Мужественный образ Великого предка

Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


Данный материал призван помочь библиотекарям и педагогам организовать и провести громкие чтения, которые способствуют изучению личности и знакомству с деятельностью Александра Невского. При этом использовать свой педагогический опыт, учитывать уровень подготовки ребят, их возрастные особенности и специфику их обучения на различных образовательных ступенях.

Материал направлен на:

  • развернутое знакомство с личностью Александра Невского;
  • формирование и закрепление первоначального интереса к своей родине, к историческим корням и традициям Отечества;
  • воспитание любви и уважения к прошлым поколениям, выдающимся историческим деятелям российского народа;
  • знакомству с познавательной и художественной литературой.

Александр Невский – выдающийся полководец, одержавший исторические победы над шведскими и тевтонскими рыцарями в первой половине XIII века, государственный деятель, радевший за благополучие и мирное развитие русских городов, дипломат, умеющий договариваться и соглашаться ради дальнейшей победы, яркая личность русской истории.

В 2008 году князь Александр Невский благоверный – древнерусский полководец, стал победителем телевизионного проекта "Имя Россия". Он набрал наибольшее количество голосов (более 520 тыс.) и по результатам конкурса объявлен личностью нации.

К образу Александра Невского в разные времена обращались политики, историки, художники, писатели, композиторы, музыканты, режиссеры.

Сегодня при большом количестве научных исследований, познавательной и художественной литературы, энциклопедическим сведениям, интернет-ресурсам, посвященных полководцу, мы можем наблюдать различные и противоречивые сведения, факты, мнения, интерпретации авторов перечисленных источников о личности Александра Невского. И это создает трудности при изучении жизни и деятельности Александра Невского.

Трудность осознания деяний Александра Невского связано с тем, что прижизненных его описаний очень мало. Появление первого жития Александра Невского относится к концу 13 века. На протяжении многих веков редакция «Жития Александра Невского» перерабатывалась и дополнялась. В 1791 году появляется «История о великом князе Александре Ярославиче Невском, без чудес», написанная Екатериной II.

Девиз предлагаемого материала: «Громкие чтения – это плодотворно!»

Все мы библиотекари, педагоги, родители хотим видеть результаты своего труда. Именно, громкие чтения позволяют взрослым получить и увидеть результат. Но самое важное, на наш взгляд, это Сотрудничество, Сотворчество, Содружество ребенка и взрослого, которое предоставляет Совместное чтение.

Громкие чтения рассчитаны, прежде всего, на работу с детьми младшего возраста. Но подростки тоже не должны быть забыты.

Условия громких чтений:

  1. Выразительное чтение (темп, интонации, внятность, эмоциональность).
  2. Выбор небольшого по объему произведения.
  3. Разбить текст на части.
  4. Каждая часть читается не больше 15 минут.
  5. После прочтения задаются вопросы или проводится игра.

Громкие чтения могут проводиться по следующим вариантам:

  • читает библиотекарь (если в фонде библиотеки имеется одна книга);
  • читают библиотекарь и ребята (если в фонде достаточно экземпляров). В этом варианте уместно отработать виды чтения: вслух, про себя, по ролям, пересмотр, просмотр.
  • использование звуковой книжки (если такая имеется).

Итак, мы предлагаем схемы проведения, вопросы и видеосопровждение по книгам:

- В. Бахревский «Князь Александр Невский»для старших дошкольников, учеников 1-3 классов. Рисунок 1, Приложение №1, Приложение №2.

Рисунок 1.

- В. Воскобойников «Когда Александр Невский был маленьким» для учеников 4-6 классов. Рисунок 2, Приложение №3, Приложение №4.

Рисунок 2.

- Крутогоров Ю. Александр Невский/Ю. Крутогоров.-М.: Белый город,2001.-48с. Рисунок 3, Приложение №5, Приложение №6.

Рисунок 3.