Тип урока:
- комбинированный.
Форма урока:
- урок-путешествие.
Цель урока:
- определить причины возникновения и роста городов, создать представление о жизни и быте горожан в средние века.
Задачи урока:
Образовательная:
- сформировать представление у учащихся о средневековом городе как центре ремесла и торговли.
Развивающая:
- продолжить формирование навыков работы с исторической картой, иллюстративным материалом, составления связного рассказа и участия в обсуждении;
- продолжить работу по выработке умения определять причинно-следственные связи;
- работа с новыми понятиями и терминами.
Воспитательная:
- воспитывать уважение к людям труда (крестьянам и ремесленникам).
Оборудование:
- карта «Франкское государство в V- середине IX в.».
- карта «Европа в XIV-XV веках».
- пособие с аппликационными рисунками.
- декорация «Средневековый город».
- учебник «История средних веков» Е.В. Агибаловой, Г.М.Донского. М., 2005
- выставка книг.
Оформление доски:
- тема урока,
- план урока,
- домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний по теме: «Города древнего мира».
Беседа с учащимися:
Учитель. Сейчас одни люди живут в городах, другие – в деревнях. А всегда ли существовали города? Существовали ли города в древнем мире?
Учащиеся. Вавилон, Мемфис. Афины, Александрия, Рим.
Учитель. Какова судьба древних городов? Какова судьба Рима?
Учащиеся. Рим завоевали германские племена. Варвары грабили и разоряли города, разрушали их. Именно поэтому в раннее средневековье почти все население жило в деревнях. Городов было мало.
Учитель. Чем занимались жители уцелевших городов (Константинополя, Мекки)?
Учащиеся. Главным занятием жителей уцелевших городов была торговля. Так, например, в Мекке ежегодно проводили ярмарки.
Учитель предлагает рассмотреть и сравнить карты «Франкское государство в V- середине IX в.» и «Европа в XIV-XV веках».
Учащиеся приходят к выводу, что к XIV веку на территории Европы появилось множество городов.
Учитель. Чем же объяснить рост городов к XIV веку? Найти ответ на этот вопрос – и есть цель сегодняшнего урока. Учитель предлагает провести урок в форме путешествия и вместе с учащимися определяет цель путешествия – узнать, как и почему возникали города в средние века, а также познакомиться с жизнью и бытом средневековых горожан.
Давайте включим наше воображение. Что делает каждый путешественник перед тем, как отправиться в путь?
Учащиеся. Следует определить маршрут путешествия.
Учитель. А кто из вас может проложить маршрут путешествия по карте. Далее уместно актуализировать знания по кубановедению, вспомнив, что в средние века в Приазовье и Причерноморье существовало Тмутараканское княжество, главным городом которого бала Тмутаракань.
Учащиеся прокладывают маршрут из Тмутаракани по Черному морю на запад, через проливы в Средиземное море до Аппенинского полуострова, а далее путь лежит по суше.
III. Проверка знаний по теме: «Средневековая деревня и ее обитатели»
Первая остановка в пути – крестьянская деревня.
Учитель. Мы долгое время были в пути. Дорога нас утомила. И хорошо, что на нашем пути встретилась деревня. Нам удалось устроиться на ночлег в одной из крестьянских хижин. Здесь мы проведем время до утра, а на рассвете – снова в путь. Раньше всех встала хозяйка дома. Она разожгла огонь в очаге. Когда огонь разгорелся, он осветил помещение. Расскажите, что собой представляло жилье крестьянина.
Учащиеся рассказывают о быте крестьян, используя картину «В хижине средневекового крестьянина».
Примерный ответ: дом крестьяне строили из местного камня, бревен или жердей. Обмазывали его глиной, крыли соломой или камышом. Маленькие окошки в холодное время закрывали тряпками, сеном или бычьими пузырями. Поэтому света в доме было очень мало. Дым от огня выходил через отверстие в потолке или открытую дверь, но немало его оставалось внутри помещения. Вся обстановка состояла из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, кровати и сундука, где хранилась одежда, передаваемая из поколения в поколение.
