Многоугольники

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  1. Формирование представлений о многоугольниках.
  2. Введение понятий: вершина, сторона, угол, граница многоугольника.
  3. Закрепление умения различать и находить ломаные и кривые линии, замкнутые и незамкнутые линии.
  4. Развитие логического мышления, фантазии, воображения через задания творческого характера.

Оборудование:

  • изображение принцессы Геометрии,
  • модели фигур
    (треугольник,
    квадрат,
    шестиугольник,
    восьмиугольник,
    фигуры треугольника с сердитым лицом и квадрата с весёлым лицом) или
  • провести урок с помощью презентации на компьютере.

Видеосопровождение: Приложение №1

1. Сообщение темы урока. Повторение изученного материала.

- Сегодня на уроке мы отправляемся с вами, ребята, в королевство Геометрии. И нас встречает его хозяйка - принцесса Геометрия.

Принцесса Геометрия зашифровала тему сегодняшнего урока с помощью геометрических фигур. Давайте расшифруем и узнаем тему нашего урока.

(Многоугольники )

- Молодцы. Назовите геометрические фигуры, с помощью которых принцесса Геометрия зашифровала слово многоугольники.

(Незамкнутая кривая линия, замкнутая кривая, замкнутая ломаная линия, круг, точка, треугольник, незамкнутая ломаная линия, отрезок, квадрат )

- Принцесса Геометрия приготовила для вас вопросы из разных областей знаний. Игра «Поспевай - не зевай».

а) Назови шестой день недели. (Суббота)

б) сколько звуков в слове конь? (3 звука)

в) Паук насекомое или нет? (Нет)

г) В каком слове 7 букв Я? (Семья)

д) У какого хвойного дерева иголки не колются? (Лиственница)

е) Опадение листьев осенью называют… (Листопад)

ж)

10 ребят играли в футбол
После занятий в школе
Один ушёл и другой ушёл
Сколько осталось на поле?
(8 ребят)

з) Какие числа пропущены?

 

 

4

5

6

 

 

 

2. Ознакомление с новым материалом. Работа по учебнику.

а) - Принцесса Геометрия просит открыть учебники на странице 52.

№ 1.

- Назовите одним словом, что изображено? (Линии)

- Какие линии замкнутые? Какие незамкнутые? Назовите ломаные линии.

б) В королевстве принцессы Геометрии живёт много различных фигур. Догадайтесь, о какой фигуре пойдёт речь.

У этой фигуры 3 вершины, 3угла, 3 стороны. (Треугольник) (Модель треугольника появляется на доске)

№ 2.

На рисунке изображён хорошо знакомый всем треугольник. Как обозначены вершины треугольника? (точкой) Работаем в парах, покажите друг другу вершины треугольника.

- Чем являются стороны треугольника? (Отрезками) Покажите друг другу стороны треугольника.

- Какие фигуры образуют углы? Покажите друг другу углы треугольника.

- У этой фигуры 4 вершины, 4 прямые угла, 4 равные стороны. (Квадрат) (Модель квадрата появляется на доске)

- Покажите вершины квадрата; стороны квадрата; углы квадрата.

- А вот что однажды произошло с этими фигурами в королевстве Геометрии. Жили–были два брата –

Треугольник с квадратом
Старший – квадратный,
Добродушный и приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.

Стал расспрашивать квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре.»

И квадрат ответил: «Брат!
Я же старше, я – квадрат»
И сказал ещё нежней:
«Неизвестно – кто нужней!»

Но настала ночь, и к брату
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.

Уходя, сказал: «Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был
Квадратным,
А проснёшься без углов.

Но на утро младший брат
Страшной месте был не рад.
Поглядел он – нет квадрата,
Онемел… Стоял без слов.

Вот так месть!
Теперь у брата
Много маленьких углов!
- Сколько углов стало?

- Как назовём фигуру, которая получилась? (Восьмиугольник)

- Сколько у него вершин, сторон и углов?

- Принцесса Геометрия хочет узнать, какая фигура получится, если у треугольника отрезать углы? (Шестиугольник)

- Как, одним словом, называются эти фигуры? (Многоугольники)

3. Физкультминутка.

Мы считали,
Мы решали,
Что – очень мы устали
Ручками – похлопаем,
Ножками – потопаем.
Раз – присядем.
Быстро встанем.
Улыбнёмся,
Тихо сядем.

4. Работа в тетрадях с печатной основой.

- Принцесса Геометрия приготовила для вас задания на странице 30.

а) - Назовите знаки. Вставляем знаки между числами, задание выполняем с коментированием.

б) - Следующее задание принцессы Геометрии – запишите числа от 8 до 4 в обратном порядке. Выполняем самостоятельно. Затем проверяе, читаем хором.

в) - Запишите числа, стоящие а) слева от 4; б) справа от 7.

5. Физкультминутка (рисуем в воздухе).

Много надо нам, ребятки,
Для умелых наших рук.
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом ещё кружочек,
Треугольный колпачок…
Вот и вышел, вот и вышел
Развесёлый чудачёк.

6. Продолжение работы по учебнику.

№4. Рассмотрите таблицу.

- Какой угольник будет следующим? Как назовём эти фигуры? Что будет являться границей многоугольника? Читаем текст после таблицы.

7. Подведение итогов.

Наш урок подходит к концу. Нам пора прощаться с принцессой Геометрией. И напоследок она хочет проверить, что вы узнали и запомнили сегодня на уроке?

- Как по-разному можно назвать эту фигуру? (Четырёхугольник, трапеция, многоугольник)

- Что можно найти и показать у фигуры? (Вершины, стороны, углы)

- Что такое вершина многоугольника? (Точка)

- Что такое сторона многоугольника? (Отрезок)

- Чем образованы углы? (Отрезками)

- Покажите границу этой фигуры. Что является границей многоугольника? (Замкнутая ломаная линия)