Нетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса младших школьников. Урок-КВН по русскому языку. Интегрированный урок (чтение + письмо)

Разделы: Начальная школа


Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания.

На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию, находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь.

Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение задач, он выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.

Преподавание - это организованный процесс познания. Помимо тематического планирования, в результате которого определяется система уроков по теме, цель каждого урока, огромное значение имеет правильный отбор тех организационных форм работы с учащимися, которые более всего отвечают задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета, общим целям обучения.

Учебные предметы включают в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом.

Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.

Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, учителя.

Особую актуальность эта проблема приобретает в 1- 4 классах. Учеба - труд, и труд не легкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто.

При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.

С середины 70-х гг. в Отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному предмету.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, нетрадиционной (не установленной) структуры.

Взгляды педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Развитие ребенка на уроках происходит по-разному. Все зависит от того, что именно понимается под развитием.

Если иметь в виду, что развитие - это наращивание знаний, умений и навыков производить определенные действия (складывать, вычитать, анализировать, обобщать и развивать память, воображение и т. д.) - такое развитие обеспечивается именно традиционными уроками. Оно может идти быстро или медленно.

Если предпочитаете быстрый вариант - тогда необходимо обратиться к нетрадиционной организации урока.

Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.

Задания могут быть самые разнообразные. Например, по русскому языку:

  • заполнить анкету (текст);
  • ответить на письма читателей;
  • подготовить подпись к фотографиям;
  • создать рекламу газеты;
  • составить рассказ по опорным словам;
  • придумать пример по аналогии и т.д.

Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма, творческого таланта учителя.

Вот как пишет об этом Л. С. Выгодский: “Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себя некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать нас, возбудить интерес к какому- либо предмету или явлению. Следовательно, чтобы поставить этот предмет или явление в личные отношения к ученику, надо сделать его изучение личным делом ученика, тогда мы можем быть уверены в успехе. Через детский интерес к новому детскому интересу - такового правило”.

Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами. Поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды и т.п. Если внести в урок этот эффект, считайте, что вам уже удастся пробудить у учащихся желание решать те задачи, которые вы перед ними поставили.

Из этого следует, что среди многообразия путей и средств формирования устойчивых познавательных интересов, выделим следующие:

  • увлеченное преподавание;
  • новизну учебного материала;
  • показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников;
  • использование новых и нетрадиционных форм обучения;
  • чередования форм и методов обучения;
  • проблемное обучение, эвристическое;
  • обучение с компьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных средств;
  • тестирование знаний, умений и навыков;
  • показ достижений обучаемых;
  • создание ситуаций успеха;
  • соревнование (с товарищами по классу, самим собой);
  • создание положительного микроклимата в классе, доверие к ученику;
  • педагогический такт и мастерство педагога;
  • отношение педагога к своему предмету, к учащимся и т.д.

В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования ? создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников.

Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии.

Такие формы проведения занятий снимают традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что приведёт к падению у учащихся интереса к предмету.

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него и соответствуют индивидуальным особенностям учащихся.

Литература

  1. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа.- М.,1998.
  2. Бетенкова Н.М., Фонин Д., С. Конкурс грамотеев. - М., Просвещение 1995.
  3. Истомина Н.Б. Развивающее обучение // Начальная школа.- М.,1996.
  4. Крутецкий В.А.. Психология.- М., Просвещение, 1986.
  5. Кульневич С.В., Лакоцетина Т. П. “Нетрадиционные уроки в начальной школе”. Выпуск 1 и 2. - ТЦ “Учитель”, 2002г.
  6. Модылевская Г.И. Нестандартные формы уроков внеклассного чтения // Начальная школа.- М.,1997
  7. Савинова С.В., Гугучкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе. – Волгоград, 1997.
  8. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением. – Екатеринбург, 1998.
  9. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль, 1995.

Преподавание в начальной школе.

Нестандартные уроки – одно из средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируется более прочные, глубокие знания. Уроки такого вида либо начинают изучение новой темы, либо её завершают.

Уроки типа КВН - эти формы урока “пришли” с внеклассных занятий и стали популярными. Область их применения - преимущественное повторение тем и разделов.

Вашему вниманию представлен урок – КВН по русскому языку.

Составила учитель начальных классов высшей квалификационной категории Кондрашова Надежда Владимировна, персональный идентификатор: 218-131-013, МОУ “Покровский лицей”, с. Покровка, Абдулинский района, Оренбургская область.

