Урок математики в предшкольной подготовительной группе по теме "Числа 1–5. Повторение"

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


Задачи урока:

  • учить соотносить количество предметов с цифрой;
  • закрепить навыки количественного и порядкового счета;
  • повторить числа 1-5: образование, написание, состав;
  • научить отгадывать математические загадки;
  • учить выполнять учебную задачу и выполнять её
  • самостоятельно;
  • развивать внимание, сообразительность, точность, речь, логическое мышление, моторику пальчиков.

Материалы к уроку:

Демонстрационный - компьютер, интерактивная доска, слайды с изображением Буратино, Мальвины, Пьеро, Артемона, Карабаса-Барабаса; "домики"- для повторения состава чисел.

Раздаточный - по 5 кружков красного и зелёного цвета, цифры 1-10, мягкая проволока, счетные палочки, индивидуальные доски для письма.

Ход урока

1. Образование и запись чисел 1-5. Счет до 5.

А) Игра "День - ночь".

На интерактивной доске появляется слайд с изображением Буратино.

- Дети, кто пришёл к нам в гости?

- (Буратино.)

- Сколько у нас гостей? Покажите карточку с этой цифрой.

- (1)

- Из какой сказки пришёл к нам Буратино?

- (Из сказки о золотом ключике.)

- Сегодня герои этой сказки помогут нам в игре "День - ночь". Вы же знаете, что ночью происходят сказочные чудеса, замечательные превращения.

- Я говорю вам "ночь", вы закрываете глаза, будто спите.

На интерактивной доске появляется слайд с изображением Мальвины.

- День! Открываете глаза. Что изменилось?

- (Пришла Мальвина.)

- Сколько теперь героев сказки? Покажите карточку с цифрой.

- (2)

- Как получили число 2? Запишите, как получили число 2 на своих индивидуальных досках.

- (1 + 1=2)

- Проверьте, так ли у вас. (Появляется слайд - 1+1=2)

- Ночь!

Дети "спят", появляется слайд с изображением Пьеро.

- День! Что теперь изменилось?

- (Появился Пьеро.)

- Сколько стало героев сказки? Покажите карточку.

- (3)

- Как получили число 3?

- (1+1+1=3

1+2=3

2+1=3)

- Сделайте соответствующие записи на своих досках.

Проверьте, так ли у вас? (Появляется слайд 1 + 1+1=3, 1+2=3, 2+1=3)

- Ночь!

Дети "спят" - появляется слайд с изображением Артемона.

- День! Что сейчас изменилось?

- (Появился Артемон.)

- Сколько теперь стало героев сказки? Покажите карточку.

- (4)

- Как получили число 4?

- (3+1=4, 1+3=4, 2+2=4)

- Сделайте соответствующие записи на своих досках.

- Проверьте, у вас так? (Появляется слайд - 3+1=4, 1+3=4, 2+2=4)

- Ночь!

Дети "спят" - появляется слайд с изображением Карабаса-Барабаса.

- День! Что изменилось сейчас?

- (Появился Карабас-Барабас.)

- Сколько теперь стало героев? Покажите карточку.

- (5)

- Как получили число 5?

- (4+1=5, 1+4=5, 3+2=5, 2+3=5)

- Сделайте соответствующие записи на своих досках.

- Проверьте, так ли вы записали? ( Появляется слайд - 4+1=5, 1+4=5, 3+2=5, 2+3=5)

б) Игра "Волшебная проволочка". Пальчиковая гимнастика.

В задании закрепляются навыки счёта с опорой на конструирование из проволоки соответствующей цифры.

У каждого ребенка "волшебная проволочка".

- Покажите с помощью "волшебной проволочки" цифру, обозначающую количество точек на рисунке.

Дети конструируют с помощью мягкой проволочки цифры 3, 2, 4.

- Я прочитаю вам веселые загадки. Подумайте, что это?

Пять братьев -
Всем одно имя.
Годами равные,
Ростом разные.

- Что это?

- (Пальцы.)

- Пять братьев неразлучны,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.

- Что это?

- (Пальцы.)

- Какое число встретилось вам в загадках?

- (5)

- Покажите его с помощью " волшебной проволочки".

2. Физминутка "Считай и делай".

Один - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

3. Запись и состав чисел 1-5.

- Откройте учебник на с. 1, найдите № 1.

- Рассмотрите внимательно рисунки. Что в них общего?

- (Это ягоды. Есть листочки. Внизу записаны цифры 1, 2, 3, 4, 5.)

- Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?

- (Надо зачеркнуть лишние цифры.)

- Почему вы так решили? Объясните.

