Родительское собрание в начальной школе по теме "Роль семьи и школы в формировании потребности в ЗОЖ"

Разделы: Работа с родителями


Одним из средств здоровьесбережения является гигиенические факторы: личная и общественная гигиена, соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.Главными помощниками нам в привитии гигиенических требований могут и должны быть родители наших учащихся. Мы сотрудничаем с ними, а одной из форм сотрудничества стало всеобщее для начальной школы родительское собрание. Привожу пример темы последнего родительского собрания, проведенного в нашей школе.

Доклад к родительскому собранию по теме: «Роль семьи и школы в формировании потребности в ЗОЖ».

Школа и общество– сообщающиеся сосуды. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования. Нестабильность жизни России за последние 100 лет, по–видимому определила перманентные реформы образования, проходящие практически каждые 10–15 лет. Менялось время, менялись задачи реформирования школы, но одна проблема оставалась неизменной - проблема здоровья детей, охраны и укрепления здоровья школьников, создание нормальных условий для их роста и развития.

Последнее десятилетие для школы стало особенно трудным: перестройка, социальные потрясения, падение уровня жизни, ухудшение качества общедоступной медицинской помощи в сочетании с плохим питанием и возрастающими учебными нагрузками ухудшили состояние здоровья школьников. За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4–5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза – число нервно–психических расстройств.

Так обстоят дела в нашей стране, а как обстоят дела у нас в школе? В октябре этого учебного года мы провели тестирование во всех классах начальной школы и можем поделиться следующими итогами.

Проводятся в общей сложности 5 тестов, которые заполняются родителями (3 теста), детьми и учителями.

Результаты таковы:

Эти данные получены психологом школы, ею же проводится работа по корректировке тревожности, ее устранению.

Роль родителей в жизни детей играет главную , основополагающую роль как в развитии так и создании таких условий для реализации ребенка, где бы он мог полностью раскрыться. Но анализируя экспресс–оценку социального фактора, мы видим из года в год, что семей с фактором риска и неблагоприятным фактором не становится меньше значительно, а остается примерно на том же уровне..

Фактор

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Благоприятный

30,6%

34,5%

37,9%

Неблагоприятный

35,7%

33%

30,9%

С риском

35,1%

32,5%

31,2%

Человек создан для активной деятельности, поэтому для нормального функционирования его организму необходима активность. Естественная биологическая потребность ребенка в движении может реализоваться и удовлетворяться в различных формах. Наиболее типичными для ребенка и подростков вариантами двигательной активности могут быть:

  • игровая;
  • учебная;
  • оздоровительная (утренняя гимнастика)
  • спортивная,
  • релаксационная (физминутка, гимнастика для глаз),
  • досуговая (танцевальный кружок, велосипедная прогулка);
  • бытовая (мытье полов) и т. д.

Положительный результат дает и динамическая пауза в начальной школе. Пропусков по болезни стало меньше.

В начале учебного года врачом–специалистом центра «Доверие» был обследованы

дети начальной школы по поводу выявления состояния осанки. Были получены следующие результаты:

  • В 1-е классы пришли 52 школьника. Из них имеют деформацию грудного отдела позвоночника 8 человек – 4,1%, деформацию позвоночника – 6 человек – 3,2% от общего количества первоклассников, 1 ребенок имеет плоскостопие.
  • 2-е классы. Всего 65 учащихся. Деформацию грудного отдела позвоночника имеют 2 человека – 1,3%, деформацию позвоночника – 1 человек, а 4 ученика имеют плоскостопие – 2,6%.
  • 3-е классы. Всего67 детей. 4 человека имеют деформацию грудного отдела позвоночника – 2,7%, деформацию позвоночника –7 человек – 4,7%, у 1 ребенка выявлено плоскостопие.
  • 4-е классы. Всего детей 41 человек. Деформация грудного отдела позвоночника – 5 человек – 2% от всего количества, 2 ребенка имеют плоскостопие.

И, 3 ученика из начальной школы направлены на рентгеноскопию позвоночника, потому что у них выявлен сколиоз.

Большое влияние оказывает на физическое и нервно–психическое развитие питание, которое получает ребенок. Поэтому с раннего детства важно обеспечить полноценное и правильно организованное питание, являющееся залогом его здоровья.

Всякое нарушение питания, как количественное, так еще в большей мере,и качественное, отрицательно влияет на здоровье детей. Особенно вредны для организма нарушения питания в период наиболее интенсивного роста ребенка.

Энергетические затраты организма измеряются единицами тепла – калориями. Энергетические затраты школьника в зависимости от вида трудовой деятельности составляют в возрасте:

1. 7–11 лет – от 2250 до 2550 калорий.

Какая же пища нужна учащемуся? Те вещества, которые входят в состав органов и тканей всякого организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода,– должны быть в рационе в достаточном количестве и определенных соотношениях, так как недостаток или избыток одного из них может повести к нарушениям в развитии организма.

Особенно большое значение имеет содержание в рационе белка. Белок – наиболее важная часть пищи; неслучайно его иначе называют протеином, производя это название от греческого глагола, означающего «занимать первое место».

При недостатке его в пище возникают:

  • слабость
  • вялость
  • падение веса
  • отставание в росте
  • снижение сопротивляемости к болезням.

Животные белки в:

  • молоке;
  • мясе;
  • рыбе;
  • яйцах.

Растительные белки в:

  • бобовых;
  • гречневой крупе;
  • рисе;
  • картофеле;
  • свежей капусте.

В рационе ребенка должно быть больше овощей:

  • моркови,
  • свеклы,
  • свежей и квашеной капусты,
  • тыквы,
  • кабачков,
  • огурцов,
  • яблок,
  • бахчевых культур,
  • слив.

Овощи и фрукты должны составлять не менее 50–60% ежедневного рациона и употребляться в любом виде.

Ежедневно и обязательно в питании должны быть кисломолочные продукты (ряженка, варенец, свежий одно– или двухдневный (!) кефир)

Для нормальной работы всей мускулатуры, и кишечной в частности, необходимо употреблять продукты, содержащие калий: печеный картофель, курагу, чернослив, инжир.

Особое внимание родителей должно быть обращено на прием детьми завтраков в школе.

Если ребенок, находясь в школе 4–5 часов, не принимает пищи, он становится менее внимательным, быстро утомляется, восприятие учебного материала снижается, Кроме того, длительные перерывы в приеме пищи отрицательно сказываются на функциональном состоянии центральной нервной системы и всего организма (начинает болеть и кружиться голова, появляется слабость, тошнота, боли в животе).

Рационально организованный режим дня школьника – это экзамен на зрелость той семьи, в которой растет и развивается ребенок. Отсутствие у родителей понимания проблемы, незнание своего ребенка, родительский эгоизм, тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребенком, поддержать его в период обучения в школе может привести к стрессам и трагедиям.

Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенком как некую догму.

Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что ИМЕННО МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТЬЮ, КОТОРАЯ ВЕДЕТ К ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ И УТОМЛЯЕМОСТИ. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:

  • снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал урока;
  • повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
  • рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
  • изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.

Мудрые родители давно уже выработали для себя некоторые «НЕЛЬЗЯ»:

  • будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему,
  • кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится;
  • требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
  • сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
  • лишать детей игр на свежем воздухе из–за плохих отметок в школе;
  • заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
  • кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
  • не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашнего задания;
  • сидеть у телевизора и компьютера более 40–50 минут;
  • смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
  • ругать ребенка перед сном;
  • не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
  • разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно.