Цели и задачи урока:
- Формирование представлений о многоугольниках.
- Введение понятий: вершина, сторона, угол, граница многоугольника.
- Закрепление умения различать и находить ломаные и кривые линии, замкнутые и незамкнутые линии.
- Развитие логического мышления, фантазии, воображения через задания творческого характера.
Оборудование:
- изображение принцессы Геометрии,
- модели фигур
(треугольник,
квадрат,
шестиугольник,
восьмиугольник,
фигуры треугольника с сердитым лицом и квадрата с весёлым лицом) или - провести урок с помощью презентации на компьютере.
Видеосопровождение: Приложение №1
1. Сообщение темы урока. Повторение изученного материала.
- Сегодня на уроке мы отправляемся с вами, ребята, в королевство Геометрии. И нас встречает его хозяйка - принцесса Геометрия.
Принцесса Геометрия зашифровала тему сегодняшнего урока с помощью геометрических фигур. Давайте расшифруем и узнаем тему нашего урока.
(Многоугольники )
- Молодцы. Назовите геометрические фигуры, с помощью которых принцесса Геометрия зашифровала слово многоугольники.
(Незамкнутая кривая линия, замкнутая кривая, замкнутая ломаная линия, круг, точка, треугольник, незамкнутая ломаная линия, отрезок, квадрат )
- Принцесса Геометрия приготовила для вас вопросы из разных областей знаний. Игра «Поспевай - не зевай».
а) Назови шестой день недели. (Суббота)
б) сколько звуков в слове конь? (3 звука)
в) Паук насекомое или нет? (Нет)
г) В каком слове 7 букв Я? (Семья)
д) У какого хвойного дерева иголки не колются? (Лиственница)
е) Опадение листьев осенью называют… (Листопад)
ж)
10 ребят играли в футбол
После занятий в школе
Один ушёл и другой ушёл
Сколько осталось на поле?
(8 ребят)
з) Какие числа пропущены?
|
|
|
4 |
5 |
6 |
|
|
|
2. Ознакомление с новым материалом. Работа по учебнику.
а) - Принцесса Геометрия просит открыть учебники на странице 52.
№ 1.
- Назовите одним словом, что изображено? (Линии)
- Какие линии замкнутые? Какие незамкнутые? Назовите ломаные линии.
б) В королевстве принцессы Геометрии живёт много различных фигур. Догадайтесь, о какой фигуре пойдёт речь.
У этой фигуры 3 вершины, 3угла, 3 стороны. (Треугольник) (Модель треугольника появляется на доске)
№ 2.
На рисунке изображён хорошо знакомый всем треугольник. Как обозначены вершины треугольника? (точкой) Работаем в парах, покажите друг другу вершины треугольника.
- Чем являются стороны треугольника? (Отрезками) Покажите друг другу стороны треугольника.
- Какие фигуры образуют углы? Покажите друг другу углы треугольника.
- У этой фигуры 4 вершины, 4 прямые угла, 4 равные стороны. (Квадрат) (Модель квадрата появляется на доске)
- Покажите вершины квадрата; стороны квадрата; углы квадрата.
- А вот что однажды произошло с этими фигурами в королевстве Геометрии. Жили–были два брата –
Треугольник с квадратом
Старший – квадратный,
Добродушный и приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.Стал расспрашивать квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре.»И квадрат ответил: «Брат!
Я же старше, я – квадрат»
И сказал ещё нежней:
«Неизвестно – кто нужней!»Но настала ночь, и к брату
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.Уходя, сказал: «Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был
Квадратным,
А проснёшься без углов.Но на утро младший брат
Страшной месте был не рад.
Поглядел он – нет квадрата,
Онемел… Стоял без слов.Вот так месть!
Теперь у брата
Много маленьких углов!
- Сколько углов стало?
- Как назовём фигуру, которая получилась? (Восьмиугольник)
- Сколько у него вершин, сторон и углов?
- Принцесса Геометрия хочет узнать, какая фигура получится, если у треугольника отрезать углы? (Шестиугольник)
- Как, одним словом, называются эти фигуры? (Многоугольники)
3. Физкультминутка.
Мы считали,
Мы решали,
Что – очень мы устали
Ручками – похлопаем,
Ножками – потопаем.
Раз – присядем.
Быстро встанем.
Улыбнёмся,
Тихо сядем.
4. Работа в тетрадях с печатной основой.
- Принцесса Геометрия приготовила для вас задания на странице 30.
а) - Назовите знаки. Вставляем знаки между числами, задание выполняем с коментированием.
б) - Следующее задание принцессы Геометрии – запишите числа от 8 до 4 в обратном порядке. Выполняем самостоятельно. Затем проверяе, читаем хором.
в) - Запишите числа, стоящие а) слева от 4; б) справа от 7.
5. Физкультминутка (рисуем в воздухе).
Много надо нам, ребятки,
Для умелых наших рук.
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом ещё кружочек,
Треугольный колпачок…
Вот и вышел, вот и вышел
Развесёлый чудачёк.
6. Продолжение работы по учебнику.
№4. Рассмотрите таблицу.
- Какой угольник будет следующим? Как назовём эти фигуры? Что будет являться границей многоугольника? Читаем текст после таблицы.
7. Подведение итогов.
Наш урок подходит к концу. Нам пора прощаться с принцессой Геометрией. И напоследок она хочет проверить, что вы узнали и запомнили сегодня на уроке?
- Как по-разному можно назвать эту фигуру? (Четырёхугольник, трапеция, многоугольник)
- Что можно найти и показать у фигуры? (Вершины, стороны, углы)
- Что такое вершина многоугольника? (Точка)
- Что такое сторона многоугольника? (Отрезок)
- Чем образованы углы? (Отрезками)
- Покажите границу этой фигуры. Что является границей многоугольника? (Замкнутая ломаная линия)