Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания.
На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию, находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь.
Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение задач, он выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.
Преподавание - это организованный процесс познания. Помимо тематического планирования, в результате которого определяется система уроков по теме, цель каждого урока, огромное значение имеет правильный отбор тех организационных форм работы с учащимися, которые более всего отвечают задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета, общим целям обучения.
Учебные предметы включают в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом.
Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.
Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, учителя.
Особую актуальность эта проблема приобретает в 1- 4 классах. Учеба - труд, и труд не легкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто.
При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.
С середины 70-х гг. в Отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному предмету.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, нетрадиционной (не установленной) структуры.
Взгляды педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Развитие ребенка на уроках происходит по-разному. Все зависит от того, что именно понимается под развитием.
Если иметь в виду, что развитие - это наращивание знаний, умений и навыков производить определенные действия (складывать, вычитать, анализировать, обобщать и развивать память, воображение и т. д.) - такое развитие обеспечивается именно традиционными уроками. Оно может идти быстро или медленно.
Если предпочитаете быстрый вариант - тогда необходимо обратиться к нетрадиционной организации урока.
Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.
При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.
Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.
Задания могут быть самые разнообразные. Например, по русскому языку:
- заполнить анкету (текст);
- ответить на письма читателей;
- подготовить подпись к фотографиям;
- создать рекламу газеты;
- составить рассказ по опорным словам;
- придумать пример по аналогии и т.д.
Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма, творческого таланта учителя.
Вот как пишет об этом Л. С. Выгодский: “Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себя некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать нас, возбудить интерес к какому- либо предмету или явлению. Следовательно, чтобы поставить этот предмет или явление в личные отношения к ученику, надо сделать его изучение личным делом ученика, тогда мы можем быть уверены в успехе. Через детский интерес к новому детскому интересу - такового правило”.
Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами. Поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды и т.п. Если внести в урок этот эффект, считайте, что вам уже удастся пробудить у учащихся желание решать те задачи, которые вы перед ними поставили.
Из этого следует, что среди многообразия путей и средств формирования устойчивых познавательных интересов, выделим следующие:
- увлеченное преподавание;
- новизну учебного материала;
- показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников;
- использование новых и нетрадиционных форм обучения;
- чередования форм и методов обучения;
- проблемное обучение, эвристическое;
- обучение с компьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных средств;
- тестирование знаний, умений и навыков;
- показ достижений обучаемых;
- создание ситуаций успеха;
- соревнование (с товарищами по классу, самим собой);
- создание положительного микроклимата в классе, доверие к ученику;
- педагогический такт и мастерство педагога;
- отношение педагога к своему предмету, к учащимся и т.д.
В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования ? создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников.
Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии.
Такие формы проведения занятий снимают традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что приведёт к падению у учащихся интереса к предмету.
Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него и соответствуют индивидуальным особенностям учащихся.
Литература
- Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа.- М.,1998.
- Бетенкова Н.М., Фонин Д., С. Конкурс грамотеев. - М., Просвещение 1995.
- Истомина Н.Б. Развивающее обучение // Начальная школа.- М.,1996.
- Крутецкий В.А.. Психология.- М., Просвещение, 1986.
- Кульневич С.В., Лакоцетина Т. П. “Нетрадиционные уроки в начальной школе”. Выпуск 1 и 2. - ТЦ “Учитель”, 2002г.
- Модылевская Г.И. Нестандартные формы уроков внеклассного чтения // Начальная школа.- М.,1997
- Савинова С.В., Гугучкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе. – Волгоград, 1997.
- Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением. – Екатеринбург, 1998.
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль, 1995.
Преподавание в начальной школе.
Нестандартные уроки – одно из средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируется более прочные, глубокие знания. Уроки такого вида либо начинают изучение новой темы, либо её завершают.
Уроки типа КВН - эти формы урока “пришли” с внеклассных занятий и стали популярными. Область их применения - преимущественное повторение тем и разделов.
Вашему вниманию представлен урок – КВН по русскому языку.
Составила учитель начальных классов высшей квалификационной категории Кондрашова Надежда Владимировна, персональный идентификатор: 218-131-013, МОУ “Покровский лицей”, с. Покровка, Абдулинский района, Оренбургская область.
К В Н – по русскому языку 2 класс.
Цель: Закрепить знания учащихся по пройденным темам.
Развивать внимание, логическое мышление, речь, кругозор учащихся.
Воспитывать любовь к родному языку, взаимопомощь, товарищество и дружбу.
Оборудование: эпиграф о русском языке, эмблемы каждому участнику игры, задания для каждого конкурса должны быть приготовлены.
Тип урока: КВН, закрепление пройденного.
1. ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССА (эпиграф напечатать на доске)
“Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом”.
/Сабир Абдула /
ВЫСТУПЛЕНИЕ
2. ВЕДУЩИЙ:
Язык, на котором мы говорим, красив и богат.
На русском языке говорят не только русские.
Он понятен каждому человеку, живущему, в нашей стране.
3. ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД: / обе команды /
Все ученики:
Мы веселые ребята, и не любим мы
скучать.
С удовольствием мы с вами в КВН
будем играть.
1-я команда:
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
2-я команда:
И, соревнуясь, вместе с вами
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней.
4. ВСЕ УЧАСТНИКИ ПОЮТ ПЕСНЮ О КВНе /на мелодию песни “УЛЫБКА” композитора В. Шаинского/
Любит КВН наш дружный класс,
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри
Путь к победе труден, что ни говори.
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой
Чтоб находчивость и знания
проверить
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем
верить.
5. ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНДАМИ ЖЮРИ И ВРУЧЕНИЕ ИМ СВОИХ ЭМБЛЕМ
Вам и слава, и почет!
Все мы любим точный счет.
6. ОТГАДЫВАНИЕ НАЗВАНИЙ КОМАНД И ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНДАМ
а/ СОВОЛ – поставьте правильно буквы, чтобы получилось название команды “Слово”.
б/ Ставьте рядом все части, которые я буду произносить, тогда получите название другой команды.
Сначала – ПРЕД, а потом – ЛОЖ, а затем – ЕН и в конце ИЕ. “Предложение”.
Команда “Слово” – Победу, а не поражение, мы вам желаем предложение.
Команда “Предложение” –
У нас приветствие готово к ребятам, из команды
“Слово”
Соперник наш не позабудь:
К победе очень труден путь!”
- КОНКУРС КАПИТАНОВ
В стране словарная
береза шофер
помидор погода
мороз снег
ребята девочка
чай день
/ Поставить ударение в словах /
- Какая буква в русском языке ударная?
- В каких словах ударение не ставится?
2-й конкурс ШИФРОВАЛЬНАЯ
/ Дать командам кроссворды. Они должны разгадать и объяснить на какое правило там слова /
1- я команда:
1. Мы ходим ночью, ходим днем, но никуда мы не уйдем. / Часы /
2. Нахмурится, насупится, в слезы ударится – ничего не останется. / Туча /
3. Хвостом виляет, зубаста, а не лает. / Щука /
4. Таскал меня зверь, а попал на людей. / Шуба /
5. Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются./Лыжи/
2-я команда:
1. В золотой клубочек спрятался дубочек. / Желудь /
2. Его весной и летом мы видим одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. / Дуб/
3. В огне не горит, в воде не тонет. / Лед /
4. Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. / Лук /
5. Кто растет корнем вверх. / Зуб /
3-й конкурс: СОСТАВЬ ПРАВИЛЬНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ
/Слова в пословицах написаны на отдельных листочках, дети должны собрать пословицы правильно/
1-я команда:
Дерево дорого плодами, а человек делами.
Хорошо того учить, кто слушает.
2-я команда:
Не спеши языком, торопись делом.
Друга – ищи, а нашёл – береги.
/- Что это такое? Объясни смысл этих пословиц?/
4-й конкурс: МОЖЕМ МЫ ДИКТАНТ ПИСАТЬ НА “4” и НА “5”
/ На листочке каждый член команды записывает только одно слово из предложения, а затем передает другому /
РУССКИЙ ЯЗЫК ПОМОГАЕТ НАМ ДРУЖИТЬ / листочки передать членам жюри /
- После чего каждый член команды пишет диктант под диктовку на листочках.
Наступил март. С крыши падает чистая капель. У крыльца осели сугробы. Быстро бежит ручей. А в лесу еще царствует зима.
