Цели.
- Закрепить знания учащихся о частях речи.
- Совершенствовать умения в распознавании частей речи в предложениях.
Оборудование.
- учебник «Русский язык. 2 класс» (автор Л.Я.Желтовская),
- карточки для проведения словарной работы,
- картина с изображением животных,
- плакаты с предложениями и словами к данному уроку,
- рисунок Незнайки.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Словарная работа.
- К какой части речи относятся эти слова?
- Что такое имя существительное?
- На какие две группы можно разделить эти слова?
- На какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные?
- На какой вопрос отвечают неодушевленные имена существительные?
4. Письмо по памяти.
- В рощах кричат грачи.
- Маша кормит птиц.
Разбор этих предложений по членам и по частям речи.
Назовите слово, которое вы написали с заглавной буквы. Почему вы его так написали?
- Какие имена собственные пишутся с большой буквы?
5. Выборочный диктант.
Ученики выписывают только имена собственные.
- Таня и Оля бегут на речку.
- Коля Чайкин поливает цветы.
- Собака Бобик лежит на поляне.
- Главный город нашей страны - Москва.
- Перед нами расстилается река Волга.
6. Работа по картине.
- Какое время года изображено?
- Как вы догадались?
- Составьте предложения по картине.
7. Работа с текстом.
- На, лугу, з…л…неет, м…л…дая, тра…ка.
- Ёж…к, поляну, выб…жал, на, в…сной.
- С…сну, рыжая, прыгнула, на, белочка.
Вставить орфограммы и объяснить их правописание. После этого составить предложения и проговорить вслух. Записать в тетрадь эти предложения самостоятельно. Найти имена прилагательные.
- Какую часть речи называют именем прилагательным?
- Подберите имена прилагательные, которые характеризуют белку. (Рыжая, ловкая, шустрая, серая, маленькая, красивая). Разберите слово белочка по составу.
8. Игровой момент.
Записать в три столбика слова в соответствии с частями речи. Но, чтобы грамотно это сделать, давайте вспомним все части речи, которые изучили.
Вставить орфограммы и записать в три столбика.
Яг…да, счас…ливый, б…жит, з…лёная, ры…ка, тр…ва, лё…кая, кр…чит, ж…веет
9. Подобрать антонимы и синонимы.
Антонимы. | Синонимы. | |
---|---|---|
ложиться -… | блестеть -… | |
смеяться -… | гореть -… | |
говорить -… | пропал -… | |
помогать -… | притворяться-… |
10. Итог урока.
- Какие правила вы повторили сегодня на уроке?