Задачи урока:
- учить соотносить количество предметов с цифрой;
- закрепить навыки количественного и порядкового счета;
- повторить числа 1-5: образование, написание, состав;
- научить отгадывать математические загадки;
- учить выполнять учебную задачу и выполнять её
- самостоятельно;
- развивать внимание, сообразительность, точность, речь, логическое мышление, моторику пальчиков.
Материалы к уроку:
Демонстрационный - компьютер, интерактивная доска, слайды с изображением Буратино, Мальвины, Пьеро, Артемона, Карабаса-Барабаса; "домики"- для повторения состава чисел.
Раздаточный - по 5 кружков красного и зелёного цвета, цифры 1-10, мягкая проволока, счетные палочки, индивидуальные доски для письма.
Ход урока
1. Образование и запись чисел 1-5. Счет до 5.
А) Игра "День - ночь".
На интерактивной доске появляется слайд с изображением Буратино.
- Дети, кто пришёл к нам в гости?
- (Буратино.)
- Сколько у нас гостей? Покажите карточку с этой цифрой.
- (1)
- Из какой сказки пришёл к нам Буратино?
- (Из сказки о золотом ключике.)
- Сегодня герои этой сказки помогут нам в игре "День - ночь". Вы же знаете, что ночью происходят сказочные чудеса, замечательные превращения.
- Я говорю вам "ночь", вы закрываете глаза, будто спите.
На интерактивной доске появляется слайд с изображением Мальвины.
- День! Открываете глаза. Что изменилось?
- (Пришла Мальвина.)
- Сколько теперь героев сказки? Покажите карточку с цифрой.
- (2)
- Как получили число 2? Запишите, как получили число 2 на своих индивидуальных досках.
- (1 + 1=2)
- Проверьте, так ли у вас. (Появляется слайд - 1+1=2)
- Ночь!
Дети "спят", появляется слайд с изображением Пьеро.
- День! Что теперь изменилось?
- (Появился Пьеро.)
- Сколько стало героев сказки? Покажите карточку.
- (3)
- Как получили число 3?
- (1+1+1=3
1+2=3
2+1=3)
- Сделайте соответствующие записи на своих досках.
Проверьте, так ли у вас? (Появляется слайд 1 + 1+1=3, 1+2=3, 2+1=3)
- Ночь!
Дети "спят" - появляется слайд с изображением Артемона.
- День! Что сейчас изменилось?
- (Появился Артемон.)
- Сколько теперь стало героев сказки? Покажите карточку.
- (4)
- Как получили число 4?
- (3+1=4, 1+3=4, 2+2=4)
- Сделайте соответствующие записи на своих досках.
- Проверьте, у вас так? (Появляется слайд - 3+1=4, 1+3=4, 2+2=4)
- Ночь!
Дети "спят" - появляется слайд с изображением Карабаса-Барабаса.
- День! Что изменилось сейчас?
- (Появился Карабас-Барабас.)
- Сколько теперь стало героев? Покажите карточку.
- (5)
- Как получили число 5?
- (4+1=5, 1+4=5, 3+2=5, 2+3=5)
- Сделайте соответствующие записи на своих досках.
- Проверьте, так ли вы записали? ( Появляется слайд - 4+1=5, 1+4=5, 3+2=5, 2+3=5)
б) Игра "Волшебная проволочка". Пальчиковая гимнастика.
В задании закрепляются навыки счёта с опорой на конструирование из проволоки соответствующей цифры.
У каждого ребенка "волшебная проволочка".
- Покажите с помощью "волшебной проволочки" цифру, обозначающую количество точек на рисунке.
Дети конструируют с помощью мягкой проволочки цифры 3, 2, 4.
- Я прочитаю вам веселые загадки. Подумайте, что это?
Пять братьев -
Всем одно имя.
Годами равные,
Ростом разные.
- Что это?
- (Пальцы.)
- Пять братьев неразлучны,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.
- Что это?
- (Пальцы.)
- Какое число встретилось вам в загадках?
- (5)
- Покажите его с помощью " волшебной проволочки".
2. Физминутка "Считай и делай".
Один - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
3. Запись и состав чисел 1-5.
- Откройте учебник на с. 1, найдите № 1.
- Рассмотрите внимательно рисунки. Что в них общего?
- (Это ягоды. Есть листочки. Внизу записаны цифры 1, 2, 3, 4, 5.)
- Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?
- (Надо зачеркнуть лишние цифры.)
- Почему вы так решили? Объясните.
- (На первой картинке нарисованы 4 ягоды рябины. Под картинкой написаны цифры: 1, 2, 3, 4, 5. Все цифры, кроме цифры 4, зачёркнуты. Цифра 4 показывает, что на картинке 4 ягоды рябины.)