К В Н – по русскому языку 2 класс.

Цель: Закрепить знания учащихся по пройденным темам.

Развивать внимание, логическое мышление, речь, кругозор учащихся.

Воспитывать любовь к родному языку, взаимопомощь, товарищество и дружбу.

Оборудование: эпиграф о русском языке, эмблемы каждому участнику игры, задания для каждого конкурса должны быть приготовлены.

Тип урока: КВН, закрепление пройденного.

1. ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССА (эпиграф напечатать на доске)

“Учите русский – годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом”.

/Сабир Абдула /

ВЫСТУПЛЕНИЕ

2. ВЕДУЩИЙ:

Язык, на котором мы говорим, красив и богат.

На русском языке говорят не только русские.

Он понятен каждому человеку, живущему, в нашей стране.

3. ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД: / обе команды /

Все ученики:

Мы веселые ребята, и не любим мы
скучать.
С удовольствием мы с вами в КВН
будем играть.

1-я команда:

Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

2-я команда:

И, соревнуясь, вместе с вами
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней.

4. ВСЕ УЧАСТНИКИ ПОЮТ ПЕСНЮ О КВНе /на мелодию песни “УЛЫБКА” композитора В. Шаинского/

Любит КВН наш дружный класс,
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри
Путь к победе труден, что ни говори.
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой
Чтоб находчивость и знания
проверить
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем
верить.

5. ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНДАМИ ЖЮРИ И ВРУЧЕНИЕ ИМ СВОИХ ЭМБЛЕМ

Вам и слава, и почет!
Все мы любим точный счет.

6. ОТГАДЫВАНИЕ НАЗВАНИЙ КОМАНД И ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНДАМ

а/ СОВОЛ – поставьте правильно буквы, чтобы получилось название команды “Слово”.

б/ Ставьте рядом все части, которые я буду произносить, тогда получите название другой команды.

Сначала – ПРЕД, а потом – ЛОЖ, а затем – ЕН и в конце ИЕ. “Предложение”.

Команда “Слово” – Победу, а не поражение, мы вам желаем предложение.

Команда “Предложение” –

У нас приветствие готово к ребятам, из команды
“Слово”
Соперник наш не позабудь:
К победе очень труден путь!”

  1. КОНКУРС КАПИТАНОВ

В стране словарная

береза шофер

помидор погода

мороз снег

ребята девочка

чай день

/ Поставить ударение в словах /

  • Какая буква в русском языке ударная?
  • В каких словах ударение не ставится?

2-й конкурс ШИФРОВАЛЬНАЯ

/ Дать командам кроссворды. Они должны разгадать и объяснить на какое правило там слова /

1- я команда:

1. Мы ходим ночью, ходим днем, но никуда мы не уйдем. / Часы /

2. Нахмурится, насупится, в слезы ударится – ничего не останется. / Туча /

3. Хвостом виляет, зубаста, а не лает. / Щука /

4. Таскал меня зверь, а попал на людей. / Шуба /

5. Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются./Лыжи/

       
       
       
       
       

2-я команда:

1. В золотой клубочек спрятался дубочек. / Желудь /

2. Его весной и летом мы видим одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. / Дуб/

3. В огне не горит, в воде не тонет. / Лед /

4. Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. / Лук /

5. Кто растет корнем вверх. / Зуб /

           
     
     
     
     

3-й конкурс: СОСТАВЬ ПРАВИЛЬНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ

/Слова в пословицах написаны на отдельных листочках, дети должны собрать пословицы правильно/

1-я команда:

Дерево дорого плодами, а человек делами.
Хорошо того учить, кто слушает.

2-я команда:

Не спеши языком, торопись делом.
Друга – ищи, а нашёл – береги.

/- Что это такое? Объясни смысл этих пословиц?/

4-й конкурс: МОЖЕМ МЫ ДИКТАНТ ПИСАТЬ НА “4” и НА “5”

/ На листочке каждый член команды записывает только одно слово из предложения, а затем передает другому /

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОМОГАЕТ НАМ ДРУЖИТЬ / листочки передать членам жюри /

  • После чего каждый член команды пишет диктант под диктовку на листочках.

Наступил март. С крыши падает чистая капель. У крыльца осели сугробы. Быстро бежит ручей. А в лесу еще царствует зима.