- (На первой картинке нарисованы 4 ягоды рябины. Под картинкой написаны цифры: 1, 2, 3, 4, 5. Все цифры, кроме цифры 4, зачёркнуты. Цифра 4 показывает, что на картинке 4 ягоды рябины.)

- Какие ягоды нарисованы на второй картинке?

- (Земляника.)

- Сколько их?

- (3)

- Что вы сделаете?

- (Зачеркнём цифры 1, 2, 4, 5, а оставим цифру 3.)

- На 3-ей и 4-ой картинках выполните задание самостоятельно.

Через 2-3 минуты идёт проверка выполнения задания.

- Какие цифры зачеркнули на 3-ей картинке?

- (На 3-ей картинке две ягоды малины, поэтому я зачеркнул цифры 1, 3, 4, 5, а оставил цифру 2.)

- Какие цифры зачеркнули на 4-ой картинке?

- (На 4-ой картинке одна ягода крыжовника, поэтому я зачеркнул цифры 2, 3, 4, 5, а оставил цифру 1.)

Проверка идет одновременно со слайдами на интерактивной доске -

1 2 3 4 5   1 2 3 4 5   1 2 3 4 5

2) Игра "Волшебные домики".

Повторяется состав чисел 2-5 с использованием наглядной опоры. У каждого ребенка на столе кружки красного и зеленого цвета. Один ребенок работает у доски с моделями "домиков".

- Возьмите 2 разноцветных кружочка. У кого что получилось?

- (1 кружок - красный, 1 - зелёный.)

- Могут ли быть другие способы подбора?

- (Нет.)

- Какие же числа поселятся в "домике" 2?

- (1 и 1.)

- Наберите 3 разноцветных кружочка. Что у вас получилось?

- (1 - красный, 2 - зелёных.

- А у меня 1 - зелёный, 2 - красных.)

- Какие числа поселятся в "домике" 3?

- Наберите 4 разноцветных кружка. Что получилось?

- (1 - красный, 3 - зелёных.

- 2- красных, 2 - зеленых.

- 3 - красных, 1 - зеленый.)

- Какие числа поселим в "домике" 4?

Наберите 5 разноцветных кружка. Что получилось?

- (1 - красный, 4 - зелёных.

- 2- красных, 3 - зеленых.

- 3 - красных, 2 - зеленых.

- 4 - красных, 1 - зелёный.)

- Какие числа поселим в "домике" 5?

Физминутка с пальчиками.

Упражнения для развития моторики пальцев с имитацией действий, указанных в стишке.

На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать!
Один, два, три, четыре, пять.

- Дайте каждому пальчику название.

5. Закрепление представлений о составе чисел 2-5.

А) - Найдите на с.1 № 2.

- Рассмотрите картинки. Подумайте, почему рядом с первой божьей коровкой в кружочке цифра 2?

- (На одном крыле 1 кружок и на другом 1 кружок, а вместе -2.)

- Почему у двух следующих жучков рядом стоит цифра 3?

- (На одном крылышке 1 кружок, а на другом 2 кружка. А у другого -наоборот - 2 кружка на первом крылышке и 1 кружок на втором. А вместе будет 3.)

- Как можно составить число три?

- (3=1+2 3=2+1 )

- Рассмотрите божьих коровок, рядом с которыми стоит цифра четыре. Попробуйте самостоятельно поставить на них точки.

Даётся время на эту работу.

- Проверим, как у вас получилось.

- (4=1+3 4=2+2 4=3+1)

- Какими способами можно разбить число 5 на части?

- (5=4+1 5=2+3 5=3+2 5=1+4)

- Нарисуйте на жучках, где 5 соответствующие точки. Даётся время на эту работу.

- Проверим, как у вас получилось.

- (5=4+1 5=2+3 5=3+2 5=1+4)

Б) - Найдите на с. 1 №3.

- Рассмотрите домики, что нужно сделать в этом задании?

- (Надо записать цифры.)

- Какую цифру надо записать в "пустой квартире" дома №2?

- (1 и 1)

- Каких жильцов надо заселить в "пустые квартиры" в доме №3?

- (1 и 2, 2 и 1.)

- А жильцов "пустых квартир" в домах №4 и №5 попробуйте заселить самостоятельно.

Даётся время на эту работу.

- Давайте проверим, как вы заселили жильцов.

Появляется слайд на интерактивной доске -

4

1 3
2 2
3 1

5

1 4
2 3
3 2
4 1

6. Игра "Я - художник".

- В клеточках по образцу на с. 1 дорисуйте узоры. Старайтесь сделать правильно, красиво и точно.

7. Итог урока. Рефлексия.

- Что вам понравилось на уроке?

- Что вызвало затруднения?

- Молодцы! Работали дружно, старались. Были активны в работе.