/ Все тексты жюри, они выставляют оценки. Жюри подводят итоги /
5-й конкурс: “БОЛЕЛЬЩИКАМ”
“ Поддержи наши команды, помоги им победить”
/Болельщикам каждой команды загадываются загадки, они должны их отгадать, тем самым принести очко своим командам./
- Дом зеленый тесноват, узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят круглые ребятки.
Осенью пришла беда: треснул домик гладкий
Поскакали кто - куда круглые ребятки. / Горох / - Красненькая матрешка, беленькое сердечко. / Малина /
- В поле сережки на тоненькой ножке. /Овес /
- На одной ноге стоит. Срежут, засолят - хрустит.
Приготовят салат, с постным маслицем съедят. /Капуста / - Зелена, а не луг, бела, а не снег. Кудрява, а не голова. /Береза /
- Никто ее не пугает, а она вся дрожит. /Осина /
- В огороде вырастаю, а когда я созреваю,
- Без окон и без дверей полна горница людей. / Огурец /
Варят из меня томат, в щи кладут и так едят. / Помидор /
/ Предоставляем слово жюри /
6-й конкурс: РАСКРОЙТЕ СКОБКИ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Хорошее слово / до / сердца / до / йдет /.
С / горы / с / бежал поток проворный /.
- Как пишутся приставки со словами?
- Как пишутся предлоги со словами?
- Для чего служат предлоги в предложении?
- Разобрать эти предложения.
- Что называется существительным? Прилагательным? Глаголом?
- От чего зависят в предложении прилагательные? Глаголы?
7-й конкурс: ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
/Командам было дано домашнее задание составить сказки, а теперь они должны их прочитать, а члены жюри оценить их./
- Чтение составленных сказок про “ЖИ” и “ШИ”.
- Про мягкий знак.
1-я команда: СКАЗКА ПРО “ЖИ” и “ШИ”
- Один раз собралось в лесу много зверей. Вышел вперед медведь и сказал:
Сейчас будут звери соревноваться на знание “ЖИ” и “ШИ”. Стартовали бельчонок, зайчонок и лисенок. Вот первое препятствие: стоят ЛЫ. А дальше точки. Нужно вставить какой-то слог. Лисенок дописал ЖЫ. Лыжи ни с места. Зайчонок крикнул:
-Лыже! Лыжи стоят. Бельчонок дописал ЖИ. Получилось ЛЫЖИ! И лыжи поехали.
Вот второе препятствие: впереди “ГАЛО”. А дальше? Лисенок и зайчонок сошли с дистанции, а бельчонок и тут дал правильный ответ: “ГАЛОШИ”! И он получил главный приз: ЛЫЖИ и ГАЛОШИ.
2-я команда: СКАЗКА ПРО Ь
На полянке в лесу собралось очень много зверей. Вот вышел вперед медведь и сказал:
-”В моем названии есть особенная буква”.
Задумались звери и начали спорить. Затем вышел на середину полянки бельчонок и сказал:
- “ В моем названии тоже есть такая же буква, как и у дяди Миши”. Звери подняли шум во весь лес. На их шум пришел еж и говорит:
- “А я знаю, какая эта буква. Это буква Ь”.
Еж постоял, помолчал… А потом говорит:
- “В нашем лесу живет очень маленькое животное, с длинным хвостом, с маленькими ушами. В ее названии тоже есть эта буква”. Как называется это животное?
10-ый конкурс: НАПИШИ НАС ПРАВИЛЬНО
/ Слова нужно написать в три столбика: м. р.; ж. р.; ср. р. /
Гора, дерево, папа, пенал, ручка, окно, книга, дверь, стул, портфель, улица, небо, яблоко, стол, конь, поле, море, тетрадь.
/ листочки отдаем жюри для проверки /
/стихотворение о грамматике читает ученик/
Грамматика, грамматика-наука очень строгая!
Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее плохое было бы житье!
Не составить телеграмму и открытку не отправить,
Даже собственную маму с днем рожденья не поздравить.
Отправляя поздравленья, помни правило склонения.
Род, число и падежи крепко в памяти держи!
А приставки и частицы - вроде хитреньких зверьков!
Им охота порезвиться обмануть учеников!
Люблю тебя грамматика, ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика, осилю понемногу я!
- Исполнение песен участниками праздника.
Подведение итогов:
- Жюри подводят итоги. Команда, победившая в игре, получает сладкий приз.