/ Все тексты жюри, они выставляют оценки. Жюри подводят итоги /

5-й конкурс: “БОЛЕЛЬЩИКАМ”

“ Поддержи наши команды, помоги им победить”

/Болельщикам каждой команды загадываются загадки, они должны их отгадать, тем самым принести очко своим командам./

  1. Дом зеленый тесноват, узкий длинный, гладкий.
    В доме рядышком сидят круглые ребятки.
    Осенью пришла беда: треснул домик гладкий
    Поскакали кто - куда круглые ребятки. / Горох /
  2. Красненькая матрешка, беленькое сердечко. / Малина /
  3. В поле сережки на тоненькой ножке. /Овес /
  4. На одной ноге стоит. Срежут, засолят - хрустит.
    Приготовят салат, с постным маслицем съедят. /Капуста /
  5. Зелена, а не луг, бела, а не снег. Кудрява, а не голова. /Береза /
  6. Никто ее не пугает, а она вся дрожит. /Осина /
  7. В огороде вырастаю, а когда я созреваю,
  8. Варят из меня томат, в щи кладут и так едят. / Помидор /

  9. Без окон и без дверей полна горница людей. / Огурец /

/ Предоставляем слово жюри /

6-й конкурс: РАСКРОЙТЕ СКОБКИ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Хорошее слово / до / сердца / до / йдет /.

С / горы / с / бежал поток проворный /.

- Как пишутся приставки со словами?

- Как пишутся предлоги со словами?

- Для чего служат предлоги в предложении?

- Разобрать эти предложения.

- Что называется существительным? Прилагательным? Глаголом?

- От чего зависят в предложении прилагательные? Глаголы?

7-й конкурс: ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

/Командам было дано домашнее задание составить сказки, а теперь они должны их прочитать, а члены жюри оценить их./

- Чтение составленных сказок про “ЖИ” и “ШИ”.

- Про мягкий знак.

1-я команда: СКАЗКА ПРО “ЖИ” и “ШИ”

  • Один раз собралось в лесу много зверей. Вышел вперед медведь и сказал:

Сейчас будут звери соревноваться на знание “ЖИ” и “ШИ”. Стартовали бельчонок, зайчонок и лисенок. Вот первое препятствие: стоят ЛЫ. А дальше точки. Нужно вставить какой-то слог. Лисенок дописал ЖЫ. Лыжи ни с места. Зайчонок крикнул:

-Лыже! Лыжи стоят. Бельчонок дописал ЖИ. Получилось ЛЫЖИ! И лыжи поехали.

Вот второе препятствие: впереди “ГАЛО”. А дальше? Лисенок и зайчонок сошли с дистанции, а бельчонок и тут дал правильный ответ: “ГАЛОШИ”! И он получил главный приз: ЛЫЖИ и ГАЛОШИ.

2-я команда: СКАЗКА ПРО Ь

На полянке в лесу собралось очень много зверей. Вот вышел вперед медведь и сказал:

-”В моем названии есть особенная буква”.

Задумались звери и начали спорить. Затем вышел на середину полянки бельчонок и сказал:

- “ В моем названии тоже есть такая же буква, как и у дяди Миши”. Звери подняли шум во весь лес. На их шум пришел еж и говорит:

- “А я знаю, какая эта буква. Это буква Ь”.

Еж постоял, помолчал… А потом говорит:

- “В нашем лесу живет очень маленькое животное, с длинным хвостом, с маленькими ушами. В ее названии тоже есть эта буква”. Как называется это животное?

10-ый конкурс: НАПИШИ НАС ПРАВИЛЬНО

/ Слова нужно написать в три столбика: м. р.; ж. р.; ср. р. /

Гора, дерево, папа, пенал, ручка, окно, книга, дверь, стул, портфель, улица, небо, яблоко, стол, конь, поле, море, тетрадь.

/ листочки отдаем жюри для проверки /

/стихотворение о грамматике читает ученик/

Грамматика, грамматика-наука очень строгая!
Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее плохое было бы житье!
Не составить телеграмму и открытку не отправить,
Даже собственную маму с днем рожденья не поздравить.
Отправляя поздравленья, помни правило склонения.
Род, число и падежи крепко в памяти держи!
А приставки и частицы - вроде хитреньких зверьков!
Им охота порезвиться обмануть учеников!
Люблю тебя грамматика, ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика, осилю понемногу я!

