Цели урока:
Образовательные:
- создать у учащихся прочные представления о причинах, поводах, основных событиях, особенностях и результатах народных движений в XVII веке;
- рассказать, с использованием ИКТ, поэтапно, о Соляном бунте, Медном бунте, восстании Степана Разина и Соловецком восстании как крупнейшем движении старообрядцев,
- сделать обобщения и выводы по изучаемому материалу;
Воспитательные:
- продолжить воспитание у учащихся чувства уважения к прошлому своей страны, нетерпимость к любым формам насилия и угнетения;
Развивающие:
- привлечь учащихся к активному анализу и синтезу изучаемого материала,
- продолжить формирование умений и навыков учащихся работать с различными источниками информации для получения субъективно новых знаний о прошлом.
Тип урока:
- комбинированный.
Оборудование урока:
- учебник Данилов А.А. История России: конец XVI-XVIII: учебник для 7-го класса общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 240 с.,
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI-XVIII век. 7-й класс.
- рабочая тетрадь.
- пособие для учащихся образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008. – 80 с.,
- тетради для записей конспектов уроков,
- CD (DVD) – диск с презентацией, выполненной в среде Microsoft Office Power Point 2003,
- персональный компьютер с мультимедийным проектором,
- экран.
План урока (соответствует плану в презентации приложение№1):
- Причины народных движений.
- Соляной бунт.
- Медный бунт.
- Восстание Степана Разина.
- Движения старообрядцев.
Ход урока
1. Организационный момент (до 5 мин.)
Приветствие, проверка отсутствующих.
2. Проверка домашнего задания (до 10 мин.)
В начале урока, после организационного момента учитель организует проверку домашнего задания в форме индивидуальной работы учащихся в своих рабочих тетрадях. Учащимся предлагается выполнить задания 2, 3 и 4 к § 7 «Власть и церковь. Церковный раскол» (стр. 22 – 23 указанной рабочей тетради). В конце урока свои рабочие тетради учащиеся сдают на проверку.
3. Изучение нового материала (до 25 мин.)
Этап изучения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1) Подготовка к восприятию нового материала. |
Учитель запускает презентацию урока, просит учащихся обратить внимание на экран, озвучивает тему урока (презентация, слайд 1), план урока (слайд 2) и задание на урок (слайд 3). |
Учащиеся, обратив внимание на экран, поэтапно записывают в свои тетради для конспектов уроков тему, план урока и задание на урок. |
2) Объяснение нового материла. |
Учитель объясняет новый материал с опорой на текст и иллюстрации презентации, при необходимости отвечая на вопросы и предлагая записать учащимся основное для запоминания и осмысления (даты изучаемых восстаний, повод восстания, результаты). |
Учащиеся слушают учителя, читают текст и рассматривают иллюстрации презентации, при необходимости задают вопросы и записывают основное для запоминания и осмысления по предложению учителя. |
3) Рефлексия. |
Учитель в конце презентации возвращается к заданию на урок (слайд 3) и просит учащихся его выполнить. При необходимости учитель комментирует ответы учащихся (см. возможные (ожидаемые) ответы). |
Учащиеся выполняют задание, отвечают на вопрос. Возможные (ожидаемые) варианты ответов: «Не все народные движения потерпели поражение. Например, в результате Соляного бунта восставшие добились упорядочения законов и суда, введения Соборного уложения (хотя именно этот документ окончательно оформил крепостное право). А в результате Медного бунта были отменены медные деньги. С другой стороны, восстание Степана Разина и, особенно, Соловецкое восстание как крупнейшее движение старообрядцев однозначно потерпели поражения». Таким образом, у учащихся формируется представление о противоречивости общественно-исторического процесса. |
4. Закрепление (оставшееся время, а если времени на уроке не остаётся, то вопросы и задания переносятся на следующий урок уже как проверка домашнего задания)
Учитель предлагает учащимся написать по вариантам исторический диктант.
Вопросы и задания к историческому диктанту
Вариант 1
|
Вариант 2
|
5. Домашнее задание: §8, вопросы и задания устно (стр. 67 указанного учебника), рабочая тетрадь §8, задание 5 (стр. 26).*
_____________________________________________________________________
*Автор данного сценария выражает благодарность Андрею Чернову за предоставленные схемы презентаций.