Какие слова являются наречиями

Разделы: Русский язык


Оборудование: мультимедийный проектор или интерактивная доска, учебник под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.

Цели урока: – дать более глубокие знания о наречии как части речи (начальное представление о наречии у учащихся уже есть); закрепить орфографические и пунктуационные нормы; развивать мышление, речь учащихся; формировать умение самостоятельного умозаключения на основе исследованного языкового материала.

Ход урока

1. Работа с текстом. (Текст на доске или на экране).

– Можно назвать эту группу предложений текстом? Докажите.

(Предложения связаны по смыслу и грамматически.)

– Определите стиль и тип речи. Докажите.

(Художественный стиль, описание.)

– Кто такие медведки?

(Насекомые, живущие в земле.)

– Какие выразительные средства использует автор?

– Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания и буквы, объясните орфограммы и пунктограммы. (Через несколько минут у доски учащийся объясняет и обозначает орфограммы и графически объясняет пунктограммы.)

2. Изучение нового материала.

– Найдите в тексте наречия и выпишите все словосочетания с ними.

– К какой части речи присоединяются наречия? (К глаголу.)

– Что обозначают эти наречия? (Признак действия.)

– Измените главное слово в словосочетании неподвижно висят по временам.

Неподвижно висят

Неподвижно висели

Неподвижно будут висеть

Неподвижно висели бы (условное накл.)

Неподвижно висите (повелит.накл.)

– Какой вывод можно сделать? (Наречие не изменяется.)

– Подчеркните наречия как члены предложения. ( Обстоятельство.)

– Что же такое наречие? Попробуйте сформулировать правило самостоятельно.

(Наречие – это неизменяемая самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, в предложении является обстоятельством.)

– НАРЕЧИЕ – перевод с латинского термина, который означает “приглаголивание”, то есть главное назначение наречия учёные видели в том, что оно должно быть связано с глаголом, уточнять его.

3. Работа с учебником.

Чтение правила 12, стр.81.

Составление тезисного плана по данному правилу.

  1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или признак другого признака.
  2. В предложении наречие обычно является обстоятельством.
  3. Наречие относится к глаголу, реже к прилагательному, причастию, деепричастию, другому наречию.
  4. Наречие – неизменяемая часть речи, следовательно, у него нет и не может быть окончания.

4. Исследование дополнительного материала.

– Отгадайте, о чём идёт речь в стихотворении? (Текст на доске или на экране)

(О наречии.)

– Найдите наречия и подчеркните их как члены предложения.

– Найдите наречие в данном предложении и определите его роль в предложении.

– Сделайте вывод.

(Наречие может быть не только обстоятельством, но и определением, и может входить в состав сказуемого.)

5. Итоги урока.

– Что нового вы сегодня узнали о наречии?

– Чем наречие отличается от других самостоятельных частей речи?

6. Домашнее задание.

12, упражнение 199.