дальше? (Орфография)

- Что такое орфография? (Орфография изучает правила написания слов).

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово? (Нужно определить, в какой части слова находится орфограмма).

- Посмотрите, как тесно связаны между собой разделы русского языка.

- Устно разобрать по составу слово «доброта», чтобы определить, в какой части слова находится опасное место в слове.

Есть «опасные» места?
Как проверить их тогда?

- Какая орфограмма в слове «доброта»? (Безударная гласная в корне, безударная гласная в суффиксе).

- Как проверить их написание? (Правило)

- Запишите слово c проверочным в тетрадь. (Добрый-доброта)

- Написание суффикса тоже можно проверить: подобрать слова с таким же ударным суффиксом: икота, зевота. Значит, пишется суффикс от

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

8. – Что изучает словообразование? (Словообразование – это наука о языке, которая изучает процесс образования новых слов)

- Подберите однокоренные слова. (Предложенные детьми слова появляются на экране, учитель дополняет другие слова) [5 слайд]

Добрый     Добрососедство
Добренький     Предобрый
Добряк     Доброкачественный
Раздобреть     Добро
Добродушный     Добрейший
Доброжелательный     Задобрить
Добросовестный     Одобрение
Добропорядочный     Добросердечный
Доброхот     Предобрый

Слово, знаешь не одно.
Родни много у него.
Чтобы слово составлять,
Нам морфемы надо знать.

- Какие части слова вы знаете?

- С помощью чего образовались новые слова? (Приставка, суффикс).       

- Какие из данных слов подходят к схемам:

Записать в дневник те слова, которые подходят к 1 и 2 схемам.

9. Физкультминутка (Кинезиологические упражнения)

«Уши» (мочки ушей, ушные раковины массируются) – энергизация мозга.

«Колечко» (поочерёдно соединять с большим пальцем рук каждый палец от указательного к мизинцу и обратно). – межполушарное взаимодействие.

«Глазки» (слежение глазами за движением руки ведущего: бабочка, знак бесконечности. Через определённое время – движение глаз должно быть при закрытых веках.)

МОРФОЛОГИЯ

10. – А теперь отправляемся в раздел «Морфология» – это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов.

- Какой частью речи является слово «Доброта»? Записать сокращенно в дневничок: сущ.

- Что мы можем сказать о существительном? (Это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что? И обозначает предмет, чувства или явления природы.)

- Это имя собственное? (Нарицательное)

- Одушевлённое или неодушевлённое?

- Род?

- Число? ( Не бывает во множественном числе, только в единственном).

[Работа по слайду 5]

- Назовите другие имена существительные.

- Назовите имена прилагательные.

- Глаголы.

11. В начале урока мы говорили о том, что слово доброта является исконно русским словом. Доброжелательность всегда ценилась в русском народе, что отразилось в пословицах, поговорках и фразеологизмах. Много их в приветствиях, пожеланиях при встрече или расставании. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость. Вспомним некоторые из них, поиграв в игру «Закончи пословицу»

Поиграем с пословицами.

Условия игры: на доске записаны пословицы в два столбика. В первом – начало пословиц, а во втором – конец. Но во втором строчки перепутаны. Соединить начало пословицы с концом. 

Не одежда красит человека,     а добрый от радости.
Злой плачет от зависти,     а хвались добром.
Добрые слова      а его добрые дела.
Не хвались серебром,     а ищи доброты.
В ком добра нет,     дороже богатства.
Не ищи красоты,     в том и правды мало.

(Подчёркнутую пословицу дети записывают в исследовательский дневничок).

12. – А теперь откроем "Словарь русской фразеологии" и посмотрим, какие фразеологизмы употребляются в речи со словом добрый. Работа в парах. (Дети называют те фразеологизмы, которые нашли.)

– А также фразеологизмы, рожденные в последнее время:

  • Дать добро – дать согласие, разрешение, одобрить.
  • Получить добро – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.

13. - Как вы думаете, какие фразеологизмы спрятались в этих картинках? [6 слайд 1 клик после объяснения значения фразеологизма на каждой картинке]

Дети:

1. - В добрый путь! 1. Доброе пожелание тому, кто уезжает. 2. Доброе пожелание при начинании какого-либо дела.

2. – Добро пожаловать! – вежливое приветствие и гостеприимное приглашение (прийти, приехать, войти в дом и т.д.).

3. – Есть фразеологизмы, взятые из фольклора, как, например, добрый молодец. Молодец – молодой человек, который отличается храбростью, удалью. Добрый – обладающий положительными качествами, достойный уважения.

4. - В добрые руки.

14. - Подберите слова, рифмующиеся со словом «Доброта» (красота, чистота, теплота, высота, мечта, к людям врата, подарили мне кота, икота, охота, пустота, работа, темнота, сирота, чистота, высота, простота, духота, слепота, нагота, позолота, суббота, рота, скукота, живота, робота, вполоборота, дремота, чернота, проколота, кислота, бледнота, нота )

15. Творческая работа. Сочинить двустишие.

16. Итог урока.

Вот закончился урок,
Подведем его итог:
Что ты нового узнал?
Книжку ты себе создал?

- Мы сегодня рассмотрели с вами слово доброта с разных точек зрения. Напомните, в гостях, у каких разделов науки о языке мы сегодня побывали?

- Чему мы сегодня учились?

- Что нового узнали?

Выслушиваются ответы детей.

17. Дома попробуйте проделать такую же работу со словом «радость» и записать все свои исследования в дневник исследователей.