Интегрированный урок
В современных условиях обучения предмета в школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных дидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения предмета. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам.
Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Кроме того, науки гуманитарного цикла ставят предмет для разговора, повод для коммуникации.
Литература играет большую роль в эстетическом развитии учащихся. Тексты художественных произведений являются важнейшим средством приобщения учащихся к культуре. Знания о выдающихся представителях культуры, о конкретных произведениях искусства приобретаются в процессе чтения.
Основными целями интеграции предмета с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний, и обмен этими знаниями в условиях речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.
Открытый интегрированный урок в 1 классе чтение + письмо
Составила и провела учитель начальных классов МОУ “Покровский лицей” с. Покровка, Абдулинского района, Оренбургской области Кондрашова Надежда Владимировна, учитель высшей категории идентификатор:218-131-013.
Тема: Чтение текстов с изученными буквами. Л. Толстой “Два товарища”. Письмо слов и предложений с изученными буквами.
Цель: 1.Продолжить знакомить учащихся с произведения Л.Н.Толстого; работать по классификации букв; повторить знания учащихся по изученным буквам.
2.Развивать навыки чтения; умение работать с текстом; развивать речь, внимание, мышление, фонематический слух, орфографическую зоркость, каллиграфию учащихся.
3.Воспитывать чувство товарищества, благородства, дисциплинированность, самостоятельность.
Тип урока: интегрированный.
Методы: поисковый, исследовательский, наглядный, опроса, интерактивный.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, тетради, портрет Л.Н.Толстого, выставка книг писателя, презентация, фонограмма песни “Танец маленьких утят”.
ХОД УРОКА
I.Орг. момент.
а) Представление гостей.
б) Настрой на урок. Чтение стихотворения. (Все уч-ся)
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Повторение пройденного. (слайд №1, предложения на слайде написать на интерактивной доске)
а) Зрительный диктант. (на листочках)
Я хочу посадить цветы.
Я люблю георгины.
(Дети читают только глазами. Учитель считает: 1- е предложение до -10,после чего пишут самостоятельно по памяти. 2-ое предложение до – 7, после чего пишут самостоятельно на листочках).
б) Проверка домашнего задания.
- О чём вы читали текст на прошлом уроке? (об овощах)
- Где хозяйка взяла овощи? (на базаре)
- О чём спорили овощи? (кто вкусней и нужней на земле)
-Для чего были нужны овощи хозяйке? (чтобы сварить вкусный суп)
-Кто автор этого произведения? (Ю. Тувим)
-Ребята, а где растут овощи? (на огороде)
- А сейчас мы разыграем сценку об овощах. (слайд №2. Дети надевают короны с овощами на голову и выходят)
ОВОЩЕВОД:
В огород вы заходите,
Овощей там наберите,
Дары матушки – Земли
Мы сегодня привезли.
ЛУК:
Я репчатый, зелёный, (слайд №3)
Сушёный и солёный.
Как приправа к блюдам
Я полезен людям.
СВЁКЛА:
Кругла я, словно шарик. (слайд№4)
Меня за вкус все уважают,
Добавляют в винегрет,
Полезней свёклы в мире нет.
МОРКОВЬ:
Я девица из темницы,
Вот зелёная коса.
Я всегда могу сгодиться,
Витамин дарю вам А.
КАРТОФЕЛЬ:
Я посажен весной, (слайд№5)
Летом, я окучен.
И за то, что я полезен,
Грамота мне вручена.
РЕДИСКИ:
Мы – редиски, мы – подружки.
Мы уже готовы.
Быть в салате вместе с луком –
Ешьте на здоровье!
ПОМИДОР:
И я, томат, вас видеть рад. (слайд№6)
Я полон витаминов,
Несу здоровья я заряд,
Не хуже мандаринов.
ОГУРЕЦ:
Я – огурчик для салата,
Я расту на грядке.
Ешьте, люди, огурцы –
Будет всё в порядке.
КАПУСТА:
Полезней сока моего (слайд №7)
Ничего на свете нет.
Пейте сок капустный люди,-
Доживёте до ста лет.
ОВОЩЕВОД:
Мы представили для вас (слайд №8)
Овощей рекламу.
Ну, а теперь продолжим мы
Нашу программу.
