Научившись в раннем детстве произносить отдельные звуки и отдельные слова, ребенок с их помощью выражает свои эмоции, потребности, желания. Отклонения в правильном, точном словоупотребление случаются часто. Это зависит от речи окружающих ребенка взрослых. Задача учителя начальных классов - научить ребенка правильному употреблению слов, развивать у него речевой слух, учить контролировать свою речь. От этого зависит во многом не только умение общаться, но и успешное усвоение основ наук, как в начальной школе, так и в последующие периоды обучения. Поэтому большое внимание, я считаю, следует уделять одной из составных частей отечественного языкознания - лексике. Лексика – это наука о словарном составе языка. «Языковое развитие детей должно идти не только по линии усвоения грамматических значений, но также и по пути осмысления и употребление лексики … Словарная работа заслуживает не меньше к себе внимания, чем чисто грамматическая, она нужна и для усвоения навыков, и для умственного развития, и для понимания многих грамматических явлений.» (Н.С. Рождественский. Начальная школа за 1968, № 7).
Заинтересовать детей, привить любовь к богатству речи поможет этимология ( история слов). Детям обычно интересно бывает узнать, почему так называются знакомые вещи: карандаши, альбомы, портфель, гладиолус и др.Помогут разобраться в этих вопросах и данные о месте рождения слова, историческое обоснование. Но история названий дается не сама по себе, а в связи с изучением конкретной темы. Например, работа по изучению написания безударных гласных, непроизносимых согласных в этих словах, сочетание слов их употребление.
Большое внимание, я как учитель, уделяю изучению многозначности слов, богатство русского языка. Синонимы, антонимы, омонимы, и др. (иногда без названия понятий) помогают оживить речь ребенка в разных ситуациях. Так словом «мягкий» можно назвать как предмет мебели, так и хлебное изделие, характер человека и т.д. Проводить работу со словами, как частью речи необходимо в сравнении. Дети сравнивают форму, цвет, размер, запах, применение, употребление и т.д. Большая практическая работа у меня проводится в основном с учениками 2-го класса. Учитель задает сам приготовленный вопрос. Если дети затрудняются в объяснении слова и словосочетания, то учитель дает его сам с записью в тетради ребенком или в карточке, где дети записывают объяснения (2-3 класс).
Например: «тетрадь» - что значит четвертая часть сложного вчетверо листка.
Помогают в этом и загадки.
Например:
Черный Ивашка -
Из дерева рубашка.
Носом ведет - буквы кладет
Сосед придет - буквы сотрет.
Важнейшим условием формирования культуры речи является обучения произносительным звуковым нормам. Нормы правильного произношения и ударения изучает орфоэпия. Ей я придаю огромное значение на территории нашей страны, существуют несколько специфических« говоров». В период переселения народов на территорию нашего Красноярского края, Сибири эти особенности перекочевали в нашу жизнь, быт и речь.
Например:
- баской — красивый
- галицы — рукавицы
- клевить - доводить до слез
Человек пользуется устной речью чаще, чем письменной. Поэтому ему необходимо знать и соблюдать нормы устной речи. Искажение звуков в словах неправильное ударение уродует речь, затрудняет понимание высказывания. Наиболее употребляемы слова для работы это «документ», «документ»,«задал - задал - задала», «принять - принял - приняла», «прожить - прожил - прожила» и т.д. На мой взгляд, вольное употребление многих слов и необдуманное реформирование словаря не будет способствовать развитию у детей грамотной и богатой речи. Преподавателей не ознакомили в должной степени с результатам и исследований в данном вопросе. Например: слово кофе было мужского рода. В настоящее время допустимо среднего рода. Это не верно.
Особое внимание первоклассников обращается на слова, поставленные в форме внимательного падежа (на траву, на воду, на волну). Основной вид работы - закончить предложение. Например, дети сели на …, я пью…,и т.д. Постепенно нужно вводить упражнения- диалоги с включением таких слов, как «понял», «поняла».
Во 2-м классе подбор слов усложняется (сантиметр, километр, петля, столяр, ремень, ворота, искра и др.)
Кроме устных ответов желательно уже составить с этими словами (2-3 предложения) рассказ, где несколько раз употребляется это слово.
Со 2-го класса обращается внимание и на смыслоразличительную роль ударения в простых случаях (мою - мою, косит - косит, стоит - стоит). (Гвоздики- гвоздики, замок-замок).
Для лучшего усвоения темы всегда нужно использовать наглядность (предметную или подвижную): сам предмет или его изображение или компьютерная версия.
В 3-м - 4-м классах с ударением в словах лучшее знакомится с применением текста, где эти слова повторяются. Анализируя текст, отвечая на вопросы, составляя свои предложения, дети развивают речевой слух.
Нельзя игнорировать работу артикулирования звуков. Для выработки правильного выговора звука можно использовать скороговорки, например: «Говорит город Горький».
Неоценимую роль учителю и ученикам оказывает умение работать со словарем (даже просто школьным). Причем, не только надо отыскать слово, но и правильно его использовать в речи. Для этого важны практические упражнения. Надо так планировать уроки русского языка, чтобы дети могли не просто писать и отвечать на вопросы учителя, а также много говорить. Например, использование бытовых сцен: приход человека, уход, благодарность, поздравления, разговор по телефону, объявления и т.д.
При этом происходит не только слушание, но и анализ речи. Выявления « по принципу: « лишние слова», «лишние предложения», «недостающее слово», «недостающие предложения» главная мысль автора. При этом учитываются возрастные особенности детей, уровень их развития, возможности школы (множительная техника, видеотехника, наличие наглядности и т.д.), позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми.
Наиболее эффективным способом работы в этом направлении является игра, поскольку данный возраст является кризисным при смене ведущего вида деятельности с игровой на учебную. Именно игры на развития зрительного восприятия и зрительной памяти, мышления, речи такие как:
- «Запомни и повтори»,
- «Спрятанные слова»,
- «Живые слова»,
- «Кто больше запомнит»,
- «Собери слово»,
- «Кто как кричит»,
- «Составь фразу по схеме»,
инсценировка литературных произведений, импровизационные показы, по моему мнению, способствуют эффективному развитию ребенка, сохраняют его психическое здоровье, развивает коммуникативные навыки, творческий потенциал, снижают уровень тревожности, повышает мотивации к школьной жизни.
Чтобы правильно и результативно осуществлять с детьми работу со словом, учителю необходимо самому обладать определенным научным потенциалом и разрабатывать свою методику.
Библиографический список:
- Амоношвили, Ш.А. единство цели \ Ш.А. Амоношвили – М. : Просвещение 1987.
- Белянская, Л.Б. Энциклопедия праздника в школе и дома \ Л.Б. Белянская. – Д.: Сталпер, 1999.
- Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. –М. :АСТ, 1996.- 464 с.
- Воробьева, В. И. сочинение по картинкам в начальных классах. ООО. «Издательства АСТ», 2002.- 224с.