Урок русского языка по теме "Причастный оборот"

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок–исследование нового материала.

Цели и задачи урока с позиции ученика и учителя:

Образовательные:

  • дать понятие о причастном обороте;
  • формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;
  • рассмотреть условия обособления причастного оборота;
  • показать роль причастного оборота в речи.

Развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления;
  • развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализи ровать, обобщать, делать выводы;
  • развивать умение мыслить самостоятельно;
  • развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументиро вать свою позицию.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию культуры общения;
  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Принципы обучения.

Дидиктические:

  1. Систематичность и последовательность обучения
  2. Доступность (опора на знания обучающихся)
  3. Индивидуализация обучения
  4. Научность
  5. Связь теории с практикой

На доске запись (для обучающихся):

Знать: что такое причастие оборот;

Уметь:

  • находить определяемое и зависимое слово;
  • выделять запятыми на письме причастный оборот;
  • графически обозначать причастный оборот;
  • использовать причастные обороты в устной и письменной речи.

Над доской вывеска: Центр исследований современного русского языка

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

Постановка целей и задач.

- Сегодня мы находимся в Центре исследования современного русского языка! Наш отдел работает по проблеме «Причастие». И вам, как юным исследователям, предстоит совершить некоторые открытия в этой области.

- Откройте наши дневники-исследования и запишите число, для темы оставьте, пожалуйста, строку.

-Итак, юные исследователи, вы готовы к работе? Приступаем!

II. Актуализация знаний.

 Запись на доске:

  • малыш, который улыбается
  • вулкан, который действует
  • костер, который горит

Задание:

А. трансформируйте данные фразы так, чтобы в них появились причастия.

  • малыш, который улыбается - малыш улыбающийся
  • вулкан, который действует - вулкан действующий
  • костер, который горит - костёр горящий

(ученики выходят, записывают получившиеся словосочетания, указывают главное и зависимое слово, задают вопрос)

- Как изменились данные фразы?

- Что такое причастие?

Б. Распространите данные причастия.

  • малыш улыбающийся (кому?)
  • вулкан действующий (где?)
  • костёр горящий (как?)

В. Сравните словосочетания из 1-го и 2-го столбиков (обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота).

- Ваше открытие верно. Цель нашего исследования – изучить причастный оборот. .

- Какова же тема? (ученики формулируют тему и записывают в тетрадь).

III. Работа по теме урока.

1. Работа с учебником.

- Юные исследователи! Сравните ваши выводы с записями в учебнике (стр.173).

- Занесите в справочник определение причастного оборота в виде схемы (1 ученик работает у доски). Самопроверка.

2. Найдите «лишнее выражение». Обоснуйте.

Запись на доске:

А. дремлющий на скамейке

Б. спокойно дремлющий

В. дремлющий старик

Г. тихо дремлющий

(Ученики делают вывод о том, что данное выражение состоит из определяемого слова и причастия, остальные словосочетания являются причастными оборотами.)

3. Создание проблемной ситуации. Анализ предложений.

- Уважаемые исследователи! К нам обратились с просьбой – изучить строение данных предложений. Сделать выводы.

Запись на доске:

В воротах вьюга вяжет сеть из густо падающих хлопьев.

Один за другим к костру, медленно угасающему в ночи, подходили кони.

(У доски работают 2 ученика: выделяют определяемое слово, причастный оборот, задают вопросы).

- Сравните два предложения. Почему в одном предложении стоят знаки препинания, а в другом они отсутствуют? Выводы записывают в тетради - справочники.

(Учитель в это время рисует схемы предложений).

- Сравним ваши предположения с материалом параграфа на стр. 173-174

IV. Закрепление материала. Творческая работа.

1. Работа с карточками по вариантам. Задания дифференцированы.

- Наши открытия, уважаемые исследователи, необходимо проверить и закрепить на практике.

Тест. I вариант

1. Укажите предложение с причастным оборотом:

а) Внезапно раздался топот скачущей лошади.
б) Чуть шелестят листья берез, едва колеблемые ветром.

2. Укажите предложение, в котором причастный оборот выделен неправильно:

а) Цветы, отягощенные, росой стоят неподвижно.
б) Старик, видевший всё своими глазами, не мог говорить без слёз.

Составьте:

С данными причастными оборотами 1-2 предложения.

  • «застывший от мороза»;
  • «искрящийся на солнце»;
  • «дующий в лицо».

 

 

или

1-2 предложения с причастным оборотом на тему «Зимний лес».

 

Ответы:

1

2

б

а

Тест. II вариант

1.Укажите предложение с причастным оборотом:

а) В шорохе, окружавшем нас, я услышал голос с берега.
б) Мы решили направиться к протекающей реке.

2. В каком предложении причастный оборот выделен правильно:

а) Разговор, начавшийся во время ужина, постепенно прекратился.
б) Дующий с большой силой, ветер мешал идти.

Составьте:

С данными причастными оборотами 1-2 предложения.

  • «застывший от мороза»;
  • «искрящийся на солнце»;
  • «дующий в лицо».

 

 

или

1-2 предложения с причастным оборотом на тему «Зимний лес».

 

Ответы:

1

 2

 а

 а

(Ответы записаны на доске, после выполнения работы ученики в парах проверяют тесты, несколько человек могут зачитать получившиеся предложения). Работы обязательно оцениваются.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Сегодняшнее исследование успешно завершено!

- Какие открытия были совершены?

- Оцените нашу с вами работу, используя записанные выражения. Продолжите их, используя причастные обороты.

Запись на доске:

Исследования, / …./., были… .

Задания, /…./, показались… .

VI. Организация домашнего задания.

Упражнение 407 или выписать из худож. произведений 6-7 предложений с причастным оборотом, графически объяснить.