Учитель. Подкрепившись скудным завтраком, крестьянин стал собираться на барщину. Что мы называем барщиной? Какую еще повинность выполняли крестьяне?
(Учащиеся выполняют задание № 20 на с. 7 из Сборника заданий для самостоятельной работы по истории средних веков Г. М. Агибалова).
IV. Изложение нового материала
План урока:
- Причины появления городов.
- Где и как возникали горда?
- Жизнь и быт горожан.
1. Рассмотрение вопроса о причинах появления городов.
Учитель. Пока крестьянин собирался на барщину, мы поинтересовались у него, как идут дела в его хозяйстве. Из рассказа крестьянина мы узнали, что в деревне у всех выросли урожаи в 2 раза.
- Благодаря чему?
- Многие семьи обзавелись металлическими наконечниками для плуга, многие стали использовать лошадь в качестве тягловой силы, а у некоторых в деревне появился колесной плуг.
- А где удалось раздобыть колесной плуг?
- Живет в нашей деревне умелец. Он и изготовил его в обмен на зерно. Теперь с такими орудиями труда землю стало обрабатывать намного легче, а значит, и урожаи будут выше.
Ребята! Успехи в хозяйстве могли повлиять на появление городов?
(Выслушиваются ответы учащихся).
Далее при помощи табличек на магнитах на доске появляется следующая логическая цепочка:
Рассмотрение при помощи аппликаций на магнитах вопроса о том, как возникли города.
Учитель. Итак, мы продолжаем путешествие. Вместе снами покинул деревню сын крестьянина Жан. Он давно задумал покинуть деревню, в которой жили его отец и дед. Наделом земли Жан не дорожил. Его могло прокормить ремесло. Взвалил он на спину короб с несложным инструментом и ушел из дому.
(Далее рассказ учителя сопровождается закреплением на доске аппликаций).
Дорога привела нас с Жаном к монастырю. У дороги стояла кузница. Ее хозяин за плату подковывал лошадей у многочисленных посетителей. На другой стороне дороги какой-то предприимчивый человек открыл постоялый двор для приезжих. А у самой стены монастыря много домов ремесленников. Среди ремесленников есть и бывшие односельчане Жана. Наш Жан поселился рядом с ними. Так росли поселки ремесленников в тех местах, где было много людей: у мостов, у переправ, у замков, у монастырей.
- Почему именно в многолюдных местах селились ремесленники?
(Выслушиваются ответы учащихся).
Однажды на поселок напали рыцари-разбойники. Жители укрылись за стенами монастыря, а вот добро свое не спасли. Вернулись и решили на сходе укрепить поселок. Так возник город – укрепленное поселение. Итак, мы у стен города (декорация «Средневековый город»). Мы вынуждены остановиться у стен - стража проверяет всех, кто хочет войти в город. Пароль – название города.
Далее учащиеся работают с кроссвордом: ключевое слово читается по вертикали (Гамбург).
- Глашатай
- Участок земли, на котором крестьянин ведет свое хозяйство.
- Жилище феодала.
- Все работы на земле феодала.
- Военное состязание рыцарей.
- Доля продуктов, которую отдает крестьянин феодалу за пользование землей.
- Укрепленное поселение.
Изучение быта и жизни горожан.
Учитель. Бредя по улицам города, вы вчитываетесь в их названия: «Улица коров», «Улица одного человека». О чем говорят названия этих улиц?
На стене города вывешена табличка с правилом: «Ширина улиц должна быть такой, чтобы осел, бредущий по середине, мог ухватить, мотая головой, траву с одной стороны улицы и с другой». Сообщение о быте и жизни горожан делает один из учащихся, получивший опережающее задание. Он выступает в роли экскурсовода.
V. Закрепление изученного материала на уроке.
(Заключительный этап путешествия).
На следующем уроке мы познакомимся с занятиями горожан. А сейчас мы подведем итог нашего сегодняшнего путешествия. Достигли ли мы поставленной цели?!
У доски составляется логическая цепочка из табличек на магнитах о причинах появления городов.
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал.
Инструктаж по домашнему заданию:
- Прочитать §10.
- Составить заметку путешественника «Один день в средневековом городе».
- Обзор литературы по теме «Средневековый город».