Данный материал призван помочь библиотекарям и педагогам организовать и провести громкие чтения, которые способствуют изучению личности и знакомству с деятельностью Александра Невского. При этом использовать свой педагогический опыт, учитывать уровень подготовки ребят, их возрастные особенности и специфику их обучения на различных образовательных ступенях.
Материал направлен на:
- развернутое знакомство с личностью Александра Невского;
- формирование и закрепление первоначального интереса к своей родине, к историческим корням и традициям Отечества;
- воспитание любви и уважения к прошлым поколениям, выдающимся историческим деятелям российского народа;
- знакомству с познавательной и художественной литературой.
Александр Невский – выдающийся полководец, одержавший исторические победы над шведскими и тевтонскими рыцарями в первой половине XIII века, государственный деятель, радевший за благополучие и мирное развитие русских городов, дипломат, умеющий договариваться и соглашаться ради дальнейшей победы, яркая личность русской истории.
В 2008 году князь Александр Невский благоверный – древнерусский полководец, стал победителем телевизионного проекта "Имя Россия". Он набрал наибольшее количество голосов (более 520 тыс.) и по результатам конкурса объявлен личностью нации.
К образу Александра Невского в разные времена обращались политики, историки, художники, писатели, композиторы, музыканты, режиссеры.
Сегодня при большом количестве научных исследований, познавательной и художественной литературы, энциклопедическим сведениям, интернет-ресурсам, посвященных полководцу, мы можем наблюдать различные и противоречивые сведения, факты, мнения, интерпретации авторов перечисленных источников о личности Александра Невского. И это создает трудности при изучении жизни и деятельности Александра Невского.
Трудность осознания деяний Александра Невского связано с тем, что прижизненных его описаний очень мало. Появление первого жития Александра Невского относится к концу 13 века. На протяжении многих веков редакция «Жития Александра Невского» перерабатывалась и дополнялась. В 1791 году появляется «История о великом князе Александре Ярославиче Невском, без чудес», написанная Екатериной II.
Девиз предлагаемого материала: «Громкие чтения – это плодотворно!»
Все мы библиотекари, педагоги, родители хотим видеть результаты своего труда. Именно, громкие чтения позволяют взрослым получить и увидеть результат. Но самое важное, на наш взгляд, это Сотрудничество, Сотворчество, Содружество ребенка и взрослого, которое предоставляет Совместное чтение.
Громкие чтения рассчитаны, прежде всего, на работу с детьми младшего возраста. Но подростки тоже не должны быть забыты.
Условия громких чтений:
- Выразительное чтение (темп, интонации, внятность, эмоциональность).
- Выбор небольшого по объему произведения.
- Разбить текст на части.
- Каждая часть читается не больше 15 минут.
- После прочтения задаются вопросы или проводится игра.
Громкие чтения могут проводиться по следующим вариантам:
- читает библиотекарь (если в фонде библиотеки имеется одна книга);
- читают библиотекарь и ребята (если в фонде достаточно экземпляров). В этом варианте уместно отработать виды чтения: вслух, про себя, по ролям, пересмотр, просмотр.
- использование звуковой книжки (если такая имеется).
Итак, мы предлагаем схемы проведения, вопросы и видеосопровждение по книгам:
- В. Бахревский «Князь Александр Невский»для старших дошкольников, учеников 1-3 классов. Рисунок 1, Приложение №1, Приложение №2.
Рисунок 1.
- В. Воскобойников «Когда Александр Невский был маленьким» для учеников 4-6 классов. Рисунок 2, Приложение №3, Приложение №4.
Рисунок 2.
- Крутогоров Ю. Александр Невский/Ю. Крутогоров.-М.: Белый город,2001.-48с. Рисунок 3, Приложение №5, Приложение №6.
Рисунок 3.