- Ребята, мы узнали, насколько полезно есть овощи. Они богаты витаминами, которые нужны нам для нашего здоровья, роста и развития.
III. Новая тема.
- а) Небольшая викторина по произведениям Л.Н.Толстого.
- а) Работа по Азбуке.
- ПИСЬМО. (слайд№12)
- Из каких произведений эти строки:
-Ваня покраснел как рак и сказал: “Нет, я косточку бросил за окошко”. (Косточка)
- Не дурно то, что дед стар и слаб, а то дурно, что внук млад и глуп. (Дед и внучек)
-Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Выскочила в окно и убежала. Медведи не догнали её. ( Три медведя)
-Герою, какого рассказа пришлось идти в школу в отцовской шапке? (Филиппок)
- Кто автор этих рассказов? (Л.Н.Толстой)
Как вы думаете, рассказ какого автора мы будем читать на уроке?
(рассказ Л.Н. Толстого)
б) Сообщение темы урока. ( слайд №9)
-Сегодня мы познакомимся ещё с одним очень поучительным рассказом Л.Н.Толстого “Два товарища”.
Биография автора
Л.Н.Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная поляна, Тульской губернии в знатной дворянской семье. С девяти лет остался сиротой, воспитывался у тётки в Казани, получил домашнее образование.
Затем учился в Казанском университете, служил а армии, участвовал в Крымской войне, а потом поселился в Ясной поляне. (слайд №10 показать дом Толстых) Он очень любил детей, писал для них книги. А в 1859 году открыл школу для крестьянских детей, лишившись графского титула. (слайд №11, здание школы. Мы с вами это видели в интернете. Помните?)
Тогда в нашей стране было мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были неграмотны. Лев Николаевич сам учил ребят, писал для них книги. Работу в школе Толстой считал самым важнейшим делом своей жизни.
б) читать текст “ Два товарища”. (хорошо читающие ученики)
в) Работа по содержанию текста.
-Где были дети?
-Кто набросился на детей?
-Как они среагировали на опасность?
-Как поступил медведь?
- В чём не прав мальчик залезший на дерево? (посмеялся над товарищем)
-Какой вывод вы сделаете?
-Как об этом пишет автор? (плохие люди те, которые в опасности от своих товарищей убегают.)
Обратиться к выставке. Кто из вас заинтересуется произведениями Толстого
Может взять и почитать эти книги.
г) Читать стихотворение Е.Благининой о щенке. (хорошо читающими учениками)
- О ком это стихотворение? (о щенке)
-Какой был щенок? (тщедушный - щуплый, хилый, чахлый)
-Как мальчик за ним ухаживал? (кормил, от стужи защищал)
-Как реагировал на это щенок? (от радости пищал)
ФИЗМИНУТКА. (под музыку “ Танец маленьких утят” фонограмма)
а) Записать число, классная работа.
б) Минутка чистописания.
ча ща
чу щу
На какое правило эти слоги?
в) слайд №13. Сова и Ёжик сидит за партой.
- Сова, очень строгая учительница из лесной школы, дала задание Ежу
составить слова из слогов: (составленные слова записать в тетрадь и на доске, ученики по одному выходят к доске и записывают эти слова)
-Слово щенок разобрать. Сделать звуко-буквенный анализ. Самостоятельно.
-На какое правило эти слова?
-Назовите слова, которые обозначают одушевлённый предмет?
-На какой вопрос отвечают остальные слова? (Что?) Почему? (Они обозначают неодушевлённый предмет)
4. Работа над предложением.
а) Записать предложение с комментированием у доски.
На крючке была зубастая щука.
Посмотрите внимательно, на какие правила встречаются слова в этом предложении.
- О ком говорится в этом предложении?
- Назовите слово, которое обозначает действие предмета?
- Назовите слово, которое обозначает признак предмета?
- Попробуйте задать вопрос к следующему слову? (щука - была где?)
5. Словарно – зрительный диктант. (слайд №14)
а) тёмная
шишка
туча
пыль
играть
журчал
б) Работа над этими словами.
-Найти слова с сочетаниями - ча
- Объяснить написание слов с “ь” знаком.
- найти слова, которые обозначают действие предмета.
- найти слова, которые обозначают признак предмета.
в)записать эти слова под диктовку.
IV. Итог урока. Понравился вам урок? Что нового и интересного узнали на уроке?