Оборудование: мультимедийный проектор или интерактивная доска, учебник под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.
Цели урока: – дать более глубокие знания о наречии как части речи (начальное представление о наречии у учащихся уже есть); закрепить орфографические и пунктуационные нормы; развивать мышление, речь учащихся; формировать умение самостоятельного умозаключения на основе исследованного языкового материала.
Ход урока
1. Работа с текстом. (Текст на доске или на экране).
– Можно назвать эту группу предложений текстом? Докажите.
(Предложения связаны по смыслу и грамматически.)
– Определите стиль и тип речи. Докажите.
(Художественный стиль, описание.)
– Кто такие медведки?
(Насекомые, живущие в земле.)
– Какие выразительные средства использует автор?
– Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания и буквы, объясните орфограммы и пунктограммы. (Через несколько минут у доски учащийся объясняет и обозначает орфограммы и графически объясняет пунктограммы.)
2. Изучение нового материала.
– Найдите в тексте наречия и выпишите все словосочетания с ними.
– К какой части речи присоединяются наречия? (К глаголу.)
– Что обозначают эти наречия? (Признак действия.)
– Измените главное слово в словосочетании неподвижно висят по временам.
Неподвижно висят
Неподвижно висели
Неподвижно будут висеть
Неподвижно висели бы (условное накл.)
Неподвижно висите (повелит.накл.)
– Какой вывод можно сделать? (Наречие не изменяется.)
– Подчеркните наречия как члены предложения. ( Обстоятельство.)
– Что же такое наречие? Попробуйте сформулировать правило самостоятельно.
(Наречие – это неизменяемая самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, в предложении является обстоятельством.)
– НАРЕЧИЕ – перевод с латинского термина, который означает “приглаголивание”, то есть главное назначение наречия учёные видели в том, что оно должно быть связано с глаголом, уточнять его.
3. Работа с учебником.
Чтение правила 12, стр.81.
Составление тезисного плана по данному правилу.
- Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или признак другого признака.
- В предложении наречие обычно является обстоятельством.
- Наречие относится к глаголу, реже к прилагательному, причастию, деепричастию, другому наречию.
- Наречие – неизменяемая часть речи, следовательно, у него нет и не может быть окончания.
4. Исследование дополнительного материала.
– Отгадайте, о чём идёт речь в стихотворении? (Текст на доске или на экране)
(О наречии.)
– Найдите наречия и подчеркните их как члены предложения.
– Найдите наречие в данном предложении и определите его роль в предложении.
– Сделайте вывод.
(Наречие может быть не только обстоятельством, но и определением, и может входить в состав сказуемого.)
5. Итоги урока.
– Что нового вы сегодня узнали о наречии?
– Чем наречие отличается от других самостоятельных частей речи?
6. Домашнее задание.
12, упражнение 199.