Тип урока: урок–исследование нового материала.
Цели и задачи урока с позиции ученика и учителя:
Образовательные:
- дать понятие о причастном обороте;
- формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;
- рассмотреть условия обособления причастного оборота;
- показать роль причастного оборота в речи.
Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления;
- развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализи ровать, обобщать, делать выводы;
- развивать умение мыслить самостоятельно;
- развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументиро вать свою позицию.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию культуры общения;
- продолжить формирование познавательного интереса к предмету;
- воспитывать любовь к русскому языку.
Принципы обучения.
Дидиктические:
- Систематичность и последовательность обучения
- Доступность (опора на знания обучающихся)
- Индивидуализация обучения
- Научность
- Связь теории с практикой
На доске запись (для обучающихся):
Знать: что такое причастие оборот;
Уметь:
- находить определяемое и зависимое слово;
- выделять запятыми на письме причастный оборот;
- графически обозначать причастный оборот;
- использовать причастные обороты в устной и письменной речи.
Над доской вывеска: Центр исследований современного русского языка
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие.
Постановка целей и задач.
- Сегодня мы находимся в Центре исследования современного русского языка! Наш отдел работает по проблеме «Причастие». И вам, как юным исследователям, предстоит совершить некоторые открытия в этой области.
- Откройте наши дневники-исследования и запишите число, для темы оставьте, пожалуйста, строку.
-Итак, юные исследователи, вы готовы к работе? Приступаем!
II. Актуализация знаний.
Запись на доске:
- малыш, который улыбается
- вулкан, который действует
- костер, который горит
Задание:
А. трансформируйте данные фразы так, чтобы в них появились причастия.
- малыш, который улыбается - малыш улыбающийся
- вулкан, который действует - вулкан действующий
- костер, который горит - костёр горящий
(ученики выходят, записывают получившиеся словосочетания, указывают главное и зависимое слово, задают вопрос)
- Как изменились данные фразы?
- Что такое причастие?
Б. Распространите данные причастия.
- малыш улыбающийся (кому?)…
- вулкан действующий (где?)…
- костёр горящий (как?)…
В. Сравните словосочетания из 1-го и 2-го столбиков (обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота).
- Ваше открытие верно. Цель нашего исследования – изучить причастный оборот. .
- Какова же тема? (ученики формулируют тему и записывают в тетрадь).
III. Работа по теме урока.
1. Работа с учебником.
- Юные исследователи! Сравните ваши выводы с записями в учебнике (стр.173).
- Занесите в справочник определение причастного оборота в виде схемы (1 ученик работает у доски). Самопроверка.
2. Найдите «лишнее выражение». Обоснуйте.
Запись на доске:
А. дремлющий на скамейке
Б. спокойно дремлющий
В. дремлющий старик
Г. тихо дремлющий
(Ученики делают вывод о том, что данное выражение состоит из определяемого слова и причастия, остальные словосочетания являются причастными оборотами.)
3. Создание проблемной ситуации. Анализ предложений.
- Уважаемые исследователи! К нам обратились с просьбой – изучить строение данных предложений. Сделать выводы.
Запись на доске:
В воротах вьюга вяжет сеть из густо падающих хлопьев.
Один за другим к костру, медленно угасающему в ночи, подходили кони.
(У доски работают 2 ученика: выделяют определяемое слово, причастный оборот, задают вопросы).
- Сравните два предложения. Почему в одном предложении стоят знаки препинания, а в другом они отсутствуют? Выводы записывают в тетради - справочники.
(Учитель в это время рисует схемы предложений).
- Сравним ваши предположения с материалом параграфа на стр. 173-174
IV. Закрепление материала. Творческая работа.
1. Работа с карточками по вариантам. Задания дифференцированы.
- Наши открытия, уважаемые исследователи, необходимо проверить и закрепить на практике.
Тест. I вариант 1. Укажите предложение с причастным оборотом:
2. Укажите предложение, в котором причастный оборот выделен неправильно:
|
||
Составьте: |
||
С данными причастными оборотами 1-2 предложения.
|
или |
1-2 предложения с причастным оборотом на тему «Зимний лес».
|
Ответы:
1 |
2 |
б |
а |
Тест. II вариант 1.Укажите предложение с причастным оборотом:
2. В каком предложении причастный оборот выделен правильно:
|
||
Составьте: |
||
С данными причастными оборотами 1-2 предложения.
|
или |
1-2 предложения с причастным оборотом на тему «Зимний лес».
|
Ответы:
1 |
2 |
а |
а |
(Ответы записаны на доске, после выполнения работы ученики в парах проверяют тесты, несколько человек могут зачитать получившиеся предложения). Работы обязательно оцениваются.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Сегодняшнее исследование успешно завершено!
- Какие открытия были совершены?
- Оцените нашу с вами работу, используя записанные выражения. Продолжите их, используя причастные обороты.
Запись на доске:
Исследования, / …./., были… .
Задания, /…./, показались… .
VI. Организация домашнего задания.
Упражнение 407 или выписать из худож. произведений 6-7 предложений с причастным оборотом, графически объяснить.