- Исполнение песен участниками праздника.

Подведение итогов:

- Жюри подводят итоги. Команда, победившая в игре, получает сладкий приз.

Интегрированный урок

В современных условиях обучения предмета в школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных дидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения предмета. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам.

Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Кроме того, науки гуманитарного цикла ставят предмет для разговора, повод для коммуникации.

Литература играет большую роль в эстетическом развитии учащихся. Тексты художественных произведений являются важнейшим средством приобщения учащихся к культуре. Знания о выдающихся представителях культуры, о конкретных произведениях искусства приобретаются в процессе чтения.

Основными целями интеграции предмета с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний, и обмен этими знаниями в условиях речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.

Открытый интегрированный урок в 1 классе чтение + письмо

Составила и провела учитель начальных классов МОУ “Покровский лицей” с. Покровка, Абдулинского района, Оренбургской области Кондрашова Надежда Владимировна, учитель высшей категории идентификатор:218-131-013.

Тема: Чтение текстов с изученными буквами. Л. Толстой “Два товарища”. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

Цель: 1.Продолжить знакомить учащихся с произведения Л.Н.Толстого; работать по классификации букв; повторить знания учащихся по изученным буквам.

2.Развивать навыки чтения; умение работать с текстом; развивать речь, внимание, мышление, фонематический слух, орфографическую зоркость, каллиграфию учащихся.

3.Воспитывать чувство товарищества, благородства, дисциплинированность, самостоятельность.

Тип урока: интегрированный.

Методы: поисковый, исследовательский, наглядный, опроса, интерактивный.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, тетради, портрет Л.Н.Толстого, выставка книг писателя, презентация, фонограмма песни “Танец маленьких утят”.

ХОД УРОКА

I.Орг. момент.

а) Представление гостей.

б) Настрой на урок. Чтение стихотворения. (Все уч-ся)

Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Повторение пройденного. (слайд №1, предложения на слайде написать на интерактивной доске)

а) Зрительный диктант. (на листочках)

Я хочу посадить цветы.

Я люблю георгины.

(Дети читают только глазами. Учитель считает: 1- е предложение до -10,после чего пишут самостоятельно по памяти. 2-ое предложение до – 7, после чего пишут самостоятельно на листочках).

б) Проверка домашнего задания.

- О чём вы читали текст на прошлом уроке? (об овощах)

- Где хозяйка взяла овощи? (на базаре)

- О чём спорили овощи? (кто вкусней и нужней на земле)

-Для чего были нужны овощи хозяйке? (чтобы сварить вкусный суп)

-Кто автор этого произведения? (Ю. Тувим)

-Ребята, а где растут овощи? (на огороде)

- А сейчас мы разыграем сценку об овощах. (слайд №2. Дети надевают короны с овощами на голову и выходят)

ОВОЩЕВОД:

В огород вы заходите,
Овощей там наберите,
Дары матушки – Земли
Мы сегодня привезли.

ЛУК:

Я репчатый, зелёный, (слайд №3)
Сушёный и солёный.
Как приправа к блюдам
Я полезен людям.

СВЁКЛА:

Кругла я, словно шарик. (слайд№4)
Меня за вкус все уважают,
Добавляют в винегрет,
Полезней свёклы в мире нет.

МОРКОВЬ:

Я девица из темницы,
Вот зелёная коса.
Я всегда могу сгодиться,
Витамин дарю вам А.

КАРТОФЕЛЬ:

Я посажен весной, (слайд№5)
Летом, я окучен.
И за то, что я полезен,
Грамота мне вручена.

РЕДИСКИ:

Мы – редиски, мы – подружки.
Мы уже готовы.
Быть в салате вместе с луком –
Ешьте на здоровье!

ПОМИДОР:

И я, томат, вас видеть рад. (слайд№6)
Я полон витаминов,
Несу здоровья я заряд,
Не хуже мандаринов.

ОГУРЕЦ:

Я – огурчик для салата,
Я расту на грядке.
Ешьте, люди, огурцы –
Будет всё в порядке.

КАПУСТА:

Полезней сока моего (слайд №7)
Ничего на свете нет.
Пейте сок капустный люди,-
Доживёте до ста лет.

ОВОЩЕВОД:

Мы представили для вас (слайд №8)
Овощей рекламу.
Ну, а теперь продолжим мы
Нашу программу.