- Какие ягоды нарисованы на второй картинке?
- (Земляника.)
- Сколько их?
- (3)
- Что вы сделаете?
- (Зачеркнём цифры 1, 2, 4, 5, а оставим цифру 3.)
- На 3-ей и 4-ой картинках выполните задание самостоятельно.
Через 2-3 минуты идёт проверка выполнения задания.
- Какие цифры зачеркнули на 3-ей картинке?
- (На 3-ей картинке две ягоды малины, поэтому я зачеркнул цифры 1, 3, 4, 5, а оставил цифру 2.)
- Какие цифры зачеркнули на 4-ой картинке?
- (На 4-ой картинке одна ягода крыжовника, поэтому я зачеркнул цифры 2, 3, 4, 5, а оставил цифру 1.)
Проверка идет одновременно со слайдами на интерактивной доске -
3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 1 | 4 |
2) Игра "Волшебные домики".
Повторяется состав чисел 2-5 с использованием наглядной опоры. У каждого ребенка на столе кружки красного и зеленого цвета. Один ребенок работает у доски с моделями "домиков".
- Возьмите 2 разноцветных кружочка. У кого что получилось?
- (1 кружок - красный, 1 - зелёный.)
- Могут ли быть другие способы подбора?
- (Нет.)
- Какие же числа поселятся в "домике" 2?
- (1 и 1.)
- Наберите 3 разноцветных кружочка. Что у вас получилось?
- (1 - красный, 2 - зелёных.
- А у меня 1 - зелёный, 2 - красных.)
- Какие числа поселятся в "домике" 3?
- Наберите 4 разноцветных кружка. Что получилось?
- (1 - красный, 3 - зелёных.
- 2- красных, 2 - зеленых.
- 3 - красных, 1 - зеленый.)
- Какие числа поселим в "домике" 4?
Наберите 5 разноцветных кружка. Что получилось?
- (1 - красный, 4 - зелёных.
- 2- красных, 3 - зеленых.
- 3 - красных, 2 - зеленых.
- 4 - красных, 1 - зелёный.)
- Какие числа поселим в "домике" 5?
Физминутка с пальчиками.
Упражнения для развития моторики пальцев с имитацией действий, указанных в стишке.
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать!
Один, два, три, четыре, пять.
- Дайте каждому пальчику название.
5. Закрепление представлений о составе чисел 2-5.
А) - Найдите на с.1 № 2.
- Рассмотрите картинки. Подумайте, почему рядом с первой божьей коровкой в кружочке цифра 2?
- (На одном крыле 1 кружок и на другом 1 кружок, а вместе -2.)
- Почему у двух следующих жучков рядом стоит цифра 3?
- (На одном крылышке 1 кружок, а на другом 2 кружка. А у другого -наоборот - 2 кружка на первом крылышке и 1 кружок на втором. А вместе будет 3.)
- Как можно составить число три?
- (3=1+2 3=2+1 )
- Рассмотрите божьих коровок, рядом с которыми стоит цифра четыре. Попробуйте самостоятельно поставить на них точки.
Даётся время на эту работу.
- Проверим, как у вас получилось.
- (4=1+3 4=2+2 4=3+1)
- Какими способами можно разбить число 5 на части?
- (5=4+1 5=2+3 5=3+2 5=1+4)
- Нарисуйте на жучках, где 5 соответствующие точки. Даётся время на эту работу.
- Проверим, как у вас получилось.
- (5=4+1 5=2+3 5=3+2 5=1+4)
Б) - Найдите на с. 1 №3.
- Рассмотрите домики, что нужно сделать в этом задании?
- (Надо записать цифры.)
- Какую цифру надо записать в "пустой квартире" дома №2?
- (1 и 1)
- Каких жильцов надо заселить в "пустые квартиры" в доме №3?
- (1 и 2, 2 и 1.)
- А жильцов "пустых квартир" в домах №4 и №5 попробуйте заселить самостоятельно.
Даётся время на эту работу.
- Давайте проверим, как вы заселили жильцов.
Появляется слайд на интерактивной доске -
4 |
|
1 | 3 |
2 | 2 |
3 | 1 |
5 |
|
1 | 4 |
2 | 3 |
3 | 2 |
4 | 1 |
6. Игра "Я - художник".
- В клеточках по образцу на с. 1 дорисуйте узоры. Старайтесь сделать правильно, красиво и точно.
7. Итог урока. Рефлексия.
- Что вам понравилось на уроке?
- Что вызвало затруднения?
- Молодцы! Работали дружно, старались. Были активны в работе.