- Ребята, мы узнали, насколько полезно есть овощи. Они богаты витаминами, которые нужны нам для нашего здоровья, роста и развития.

III. Новая тема.

  1. а) Небольшая викторина по произведениям Л.Н.Толстого.
  2. - Из каких произведений эти строки:

    -Ваня покраснел как рак и сказал: “Нет, я косточку бросил за окошко”. (Косточка)

    - Не дурно то, что дед стар и слаб, а то дурно, что внук млад и глуп. (Дед и внучек)

    -Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Выскочила в окно и убежала. Медведи не догнали её. ( Три медведя)

    -Герою, какого рассказа пришлось идти в школу в отцовской шапке? (Филиппок)

    - Кто автор этих рассказов? (Л.Н.Толстой)

    Как вы думаете, рассказ какого автора мы будем читать на уроке?

    (рассказ Л.Н. Толстого)

    б) Сообщение темы урока. ( слайд №9)

    -Сегодня мы познакомимся ещё с одним очень поучительным рассказом Л.Н.Толстого “Два товарища”.

    Биография автора

    Л.Н.Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная поляна, Тульской губернии в знатной дворянской семье. С девяти лет остался сиротой, воспитывался у тётки в Казани, получил домашнее образование.

    Затем учился в Казанском университете, служил а армии, участвовал в Крымской войне, а потом поселился в Ясной поляне. (слайд №10 показать дом Толстых) Он очень любил детей, писал для них книги. А в 1859 году открыл школу для крестьянских детей, лишившись графского титула. (слайд №11, здание школы. Мы с вами это видели в интернете. Помните?)

    Тогда в нашей стране было мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были неграмотны. Лев Николаевич сам учил ребят, писал для них книги. Работу в школе Толстой считал самым важнейшим делом своей жизни.

  3. а) Работа по Азбуке.
  4. б) читать текст “ Два товарища”. (хорошо читающие ученики)

    в) Работа по содержанию текста.

    -Где были дети?

    -Кто набросился на детей?

    -Как они среагировали на опасность?

    -Как поступил медведь?

    - В чём не прав мальчик залезший на дерево? (посмеялся над товарищем)

    -Какой вывод вы сделаете?

    -Как об этом пишет автор? (плохие люди те, которые в опасности от своих товарищей убегают.)

    Обратиться к выставке. Кто из вас заинтересуется произведениями Толстого

    Может взять и почитать эти книги.

    г) Читать стихотворение Е.Благининой о щенке. (хорошо читающими учениками)

    - О ком это стихотворение? (о щенке)

    -Какой был щенок? (тщедушный - щуплый, хилый, чахлый)

    -Как мальчик за ним ухаживал? (кормил, от стужи защищал)

    -Как реагировал на это щенок? (от радости пищал)

    ФИЗМИНУТКА. (под музыку “ Танец маленьких утят” фонограмма)

  5. ПИСЬМО. (слайд№12)

а) Записать число, классная работа.

б) Минутка чистописания.

ча ща

чу щу

На какое правило эти слоги?

в) слайд №13. Сова и Ёжик сидит за партой.

- Сова, очень строгая учительница из лесной школы, дала задание Ежу

составить слова из слогов: (составленные слова записать в тетрадь и на доске, ученики по одному выходят к доске и записывают эти слова)

-Слово щенок разобрать. Сделать звуко-буквенный анализ. Самостоятельно.

-На какое правило эти слова?

-Назовите слова, которые обозначают одушевлённый предмет?

-На какой вопрос отвечают остальные слова? (Что?) Почему? (Они обозначают неодушевлённый предмет)

4. Работа над предложением.

а) Записать предложение с комментированием у доски.

На крючке была зубастая щука.

Посмотрите внимательно, на какие правила встречаются слова в этом предложении.

- О ком говорится в этом предложении?

- Назовите слово, которое обозначает действие предмета?

- Назовите слово, которое обозначает признак предмета?

- Попробуйте задать вопрос к следующему слову? (щука - была где?)

5. Словарно – зрительный диктант. (слайд №14)

а) тёмная

шишка

туча

пыль

играть

журчал

б) Работа над этими словами.

-Найти слова с сочетаниями - ча

- Объяснить написание слов с “ь” знаком.

- найти слова, которые обозначают действие предмета.

- найти слова, которые обозначают признак предмета.

в)записать эти слова под диктовку.

IV. Итог урока. Понравился вам урок? Что нового и интересного узнали на уроке?